Возможности офтальмосонографии в диагностике вторичных опухолей орбиты

Автор: Трухачва Н.Г.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Статья в выпуске: S1, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14054944

IDR: 14054944

Текст статьи Возможности офтальмосонографии в диагностике вторичных опухолей орбиты

Материал и методы. Ультразвуковое исследование проводилось на аппарате «Aloka SSD 5500» с использованием линейного датчика с постоянной частотой 10 МГц и конвексного датчика с постоянной частотой 3,5 МГц в режиме серошкального сканирования (В-режим) и цветового допплеровского картирования (ЦДК). Сканирование проводилось транспальпебраль-но через верхние и нижние веки закрытого глаза в стандартном горизонтальном положении пациента лёжа без специальных приспособлений. При исследовании оценивалось состояние глазных яблок, их расположение, ретробульбарное пространство, мышцы, зрительный нерв, стенки орбиты и сосудистые структуры, ретроорби-тальная клетчатка, наличие опухоли в полости глазницы. При выявлении опухоли оценивались ее размеры, форма, эхогенность, структура, контуры, связь с окружающими тканями и сосудистым пучком, васкуляризация (характер кровотока) и кровоснабжение окружающих тканей при цветовом допплеровском картировании (ЦДК). Спиральная компьютерная томография выполнялась на мультиспиральных томографах «Somatom sensation-4» и «Somatom emotion-6» с применением внутривенного контрастирования омнипаком в аксиальной, сагиттальной и фронтальной проекциях по программе спирального сканирования (срезы 1/1 мм, pitch равный 1–1,5), с последующими мультипланарными реформациями и построением объемного изображения. Проведён анализ ультразвукового и компьютерно-томографического обследования 48 пациентов с вторичными опухолями орбиты, из них хондросаркома полости носа встречалась у 19 (39,6 %) пациентов, низкодифференцированная аденокарцинома верхнечелюстной пазухи – у 12 (25 %), саркома мягких тканей – у 9 (18,7 %), базалиома кожи области лица – у 6 (12,5 %), гемангиоэндотелиома мягких тканей лица – у 2 (4,2 %) пациентов. Всем пациентам было проведено оперативное лечение с последующим морфологическим исследованием.

Результаты. Анализ полученных данных позволил выявить, что по данным УЗИ нечёткость контуров опухоли была зарегистрирована в 81,2 % случаев, снижение эхогенности окружающих тканей – в 66,6 %, признаки инфильтрации глазодвигательных мышц – в 35,4 % случаев, разрушение костной стенки орбиты – в 72,9 % случаев. При исследовании в режиме ЦДК высокая васкуляризация новообразования зарегистрирована в 64,5 % случаев. Данные ультразвукового исследования подтверждены в процессе оперативного вмешательства и при последующем гистологическом исследовании. В то же время при проведении компьютерной томографии выявлены различия в оценке вовлечения структур орбиты. Так, нечёткость контуров опухоли по данным КТ зафиксирована в 68,5 % случаев, признаки инфильтрации глазодвигательных мышц – в 27,0 %, разрушение костной стенки орбиты – в 62,5 % случаев. Опухоль накапливает контрастное вещество в 62,5 %.

Выводы. Установлено, что при ультразвуковом исследовании лучше визуализируются объёмные образования, расположенные в передних, наружных и медиальных сегментах орбиты, при этом хорошо дифференцируются контуры новообразований, особенно при небольших размерах интраорбитального компонента (10–15 мм), лучше визуализируется инфильтрация глазодвигательных мышц и распространение опухоли на прилежащие ткани. Чувствительность ультразвукового метода исследования в оценке распространения опухолей на структуры орбиты составляет 96 %.

Статья