Возможности изменения внешней политики РФ в отношении Армении и Азербайджана
Автор: Каримов Шовгин Ильхам Оглы
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 2, 2023 года.
Бесплатный доступ
В данной статье подвергается оценке эффективность концепции внешней политики России на Южном Кавказе. В рассматриваемом регионе страна выступает в качестве посредника в урегулировании конфликтов, в том числе территориального спора, связанного с Нагорным Карабахом. Указанное противостояние длится многие десятилетия, и все попытки его окончательно урегулировать до сих пор не имели успеха. Россия заинтересована в расширении своего влияния в Закавказье, что долгое время осуществлялось посредством сохранения сотруднических отношений как с Арменией, так и с Азербайджаном. Однако изменение геополитической ситуации ввиду начала специальной военной операции на Украине привело к тому, что данная стратегия стремительно теряет эффективность. России необходимо отказаться от нейтралитета и начать всестороннюю поддержку Армении, которая потенциально может оказаться единственным союзником Москвы в регионе.
Одкб, нагорный карабах, территориальный спор, специальная военная операция на украине, армения, международное сотрудничество, геополитика
Короткий адрес: https://sciup.org/149142183
IDR: 149142183 | DOI: 10.24158/pep.2023.2.4
Текст научной статьи Возможности изменения внешней политики РФ в отношении Армении и Азербайджана
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, ,
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, ,
Начало специальной военной операции на территории Украины привело к существенному изменению глобальной геополитической ситуации (Евстратов, 2022). При этом стоит отметить, что пересмотру подверглись не только отношения между Россией и странами Запада, но и между другими мировыми акторами. На постсоветском пространстве также наметились новые тенденции международного взаимодействия. Значение России в рамках СНГ и ОДКБ начинает постепенно снижаться. Что касается Южного Кавказа, ресурсы и возможности России, которые та может направить на урегулирование конфликтов в регионе, также уменьшаются.
Данное исследование методологически основано на историческом методе, что позволяет раскрыть суть и закономерности явлений, происходящих в отношении Южного Кавказа; использовался также сравнительный метод, без которого было бы невозможно выявить общие и особые черты во внешней политике и геополитических интересах различных стран.
Суть Нагорно-Карабахского территориального конфликта заключается в разных позициях стран по поводу исторической принадлежности данного региона. Азербайджан заявляет, что Нагорный Карабах всегда относился к его территориям. Армения в свою очередь отмечает, что в этом регионе исторически проживали армяне, а включение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана происходило без учета мнения этнического населения (Петросян, 2021).
Россия заинтересована в сохранении геополитического влияния в регионе Южного Кавказа, в том числе руководствуясь необходимостью обеспечения стабильности на южных границах государства. Серьезность намерений России противостоять расширению НАТО и окружению себя прозападными режимами может быть продемонстрирована на примере так называемой «пятидневной войны» с Грузией, в результате которой территория последней сократилась на 20 % (вследствие признания независимости Южной Осетии и Абхазии). Таким образом Российская Федерация заявляет о себе как о серьезном геополитическом игроке, для которого обеспечение национальной безопасности является первоочередной задачей (Ilhami, 2019).
Армения заявила о том, что ее отношения с Россией существенно ухудшатся, если она соответствующим образом не отреагирует на «вторжение азербайджанских военных» на территорию республики. Это было официально заявлено председателем комиссии парламента Армении по вопросам обороны и безопасности Андраником Кочаряном1.
К началу 2023 г. сотрудничество членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) находится в кризисном состоянии. Ощущение «тупиковости» вызывает противостояние Армении и Азербайджана, которые фактически имеют между собой затянувшийся территориальный конфликт, связанный с притязаниями обоих государств на Нагорный Карабах. Как отмечают зарубежные источники, несмотря на достижение соглашения между странами о прекращении огня, происходит периодическое его нарушение, что приводит к большому числу жертв с обеих сторон2. Представляется, что участники ОДКБ стремятся игнорировать конфликт, связанный с Нагорным Карабахом, ввиду его неразрешимости. Также отметим, что данная ситуация способна дать старт процессу упразднения ОДКБ.
Перед более подробным рассмотрением данной темы представляется целесообразным изучить суть такой международной региональной организации, как ОДКБ. Основными ее целями, установленными статьей 3 Устава от 7 октября 2002 г.3, являются:
-
1) укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности;
-
2) защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов;
-
3) достижение целей должно осуществляться политическими средствами.
Как следует из названия данной международной организации, она возникла как результат подписания такого акта, как Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года4.
Долгое время, несмотря на многие разногласия между участниками ОДКБ, сотрудничество государств в рамках данной международной структуры набирало обороты. Например, в 2021 г. был поднят вопрос о введении понятия «координирующее государство» в Устав ОДКБ. Фактически начало использования этого термина может привести к увеличению возможностей по принятию решения от лица ОДКБ по поводу участия ее членов в тех или иных международных конфликтах. После начала проведения специальной военной операции на Украине Россия в ускоренном порядке произвела ратификацию данного протокола5.
Страны-участницы ОДКБ имеют множество объединяющих факторов. Общее советское прошлое объясняет их тесные экономические, а также военно-политические связи. Несмотря на то, что, как заявил А. Лукашенко в 2010 г., военное сотрудничество стран ОДКБ представляется бесперспективным, другие направления их совместной деятельности можно назвать достаточно успешными. В качестве примера последних можно привести следующие: противодействие распространению наркотиков, международному терроризму; противодействие нелегальной миграции; борьба с разжиганием информационных войн, а также с киберпреступностью.
Однако отдельным вопросом для рассмотрения является наличие реальной возможности у ОДКБ разрешать споры между государствами (в том числе территориальные). Ответим на него на примере Нагорно-Карабахского конфликта.
Долгое время Армения заявляла недовольство нейтральной позицией ОДКБ по отношению к факту территориальной агрессии против одного из членов. Не желая развиваться в российском поле влияния, стремясь наладить отношения не только с Россией, но и с ее геополитическими врагами, Армения тем не менее требовала от РФ конкретных мер по предотвращению агрессии Азербайджана.
10 июня 2022 г. в очередной раз Ереван заявил, что поставленный им вопрос о реакции ОДКБ на агрессивные действия Азербайджана в отношении суверенной территории Армении, остается открытым. Министр иностранных дел страны Арарат Мирзоян отметил, что в январе 2022 г. члены ОДКБ достаточно своевременно отреагировали на события в Казахстане и приняли эффективные меры для устранения ситуации, угрожающей суверенитету Казахстана, члена ОДКБ. Вместе с тем вторжению Азербайджана в Армению в мае 2021 г. основательной оценки со стороны ОДКБ не было дано1.
Причиной такого положения дел является то, что Россия как руководящая страна в ОДКБ стремится сохранить благоприятные отношения как с Азербайджаном, так и с Арменией. Эти попытки балансировать между двумя сторонами главного территориального конфликта Закавказья отвечают интересам России, стремящейся сохранить гегемонию в регионе.
Вместе с тем геополитическая ситуация за последние несколько десятилетий изменилась. Все большее влияние приобретает Турция, а также страны Запада (НАТО). Тесное сотрудничество Анкары с Азербайджаном (в том числе и по военным вопросам) наблюдается с начала 1990-х гг. (Юматов, Сивина, 2020). Турция заинтересована в расширении своего влияния на Южном Кавказе, поскольку этот регион имеет для нее существенное геополитическое значение.
Влияние России на процесс принятия решений в рамках ОДКБ также существенно снижается вследствие того, что страны Центральной Азии постепенно избавляются от постсоветских связей. Ярким примером в данном случае будет являться Казахстан. Вскоре после своего переизбрания Президентом Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев отправился с визитом во Францию для обсуждения экономических, энергетических и иных связей между странами2. Самостоятельность членов ОДКБ со временем будет проявляться всё ярче. Различные члены организации будут тяготеть к сотрудничеству с другими геополитическими игроками (Китаем, Турцией, странами Запада). Всё это приведёт к полной невозможности разрешать более-менее серьезные конфликты в рамках ОДКБ.
Несмотря на то, что Турция является членом НАТО, анализ внешней политики данного государства позволяет говорить о том, что оно в первую очередь защищает собственные интересы в регионе. Из этого можно сделать вывод о том, что Казахстан настроен не только на сотрудничество с Москвой, находившееся в фокусе его внешней политики в предыдущие десятилетия, но и на углубление сотрудничества со странами Запада.
Все это говорит о том, что значимость позиции Российской Федерации в разрешении различных разногласий на постсоветском пространстве неминуемо будет снижаться.
Отсутствие разрешенности конфликта между Арменией и Азербайджаном, а также занятие нейтральной позиции членами ОДКБ привели к тому, что в начале 2023 г. Н. Пашинян заявил об отказе проводить учения ОДКБ на территории Армении3. Аргументирована такая позиция была тем, что Ереван, не получив поддержки для ответа на агрессию в отношении своих территорий, не считает необходимым дальнейшее участие в совместной деятельности членов ОДКБ.
Требования Армении, которые заключаются в определении зоны ответственности объединения и его четкой оценки действий Баку, не удовлетворяются. Таким образом ОДКБ стремится установить баланс сил внутри организации. Однако долго данная ситуация продолжаться не может. Положение Армении внутри объединения не устраивает данную страну. ОДКБ не находит должной поддержки режимов, сложившихся в постсоветских странах вокруг России, что актуализирует задачу коренного изменения внешней политики этих стран.
В мире наблюдается поляризация геополитических отношений. Возможно, политика России, направленная на посредничество в урегулировании конфликтов путем поиска баланса между сторонами, гармонизации отношений между ними, теряет свою актуальность. Разумеется, для всех стран Южного Кавказа, несмотря на разность их интересов, общим стремлением является поддержание мира в регионе.
Другие субъекты геополитики также заинтересованы в усилении своего влияния в регионе. Например, что касается Турции, то данная страна действует через углубление связей с Азербайджаном. На участие Анкары (хотя и косвенное) в Нагорно-Карабахском конфликте указывает применение Азербайджаном оружия турецкого производства, что помогло ему успешно завершить военную операцию в регионе в 2020 г.1
Стремление России к укреплению связей и с Азербайджаном, и с Арменией, объяснимо. Долгие десятилетия Россия выступала в качестве гегемона как на Южном Кавказе, так и в целом на всем постсоветском пространстве. Однако ситуация некоторым образом меняется, отказ от признания этого может привести лишь к более существенному снижению геополитического влияния России. Однополярное постсоветское пространство превращается во многополярное. Что касается непосредственно Южного Кавказа, Азербайджан более ориентирован на сотрудничество с Турцией. Это обусловлено целым рядом факторов: единой религией, этнической общностью, сходными геополитическими интересами (расширение влияния в Закавказье).
Однако из этого не следует, что Азербайджан хочет полностью разорвать все контакты с Россией. Страны продолжают оставаться важными стратегическими партнерами2.
На наш взгляд, Россия должна отдать геополитическое предпочтение именно Армении. Их связывает православие, некоторая общность культуры, а также близкие геополитические интересы.
Республика Беларусь и Республика Казахстан более настроены на сотрудничество с Азербайджаном. В условиях отсутствия серьезной поддержки Еревана со стороны Москвы складывается ситуация, при которой Армения остается фактически без союзников.
Как было сказано ранее, Россия стремится сохранять роль посредника в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта, что исключает возможность оказания поддержки Армении. Однако фактически это приводит к росту антироссийских настроений как среди населения этой страны, так и в ее правительственных структурах. Ереван, не дождавшись поддержки от России, со временем будет вынужден изменить свой геополитический курс на сближение с Грузией, а также со странами Запада. Последние в свою очередь уже сейчас готовы вмешаться в конфликт (и за счет этого усилить свое влияние в регионе) под предлогом разрешения гуманитарного кризиса3.
Необходимо отметить и тот факт, что действующее армянское правительство старается вести «двойную игру», не желая находиться в векторе влияния исключительно России. Действующий премьер-министр страны Никол Пашинян неоднократно предпринимал попытки смены про-российских политиков в правительстве Армении на прозападных (Helvacıköylü, 2021). Поэтому оказывать серьезную поддержку Армении в условиях, когда последняя проводит фактически ан-тироссийскую внутреннюю политику, для Москвы не представляется целесообразным.
Однако, как отметил второй президент Армении Роберт Кочарян, России выгодно иметь на Южном Кавказе сильного союзника в лице Армении4. Склонны с таким утверждением согласиться. Политик обладает большой популярностью среди населения Армении. В этой связи представляется имеющим смысл оказать ему поддержку на предстоящих выборах. Под управлением Роберта Кочаряна Армения сможет продолжать двигаться вперед в российском фарватере, отказавшись от идеи реализации многополярной внешней политики, которая негативно сказывается на уровне ее национальной безопасности.
На данный момент Российской Федерации крайне важно расширение числа союзников – как в военном плане, так и в других сферах: экономике, образовании, науке и т.д. Необходимость сближения России с Арменией может быть обоснована следующими причинами:
-
1) страны имеют традиционные дружественные партнерские отношения;
-
2) Азербайджан, имея сильную армию, а также получая финансовую и военную помощь от Турции, может нарушить баланс сил на Южном Кавказе, что приведет к ослаблению влияния России;
-
3) сохранение Москвой политики нейтралитета, в рамках которой предполагалось балансировать между интересами Армении и Азербайджана, утратило свою актуальность, поскольку последний расширяет и укрепляет взаимоотношения с Турцией.
Отказавшись от дальнейшего сближения с Арменией, отдав предпочтение стратегии невмешательства в Нагорно-Карабахский конфликт, в долгосрочной перспективе Россия рискует остаться без союзников на Южном Кавказе.
Москва должна изменить свою концепцию внешней политики в этом регионе и начать оказывать существенную поддержку Армении. При этом реализовывать это необходимо в рамках сотрудничества и взаимных консультаций с Турцией. Таким образом удастся достичь как мира в регионе, так и баланса сил между Россией и Турцией, не позволив странам Запада расширить свое геополитическое влияние на Южном Кавказе.
Список литературы Возможности изменения внешней политики РФ в отношении Армении и Азербайджана
- Евстратов А.Г. Влияние спецоперации России на Украине на государства и общества Южного Кавказа // Архонт. 2022. № 3 (30). С. 78-84.
- Петросян Э.Б. Российское присутствие в Нагорном Карабахе: анализ геополитической ситуации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2021. № 4. С. 185-198.
- Юматов В.К., Сивина К.Н. Азербайджано-турецкое взаимодействие в контексте международных отношений на Южном Кавказе (1992-2020 гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 4 (84). С. 963-971.
- Helvaciköylü G. The Role of Turkey and Russia on the Resolution of the Nagorno-Karabakh Conflict // UPA Strategic Affairs. 2021. № 2. Р. 158-174.
- Ilhami B. Degirmencioglu Nagorno Karabakh Conflict and the Holistic Analysis of the Intractability // Alternatif Politika. 2019. Vol. 11, iss. 2. Р. 341-374.