Возможности фиксации петроглифов для трасологического изучения (к историографии вопроса)

Бесплатный доступ

Изучение технологических особенностей петроглифов является одним из перспективных направлений в современных исследованиях наскального искусства. В последние годы появилось немало работ, посвященных методическому аспекту экспериментально-трасологического изучения петроглифов, в том числе обзоров и обобщений опыта применения всевозможных методов фиксации в петроглифоведении. Однако в русскоязычной научной литературе крайне слабо раскрывается специфика выявления информации о рельефных наскальных изображениях для трасологического анализа. Как показано в специальных работах, посвященных технологическому исследованию петроглифов, изучение следов требует рассмотрения различных характеристик рельефа обработанных участков скалы в плане и в профиле. Таким образом, для получения достоверной информации о технологических особенностях изучаемых изображений необходимо привлечение методов «объемного» копирования либо 3D-реконструкции. Важным условием является возможность получения разрезов копий изображений, позволяющих выявить характер профиля следов, образующих петроглифы на поверхности скалы. Рассмотрены различные, наиболее приемлемые для дальнейшего технологического изучения способы документирования образцов наскального искусства.

Еще

Петроглиф, наскальное искусство, контактная и бесконтактная фиксация, объемное копирование, фотофиксация, трехмерная реконструкция, облачная фотограмметрия, трасология, технология

Короткий адрес: https://sciup.org/147219033

IDR: 147219033

Список литературы Возможности фиксации петроглифов для трасологического изучения (к историографии вопроса)

  • Гиря Е. Ю., Дэвлет Е. Г. Некоторые результаты разработки методики изучения техники выполнения петроглифов пикетажем // Уральский исторический вестник. 2010. № 1 (26). С. 107-118.
  • Дэвлет Е. Г. Памятники наскального искусства. Изучение, сохранение, использование. М.: Наука. 2002. 340 с.
  • Дэвлет Е. Г. Альтамира: у истоков искусства. М.: Алетейя. 2004. 280 с.
  • Дэвлет Е. Г., Гиря Е. Ю. «Изобразительный пласт» в наскальном искусстве и исследование техники выполнения петроглифов Северной Евразии // Труды САИПИ. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Вып. 7: Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д. Г. Савинова. С. 186-201.
  • Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А. Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии. М.: Изд-воИАРАН, 2011. 381 с.
  • Дэвлет М. А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М.: Памятники исторической мысли, 1998. 288 с.
  • Заика А. Л. Методика полевых исследований петроглифов: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2006. 43 с.
  • Миклашевич Е. А., Кочанович А. В. Объемные копии наскальных рисунков - вред или польза // Мир наскального искусства: Сб. док. междунар. конф. М.: Изд-во ИА РАН, 2005. С. 177-180.
  • Смирнов П. Н., Шер Я. А. Применение полимеризационных пластиков для копирования скальных рисунков // СА. 1965. № 3. С. 280-282.
  • Хельског К. Сканирование наскального искусства - оптимальный метод документирования? // Труды САИПИ. Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Материалы междунар. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Вып. 8, т. 2. С. 141-142.
  • Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980. 328 с.
  • Azéma M., Gély B., Bourrillon R., Lhomme D. La grotte ornée paléolithique de Baume Latrone (France, Gard) // L'Art Pléistocène dans le Monde. Actes du Congrès IFRAO. Tarasconsur-Ariège, septembre 2010.
  • Bulletin de la Société Préhistorique. Ariège-Pyrénées, 2012, T. LXV-LXVI 2010-2011. P. 214-215.
  • Belarbi M., Raymond P., Saulière N., Touquet R. Acuisition 3D par photogrammétrie et illustration archéologique // JIAP. Livret des communications. P.: L'Institut d'Art et d'Archéologie, 2012.
  • Cassen S., Lescop L., Crimaud V., Suner B. Bienfaits et limites d'un enregistrement lasergrammétrique dans la tombe à couloir de Gavrinis (Morbihan, France) // JIAP. Livret des communications. P.: L'Institut d'Art et d'Archéologie, 2012.
  • D'Errico F., Sacchi D., Vanhaeren M. L'analyse technique de l'art gravé de Fornols-Haut, Câmpome, France. Implication dans la datation de représentation de style paléolithique de sites de plein-air // L'art paléolithique de l'air libre - Le paysage modifié par l'image. Actes du Colloque Intérnational. Tautavel, Câmpome, 1999. P. 75-86.
  • Egels Y. Les téchniques de stéréophotorgammétrie // L'art parital paléolithique. Etude et conversation. Colloque International. Périgueux - Le Thot. 19-22 novembre 1984. Périgueux: Direction du Patrimoine, CNP. 1984. P. 117-119.
  • Garcia M. A. Art et empreinte - les relevés des sols // L'art parital paléolithique. Etude et conversation. Colloque International. Périgueux - Le Thot. 19-22 novembre 1984. Périgueux: Direction du Patrimoine, CNP. 1984. P. 131-138.
  • Pierrot-Deseilligny M., Clery I. Evolutions récents de la photogrammétrie et modélisation 3D par photos des milieux naturels // Images et modeles 3D en milieux naturels. Colléction Edytem. Bourget-du-Lac, 2011. T. 12. P. 51-66.
  • Plets G., Gheyle W., Verhoeven G., De Reu J., Bourgeois J., Verhegge J., Stichelbaut B. Three-Dimensional Recording of Archaeological Remains in the Atlai Mountains // Antiquity Publications. 2012a. No. 86. P. 884-897.
  • Plets G., Verhoeven G., Cheremisin D., Plets R., Bourgeois J., Stichelbaut B., Gheyle W., De Reu J. The Deteriorating Preservation of the Altai Rock Art: Assessing Three-Dimensional Image-Based Modeling in Rock Art Research and Management // Rock Art Research. 2012б. Vol. 29. P. 139-156.
  • Plisson H. Digital Photography and Traceology: from 2D to 3D // Journal of Ardhaeological Science. 2012 (in press). Plisson H. 3D en kit: des solution pour la tracéologie et au delà // JIAP. Livret des communications. Archeologia e Calcolatori. P.: L'Institut d'Art et d'Archéologie. 2013. № 3. URL: http://jiap2012.sciencesconf.org/6711 (дата обращения 03.12.2013).
  • Robert E., Egels Y., Boche E., Vigears D. Vialou D. La photogrammétrie en grotte ornée: application pour l'etude et la contextualisation de l'art préhistorique dans les grottes Blanchard (Indre) et Rouffignac (Dordogne) // JIAP. Livret des communications. P.: L'Institut d'Art et d'Archéologie, 2012.
Еще
Статья научная