Возможности и средства реализации потенциала экологической деонтологии в содержании образования студентов вуза

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются возможности и средства актуализации потенциала экологической деонтологии в содержании образования студентов вуза. Предложена методическая система, включающая поддерживающие элективные курсы, междисциплинарные модули и интерактивные технологии. Ее опробование в образовательном процессе свидетельствует о позитивном влиянии вводимых новаций на формирование базовых показателей эколого-правовой компетентности обучающихся. Полученные в исследовании результаты являются важными для теории и практики образования в интересах устойчивого развития.

Короткий адрес: https://sciup.org/14315290

IDR: 14315290

Текст научной статьи Возможности и средства реализации потенциала экологической деонтологии в содержании образования студентов вуза

Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, Russia

В статье рассматриваются возможности и средства актуализации потенциала экологической деонтологии в содержании образования студентов вуза. Предложена методическая система, включающая поддерживающие элективные курсы, междисциплинарные модули и интерактивные технологии. Ее опробование в образовательном процессе свидетельствует о позитивном влиянии вводимых новаций на формирование базовых показателей эколого-правовой компетентности обучающихся. Полученные в исследовании результаты являются важными для теории и практики образования в интересах устойчивого развития.

The article considers the possibility and means of actualization of the potential of ecological deontology in the content of education of university students. The system of methodical tools, including supporting elective courses, interdisciplinary modules and interactive technologies. Its approbation in the educational process indicates the positive impact of the innovations introduced on the formation of basic indicators of ecological and legal competence of students. These study results are important for the theory and practice education in the context of sustainable development.

Актуальность проблемы

Идеи образования в интересах (для) устойчивого развития (ОУР) привлекают внимание все более широких кругов педагогической общественности. Его концептуальные основы, стратегические ориентиры и целевые установки, заложенные в Докладе «Наше общее будущее» (1987) и «Повестке дня на XXI век» (1992), сегодня конкретизируются в образовательных программах многих стран мира. Но оно по-прежнему, как и четверть века назад, остается одной из слабо разработанных областей теории и методики обучения и воспитания. Это своеобразная фронтира — область недостаточно познанного в педагогической науке, актуальность более глубокого исследования которой не вызывает сомнения.

Подходы к решению проблемы

Генеральной задачей ОУР является формирование личности, которой присущ экологический стиль жизни, обеспечивающий необходимое качество окружающей среды для ныне живущих и будущих поколений. На ее выполнение направляют свои усилия экологическая педагогика, экологическая психология, экологическая девиантология, социальная экология.

Обозначились контуры еще одной сферы познания — экологической деонтологии ( «deontos» — должное, надлежащее и «logos» — знание), имеющей огромный потенциал в решении задач ОУР. Ее истоки в классической деонтологии И. Бентама [1]. Она базируется на идеях ноосферогенеза, коэволю-ционной стратегии и учении об экологическом императиве, получивших развитие в работах Н. Н. Моисеева [10].

В ее информационном поле выделяются содержательные линии, исследовательские программы которых направлены на изучение двух взаимосвязанных форм регулятивов отношений в системе «человек-об-щество-природа» — экологического права и экологической этики. И та, и другая основывается на знании законов природы, которые определяют «берега» деятельности и поведения человека в окружающей среде. И в этом плане их нельзя отделять одну от другой, они выступают в диалектическом единстве, дополняя друг друга в воспитании долженствовании и экологической ответственности человека.

Экологическая этика закрепляет правила и модели поведения, выработанные сообществом людей, как желательный стандарт. Этическая линия экологической деонтологии, развиваемая в современной философии (В. Е. Борейко, К. О. Apel, А. В. Матвiйчук и др.) [2, 11, 12], раскрывается в работах, посвященных этическому воспитанию учащейся молодежи.

Экологическое право раскрывает систему законодательно оформленных норм поведения и деятельности человека в природе, обязательных к неукоснительному исполнению. В нем присутствует и этическая составляющая, ибо каждое его требование разрабатывается с учетом необходимости создания благоприятных условий для жизни человека в настоящем и будущем. Правовая содержательная линия экологической деонтологии нашла свое отражение в философии, методологии, теории и практике экологического права (М. М. Бринчук, М. Ю. Мастушкин, А. Д. Урсул и др.) [3]. Отдельные аспекты актуализации этой линии в образовательном процессе раскрыты в наших работах [4—8].

Вместе с тем в условиях перехода к устойчивому развитию доминируют именно правовые регулятивы [13]. Важнейшей составляющей стиля жизни человека, выражающей деонтологический аспект культуры и выступающей регулятивом его поведения и деятельности в окружающей среде, становится эколого-правовая компетентность (ЭПК). Она рассматривается нами как интегративное, непрерывно развиваемое на всем протяжении жизни, личностное качество, складывающееся в результате синтеза эколого-правовой компетенции и практического опыта человека в разрешении проблемных экологических ситуаций с использованием инструментов права [9].

Уровень её сформированности отражает готовность и способность граждан действовать и жить в условиях глобальных перемен, ограничения природных ресурсов, необходимости «жесткого» правового регулирования их потребления и является одной из предпосылок успешности продвижения общества к устойчивому развитию. На это нацеливают концептуальные и правовые документы России (Конституция РФ, «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Экологическая доктрина Российской Федерации», закон РФ «Об охране окружающей среды»), в которых указаны социальные ориентиры развития нашего государства, нашли отражение права и обязанности граждан по сохранению качества окружающей среды.

Вместе с тем система отечественного образования в целом недостаточно оперативно отзывается на требования этих документов. Определенные достижения есть в школьном образовании: разработана «Концепция экологического образования в интересах устойчивого развития в общеобразовательной школе» (А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзят-ковская и др.), экологическая компетенция представлена в наборе общекультурных компетенций среднего образования, накоплен определенный опыт ее формирования у учащихся школы (М. В. Аргунова, Д. С. Ермаков и др.). Более широкий в концептуальном плане подход к ее развитию предлагается в контексте экологической культурологии (С. Н. Глазачев, Н. М. Мамедов и др.).

В той или иной мере проблемы формирования экологической компетенции у студентов вуза рассматривались в рамках общего экологического образования

(Ю. М. Гришаева, А. О. Глазачева, А. И. Новик-Качан, Л. В. Панфилова, Л. В. Папуткова, О. Г. Роговая, В. И. То-маков, Е. А. Шульпина и др.), главным образом, в порядке исследовательских инициатив. Положительно, что в образовательных стандартах последних поколений инженерных, естественнонаучных и юридических направлений и профилей подготовки выпускников, к объектам профессиональной деятельности отнесены природоохранительные технологии, а в число профессиональных компетенций включена способность понимать и применять на практике методы управления в сфере природопользования. Конечно, к числу этих методов относятся и эколого-правовые регулятивы.

Сложнее ситуация с гуманитарными направлениями подготовки в вузе. В структуре образовательных стандартов большинства специалистов социосферы (психология, филология, история, социология, экономика, социальная работа, культурология, библиотечное дело и др.) компетенции, связанные с развитием способности использовать естественнонаучные и экологические (в том числе эколого-правовые) знания в профессиональной деятельности, отсутствуют. В силу этого при разработке учебных планов дисциплины, непосредственно направленные на формирование экологической компетенции студентов, либо вообще исключаются из учебных планов, либо, в лучшем случае, переносятся в его вариативную часть. И это тревожная ситуация. Именно специалисты социосферы, выполняя в процессе своей профессиональной деятельности образовательные, воспитательные и просвещенческие функции, могут оказать существенное влияние на мировоззренческие установки устойчивого развития, поведение и характер деятельности самых широких слоев населения, тем самым, способствуя переходу общества на траекторию устойчивого развития.

Конечно, частично решить проблему с формированием ЭПК гуманитариев можно было бы за счет курса «Правоведение», включенного в базовую часть социально-гуманитарно-экономического (СГЭ) цикла учебных планов всех направлений подготовки выпускников вузов. Однако в силу небольшого объема времени, отводимого на его изучение (как правило, 36 часов аудиторных занятий), и необходимости рассмотрения множества отраслей права, он не в состоянии эффективно осуществлять эту функцию. Значительную поддержку в этом плане мог бы оказать курс «Безопасность жизнедеятельности», также включенный в базовую часть учебных планов. Однако он в основном направлен на формирование навыков безопасного поведения в тех или иных экстремальных ситуациях, а его правовая сторона практически не рассматривается.

Структура и содержание методической системы, реализующей потенциал экологической деонтологии в образовательном процессе

Преодоление сложившейся ситуации возможно за счет пересмотра вариативной части учебных пла- нов и обогащения ее системой элективных курсов экокультурной направленности, усиления деонтологи-ческого ракурса в содержании дисциплин общекультурного и профессионального циклов, использования активных технологий обучения. При этом должны быть созданы условия, стимулирующие самостоятельную работу студентов.

В рамках исследовательской инициативы нами с учетом этих позиций разработана и реализована методическая система актуализации потенциала экологической деонтологии в содержании образования гуманитариев. Система имеет линейно-концентрическую структуру, выстроена с учетом принципов фундамента-лизации и гуманизации образования, научности, системности и систематичности, культуро— и природосо-образности, развивающего и воспитывающего характера образовательного процесса и опорой на смешанную модель экологического образования. В качестве одной из результативных характеристик образовательного процесса рассматривается сформированность эколого-правовой компетентности. Система включает:

  • —    базовый учебный курс «Современная научная картина мира», выстроенный на основе модульного подхода;

  • —    систему поддерживающих элективных курсов «Экологическая культурология», «Социальная экология», «Педагогический потенциал экологической деонтологии», «Экологическая педагогика»;

  • —    набор междисциплинарных мобильных модулей, гармонично встраиваемых в структуру дисциплин базовой и вариативной частей учебных планов: «Естественнонаучные основы устойчивого развития», «Эволюция общества и культурогенез», «Естествознание и экологическая деонтология», «Правовое регулирование природопользования», «Природоохранное законодательство России» и др., в содержании которых в концентрированном виде были реализованы идеи, сформулированные в содержании учебных курсов;

  • —    комплект адаптированных технологий и организационных форм обучения, способствующих активации образовательного процесса, содержательную основу которых составляют идеи экологической деонтологии;

  • —    банк взаимосвязанных разноуровневых поисково-исследовательских задач, решение которых требует от обучающихся не только пополнения эколого-правовых знаний, но и их правильной оценки и интерпретации, оперирования ими при разработке вариантов возможного развития ситуаций и принятии управленческих решений в рамках правового поля.

При проектировании содержания курсов и модулей учитывались такие аспекты взаимодействия человека с окружающей социоприродной средой, как:

  • —    взаимосвязь природного и социокультурного;

  • —    гражданственность, ответственность, права и обязанности человека;

  • —    потребности и права будущих поколений;

  • —    организация жизнедеятельности с минимальной нагрузкой на окружающую среду;

  • —    экономное расходование природных ресурсов;

  • —    культурное, социальное и природное разнообразие;

  • —    ценностное отношение к окружающему миру;

  • —    экологическое право и экологическая этика; и ряд других.

Опробование курсов и модулей осуществлялось с использованием технологии «кейс-стади», которая имеет множество преимуществ по сравнению с отдельными образовательными технологиями. С применением ее методических инструментов удается интегрировать традиционные и инновационные методы обучения, наиболее эффективно использовать идеи проблемно-поискового и развивающего обучения, деятельностного, междисциплинарного, социально-личностно ориентированного, компетентностного, контекстного и других современных педагогических подходов. В структуру кейса могут быть успешно встроены проектная деятельность, различные виды моделирования, системный анализ, мысленный эксперимент, исследовательские и опытно-экспериментальные работы, натуралистические, имитационные, ролевые, интеллектуальные и деловые игры, «мозговой штурм» и т.д. Особо следует отметить ее воспитательное значение, направленность на общую и профессиональную социализацию обучающихся, возможности выбора ими индивидуальной учебной траектории. В ней в наиболее полном виде реализуется педагогическая триада: обучение — воспитание — развитие.

В контексте этой технологии студентами были разработаны и реализованы проекты: «Открываем заказник», «Правовой статус охраняемых территорий», «Экоцивилизация: проектируем, моделируем, строим», «Экологический дом», «Экологический суд», «Качество жизненной среды», «Экологично-экономично» и другие.

Результаты опробования методической системы

В ходе опробования разработанной системы в целом или отдельных её элементов в группах педагогов, социологов, экономистов, культурологов, библиотечных работников и инженеров проводились диагностические исследования. Диагностировались такие показатели ЭПК, как понимание необходимости перехода общества к УР, готовность следовать эколого-правовым нормам, владение элементами эколого-правового регулирования деятельности, умение принимать решения в рамках эколого-правового поля.

Позитивная динамика наблюдалась во всех без исключения группах испытуемых. Однако результаты имеют существенные различия. У инженеров показатели значительно выше, чем в группах гуманитариев. Это, безусловно, связано с их более глубокой естественнонаучной подготовкой, которая дает базу для осознания необходимости экологически сообразной деятельности в приро- де. В выборках гуманитариев выделяются будущие педагоги. Как показывают собеседования, студенты этого направления подготовки более глубоко осознают свою миссию в формировании граждан нового поколения. Отсюда и высокая мотивация, и профессиональная заинтересованность в изучении эколого-правовых аспектов воспитания учащихся. Обучающиеся в системе дополнительного педагогического образования — это преподаватели или студенты старших курсов, магистранты и аспиранты, готовящиеся к педагогической деятельности, более глубоко осознают свои функции в экологическом воспитании студентов. В силу этого у них, независимо от профиля подготовки, наиболее высокая мотивация и к освоению предложенных курсов, и к повышению уровня ЭПК.

Существенную поддержку в формировании ЭПК оказывают технологии активного обучения. Работа над созданием кейсов и проектов помогает обучающимся перевести сложные для восприятия неспециалиста эколого-правовые знания в формы, доступные для понимания, актуализировать эти знания, получить элементарные умения правоприменения в разрешении проблемных ситуаций. Позитивно сказывается и опережающая самостоятельная работа по поиску и изучению учебной литературы, необходимой для моделирования их содержания.

Список литературы Возможности и средства реализации потенциала экологической деонтологии в содержании образования студентов вуза

  • Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998. 415 с.
  • Борейко В. Е. Краткий курс экологической этики. Киев: Наукова думка, 2004. 70 с.
  • Бринчук М. М., Урсул А. Д., Мастушкин М. Ю. Правовые аспекты устойчивого развития. М.: СТУПЕНИ, 2005. 304 с.
  • Глазачев С.Н., Глазачев О.С. Экологические цели развития тысячелетия. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010; 2: 25-29.
  • Игнатов С. Б. Деонтологический аспект школьного экологического образования. Методология, теория и практика формирования экологической культуры в системе непрерывного образования. Сб. материалов VI научно-практической конференции. Часть I. Тобольск: ТГПИ, 2000. 62-63.
  • Игнатов С. Б. Экологическое образование на младшей и средней ступени обучения: деонтологический аспект Экологическая педагогика: мат-лы XII Междунар. конф. «Экологическое образование в период детства», апрель, 2006. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2006. 119-123.
  • Игнатов С. Б. Экологическая культура и образование. Деонтологический аспект./Методические условия и средства формирования эколого-правовой компетентности учащихся в процессе естественнонаучного образования: дисс. к. п. н./С. Б. Игнатов. -Екатеринбург: УрГПУ, 2006. 24-36.
  • Игнатов С. Б. Эколого􏰀правовая компетентность: сущность, содержание, диагностика. Тюмень: ТюмГНГУ. 2012. 136 с.
  • Аpel K. O. A. Planetary Macroethics for Humankind: The Need, the Apparent Difficulty, and the Eventual Possibility. Deutsch E. (ed.), Culture and Modernity: East-West-Philosophical Perspectives. Honolulu, 1991: 261-278.
  • Матвiйчук А. В. Деонтологiчний аспект екологiчного знання. Мультиверсум. 2006; 59: 39-44.
  • Freeman S. Utilitarism, Deontology, and the Priority of Right. Philosophy and Public Affairs. 1994; 23(4): 313-349.
Еще
Статья научная