Возможности цифровых ресурсов геймификации для поддержки когнитивного развития личности

Автор: Соболева Елена Витальевна

Журнал: Science for Education Today @sciforedu

Рубрика: Математика и экономика

Статья в выпуске: 5 (45), 2018 года.

Бесплатный доступ

Проблема и цель. Статья посвящена решению научной проблемы реализации потенциала цифровых ресурсов геймификации для поддержки когнитивного развития личности. Цель статьи - выявление возможностей эффективного использования цифровых ресурсов геймификации для поддержки когнитивного развития личности. Методология. Включает анализ психолого-педагогической, методической и технической литературы зарубежных и отечественных авторов по вопросам использования цифровых ресурсов в познании и обучении; метод систематизации и обобщения фактов, концепций. На этапе педагогического эксперимента применялись эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов когнитивной деятельности учащихся. Результаты. Во-первых, исследован потенциал современных цифровых технологий относительно развития всех видов мыслительных процессов (формирование понятий, решение задач, логика и др.). Во-вторых, выявлены проблемы, ограничивающие на практике активное использование цифровых ресурсов для обучения когнитивному моделированию. В-третьих, определены условия эффективного применения сервисов геймификации для включения в когнитивную деятельность. В-четвёртых, для реализации выявленных условий предложен подход к организации когнитивного моделирования в игровом образовательном пространстве. Заключение. Обобщаются возможности эффективного использования цифровых ресурсов геймификации для поддержки когнитивного развития личности.

Еще

Игровая образовательная среда, системное мышление, когнитивное развитие, деятельностный подход, интеллект, пространство игры, эффективность обучения

Короткий адрес: https://sciup.org/147229374

IDR: 147229374   |   DOI: 10.15293/2226-3365.1805.10

Список литературы Возможности цифровых ресурсов геймификации для поддержки когнитивного развития личности

  • Борисенко И. Г., Яценко М. П., Черных С. И. Информационная политика в образовательной системе как отражение проблем общества // Философия образования. - 2016. - № 1. - С. 51-60. DOI: 10.15372/PHE20160105
  • Леонтьев Д. А, Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л. С. Выготского // Вопросы образования. - 2017. - № 2. - С. 98-112. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-98-112
  • Лученков А. В. Модель старшей школы, ориентированной на возрастные особенности учащихся: результаты внедрения // Вопросы образования. - 2016. - № 1. - С. 191-204. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-191-204
  • Малошонок Н. Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 59-83. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83
  • Ненашев М. И., Окулов С. М., Юлов В. Ф. О развитии интеллекта школьника в процессе изучения информатики // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 3-3. - С. 64-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18973414
  • Полякова В. А., Козлов О. А. Воздействие геймификации на информационно-образовательную среду школы // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 513. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32664400
  • Потатуров В. А. Информатизация образования как проблема культуры // Человек и культура. - 2015. - № 3. - С. 1-40.
  • DOI: 10.7256/2409-8744.2015.3.15247
  • Тюменева Ю. А., Шкляева И. В. Два подхода к пониманию «применения знаний»: трансфер и моделирование. Обзор литературы и критика // Вопросы образования. - 2016. - № 3. - С. 8-33.
  • DOI: 10.17323/1814-9545-2016-3-8-33
  • Урсул А. Д., Урсул Т. А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. - 2015. - № 1. - С. 11-74.
  • DOI: 10.7256/2409-7144.2015.1.14001
  • Aykac V. An application regarding the availability of mind maps in visual art education based on active learning method // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 174. - P. 1859-1866.
  • DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.848
  • Babintsev V. P., Sapryka V. А., Serkina Ya. I., Ushamirskaya G. F. Reform of higher education in Russia: habitus conflict // European Journal of Contemporary Education. - 2016. - Vol. 17, Issue 3. - P. 284-294.
  • DOI: 10.13187/ejced.2016.17.284
  • Bodnar Ch., Clark R. Can Game-Based Learning Enhance Engineering Communication Skills? // IEEE transactions on professional communication. - 2017. - Vol. 60, Issue 1. - P. 24-41.
  • DOI: 10.1109/TPC.2016.2632838
  • Brull S., Finlayson S. Importance of Gamification in Increasing Learning // The Journal of Continuing Education in Nursing. - 2016. - Vol. 47 (8). - P. 372-375.
  • DOI: 10.3928/00220124-20160715-09
  • Cakiroglu U., Basibuyuk B., Guler M., Atabay M., Memis B. Y. Gamifying an ICT course: Influences on engagement and academic performance // Computers in human behavior. - 2017. - Vol. 69. - P. 98-107.
  • DOI: 10.1016/j.chb.2016.12.018
  • Chou C. An Analysis of the 3D Video and Interactive Response Approach Effects on the Science Remedial Teaching for Fourth Grade Underachieving Students // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2017. - Vol. 13 (4). - P. 1059-1073. a
  • DOI: 10.12973/eurasia.2017.00658
  • Cózar-Gutiérrez R., Sáez-López J. M. Game-based learning and gamification in initial teacher training in the social sciences: an experiment with MinecraftEdu // International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2016. - Vol. 13. - P. 2.
  • DOI: 10.1186/s41239-016-0003-4
  • Dichev Ch., Dicheva D. Gamifying education: what is known, what is believed and what remains uncertain: a critical review // International journal of educational technology in higher education. - 2017. - Vol. 14. - P. 9.
  • DOI: 10.1186/s41239-017-0042-5
  • Edwards A., Head M. Introducing a culture of modeling to enhance conceptual understanding in high school chemistry courses // Journal of Chemical Education. - 2016. - Vol. 93 (8). - P. 1377-1382.
  • DOI: 10.1021/acs.jchemed.6b00125
  • Emerson T. L. N., English L. K., McGoldrick K. M. Cooperative learning and personality types // International Review of Economics Education. - 2016. - Vol. 21. - P. 21-29.
  • DOI: 10.1016/j.iree.2015.12.003
  • Faiella F., Ricciardi M. Gamification and learning: a review of issues and research // Journal of e-Learning and Knowledge Society. - 2015. - Vol. 11, № 3. - P. 13-21.
  • DOI: 10.20368/1971-8829/1072
  • Hamada M., Hassan M. An Interactive Learning Environment for In-formation and Communication Theory // Eurasia Journal of Mathematics Science and Technology Education. - 2017. - Vol. 13, Issue 1. - P. 35-59. a
  • DOI: 10.12973/eurasia.2017.00603
  • Hasegawa H., Shibasaki S., Ito Y. Shape and Layout Understanding Method Using Brain Machine Interface for Idea Creation Support System // Procedia Computer Science. - 2015. - Vol. 60. - P. 1205-1214.
  • DOI: 10.1016/j.procs.2015.08.183
  • Husen T., Tuijnman A. The contribution of formal schooling to the in-crease in intellectual capital // Educational Researcher. - 1991. - Vol. 20 (7). - P. 17-25.
  • DOI: 10.3102/0013189X020007017
  • Kelly P., Koates H., Naylor R. Leading Online Education from Participation to Success // Educational Studies. - 2016. - № 3. - P. 34-58.
  • DOI: 10.17323/1814-9545-2016-3-34-58
  • Kholodnaya M. A. Intelligence, creativity, learning capability: resource approach (development of V. N. Druzhinin's ideas) // Social Sciences. - 2016. - Vol. 47, № 2. - P. 80-94. https://elibrary.ru/item.asp?id=26277580
  • DOI: 10.21557/SSC.46698030
  • Manz E. Understanding the codevelopment of modeling practice and ecological knowledge // Science Education. - 2012. - Vol. 96 (6). - P. 1071-1105.
  • DOI: 10.1002/sce.21030
  • Marti-Parreno J., Mendez-Ibanez E., Alonso-Arroyo A. The use of gamification in education: a bibliometric and text mining analysis // Journal of computer assisted learning. - 2016. - Vol. 32, Issue 6. - P. 663-676.
  • DOI: 10.1111/jcal.12161
  • Mayer R. V. Сomputer model of the empirical knowledge of physics formation: coordination with testing results // European Journal of Contemporary Education. - 2016. - Vol. 16, Issue 2. - P. 239-247.
  • DOI: 10.13187/ejced.2016.16.239
  • McVey M. Changing spaces of education: New perspectives on the nature of learning // International Review of Education. - 2013. - Vol. 59, Issue 6. - P. 805-807. URL:
  • DOI: 10.1007/s11159-013-9394-9
  • Pennington B., McComas J. Effects of the good behavior game across classroom contexts // Journal of applied behavior analysis. - 2017. - Vol. 50, Issue 1. - P. 176-180.
  • DOI: 10.1002/jaba.357
  • Scanlon E. Technology enhanced learning in science: interactions, affordances and design based research // Journal of Interactive Media in Education. - 2010. - № 2. - P. Art. 8.
  • DOI: 10.5334/2010-8
  • Semenov A. Seymour Papert and Us. Constructionism as the Educational Philosophy of the 21st Century // Educational Studies. - 2017. - № 1. - P. 269-294.
  • DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-269-294
  • Sokolowski A., Yalvac B., Loving C. Science modelling in pre-calculus: How to make mathematics problems contextually meaningful // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. - 2011. - Vol. 42 (3). - P. 283-297.
  • DOI: 10.1080/0020739X.2010.526255
  • Su C. The effects of students' learning anxiety and motivation on the learning achievement in the activity theory based gamified learning environment // Eurasia Journal of mathematics, science and technology education. - 2017. - Vol. 13 (5). - P. 1229-1258. a
  • DOI: 10.12973/eurasia.2017.00669
  • Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.
  • Гальперин П. Я. Лекции по психологии. - М.: КДУ, 2002. - 400 с.
  • Denning P. J. [et al.] Computing as a discipline // Communications of the ACM. - 1989. - Vol. 32, no. 1. - P. 9-23.
  • Papert S. MINDSTORMS. Children, Computers, and Powerful Ideas. - 1980.
  • Kuznetsov A. A., Beshenkov S. A. Russian Educational Standards of Informatics and Informatics Technologies (ICT): Aims, Content, Perspectives // Mittermeir R.T. (eds) From Computer Literacy to Informatics Fundamentals. ISSEP 2005. Lecture Notes in Computer Science. - 2005. - Vol. 3422. - Springer, Berlin, Heidelberg. URL:
  • DOI: 10.1007/978-3-540-31958-0_9
  • Jacobson E. Computer homework effectiveness in developmental mathematics // Journal of Developmental Education. - 2006. - Vol. 29 (3). - P. 2-8.
  • Васенина Е. А., Соболева Е. В. Взаимодействие между участниками образовательного процесса по информатике в условиях применения информационных технологий. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. - 163 с.
  • Beshenkov S. A., Mindzaeva E. V., Beshenkova E. V., Shutikova M. I., Trubina I. I. Information Education in Russia // Uskov V., Howlett R., Jain L. (eds) Smart Education and e-Learning. - 2016. - Smart Innovation, Systems and Technologies. - Vol. 59. - Springer, Cham, 2016.
  • DOI: 10.1007/978-3-319-39690-3_50
  • Kapp K. M. Tools and techniques for transferring know-how from boomers to gamers // Global Business and Organizational Excellence. - 2007. - Vol. 26, no. 5. - P. 22-37.
  • De-Marcos L., Garcia-Cabot A., Garcia-Lopez E. Towards the Social Gamification of e-Learning: A Practical Experiment // International journal of engineering education. - 2017. - Vol. 33, Is. 1. - P. 66-73.
  • Deterding S., Kahled R., Nacke L., and Dixon D. Gamification: Toward a Definition // CHI. -2011. - P. 1-4.
  • Llorens-Largo F., Gallego-Duran F., Villagra-Arnedo C. et al. Gamification of the Learning Process: Lessons Learned // IEEE revista iberoamericana de tecnologias del aprendizaje-ieee rita. - 2016. - Vol. 11, Is. 4. - P. 227-234.
  • DOI: 10.1109/RITA.2016.2619138
  • Дуванов A. A., Зайдельман Я. Н., Первин Ю. А., Гольцман М. Роботландия: курс ИНФОрматики для младших школьников // ИНФО. - 1989. - № 5. - С. 37-45.
Еще
Статья научная