Возникновение эффекта синергии в точках роста экономики

Автор: Буханцева Светлана Николаевна

Журнал: Имущественные отношения в Российской Федерации @iovrf

Рубрика: Экономика и управление народным хозяйством

Статья в выпуске: 10 (253), 2022 года.

Бесплатный доступ

Автор анализирует процесс интеграции экономических систем и возникновение новых структур, таких как экосистемы, в национальной экономике. Рассматривает интеграцию как естественный процесс для любых структур. Делает вывод, что взаимодействие различных структур приводит к проявлению синергетического эффекта во всех сферах деятельности, особенно в «точках роста» экономики.

Синергетический эффект в точках роста экономики, экосистемы в национальной экономике, интеграция экономических систем, комплексность экономических институтов

Короткий адрес: https://sciup.org/170196054

IDR: 170196054   |   DOI: 10.24412/2072-4098-2022-10253-8-12

Текст научной статьи Возникновение эффекта синергии в точках роста экономики

Трансформационные процессы в мировой экономике, обусловленные глобализацией, послужила новым толчком для развития экономических систем. «Новая экономика», основанная на развитии информационных технологий и компьютерных сетей, может рассматриваться как вектор нового экономического развития и как новый этап циклического развития глобальной экономики. С этим связано значительное изменение систем управления экономических систем, конкурентная борьба между которыми выходит на новый уровень – уровень цифровых технологий и слияния компаний (см. [1]). Экономическая интеграция – это присущий современному обществу объективный процесс постепенного сращивания хозяйственных механизмов двух или нескольких государств, находящихся, как правило, в одном регионе примерно на одном уровне экономического развития, имеющих совместимые социально-экономические и политические системы и приоритеты и проводящих политику интеграции. Этот процесс проявляется в создании интеграционных объединений, содержащих определенный набор экономических и правовых инструментов и норм (см. [2]).

Так, интегрирование структур на основе объединения и укрупнения стало целью для повышения эффективности деятельности и устойчивого дальнейшего развития экономических систем, в основе которого лежит получение дополнительного синергетического эффекта в виде операционной и финансовой синергии.

Новые интегрированные структуры превращаются в один из важнейших субъектов мировой и национальной экономики, стимулируя инновационное развитие, способствуя ускорению экономического роста, повышению инвестиционного потенциала и конкурентоспособности национальной экономики, формированию новой экономической модели общественного развития – цифровой экономики. По мнению О.В. Ледневой [3], современная цифровая экономика является системой социальноэкономических отношений между продавцами и покупателями на основе применения цифровых информационно-коммуникационных технологий. Цифровые инновации и составляющие их технологии полностью меняют традиционные модели организации, в частности, торговли, логистики производственно-хозяйственных отношений и управления ими.

С позиции системного подхода формирование интегрированных структур, в том числе экосистем, закономерно подчиняется законом единства и целостности, то есть происходит упорядочивание элементов, взаимодействующих на уровне производственно-технологических связей, социо-технических связей, организационных частей, совокупности производственных систем, микроэкономических субъектов и внешней среды. Принципы интеграции и сотрудничества закладывают характер долгосрочного взаимодействия интеграционных структур (подробнее см. [4]).

Особый интерес вызывает взаимодей- ствие интегрированных систем с внешней средой, при этом интегрированные экономические системы осуществляют:

  • 1)    общие функции, связанные с производством товаров и оказанием услуг, выполняемые отдельными бизнес-единицами, входящими в состав метакорпорации;

  • 2)    специфические функции, как явные (функции, связанные с организационным процессом бизнеса, инновационным развитием, функция эффективного удовлетворения спроса), так и латентные (внешнеэкономического представительства национальной экономики, осуществления реальной хозяйственной власти в стране).

Для национальной экономики новые интегрированные структуры являются системным комплексным явлением, объединяющим различные институты:

  • •    инвестиционные институты, в которых происходит движение инвестиционных потоков, что обеспечивает экспансию интегрированных структур;

  • •    финансовые институты, где используется целостная система организации финансовых потоков и расчетов, создаются расчетный и клиринговый центры, нередко вводятся собственные «квазиденьги»;

  • •    институты, представляющие национальную экономику на международной арене и призванные обеспечивать конкурентоспособность страны в мировом хозяйстве;

  • •    производственные институты, основанные на взаимодействии множества предприятий, участвующих совместно в производстве продукции (вертикальная интеграция) или иным способом взаимодействующих друг с другом;

  • •    крупнейшие корпоративные объединения, несущие социальную ответственность перед национальной и международной экономикой, в которых они функционируют, и обществом, в частности, в вопросах обеспечения качества продукции, экологических

стандартов, проблем занятости;

  • •    кредитно-финансовые институты, осуществляющие соответствующие операции и функции;

  • •    монополистические или олигополистические объединения, господствующие на отдельных рынках;

  • •    центры экономической власти в стране и мире;

  • •    виоленты в конкурентном обществе.

Между тем с развитием интернет-техно-логий создаются принципиально новые интегрированные структуры, нестандартные формы развития внутреннего предпринимательства. Можно говорить о некоторых новых типах интегрированных структур – экосистемах. Сегодня в интернете создается еще одна форма интегрированной структуры – виртуальные универсальные банки, то есть интернет-компании, которые связывают клиента с частными банковскими учреждениями и обслуживают их.

В деятельности любой интегрированной системы большое значение имеет снижение трансакционных затрат, той части расходов, которая сопровождает взаимодействие экономических субъектов как на макро-, так и микроуровнях. В современных условиях в состав трансакционных издержек включают не только затраты на сбор информации о ценах, предпочтениях потребителей и намерениях конкурентов, на ведение переговоров, заключение и юридическое обеспечение сделок, но и издержки, связанные с использованием административных механизмов контроля.

Так, интеграционные преобразования экономических систем обусловлены не только появлением синергетического эффекта при формировании систем (подробнее см. [5]), но и снижением трансакционных издержек.

Условия функционирования интегрированных структур в современных условиях рынка непосредственным образом указывают основные направления их дальнейшего развития – формирование интегрированных структур со смешанной формой собственности позволит привлечь частные инвестиции на основе соучастия инвесторов в капитале интегрированных структур, с одной стороны, и удовлетворить государственные интересы по созданию частногосударственного партнерства в наиболее важных отраслях, с другой. Таким образом, развитие экосистем является логичным шагом в продвижении формирующихся интегрированных экономических систем (см. [6]).

Появление понятия «новая компания» в определении, характеризующем институт корпорации, связано с влиянием расширения процессов глобализации коммуникаций, капитала, человеческих и информационных ресурсов на общее развитие экономических систем. При этом отличительными особенностями «новых компаний» являются:

  • •    первичность человеческого капитала;

  • •    повышение в активах доли элементов вещного права (в том числе патентов, брендов);

  • •    гибкие структурные связи с сотрудниками, партнерами, подразделениями;

  • •    размытость контура компании.

Очевидно, что интегрированные структуры являются основой экономики ведущих промышленно развитых стран и мирового сообщества в целом. Современный опыт хозяйствования свидетельствует о постоянном стремлении субъекта рынка к установлению взаимовыгодных отношений и долгосрочному сотрудничеству во всех сферах деятельности, иными словами, тенденции интеграции постоянно усиливаются.

Интегрированные процессы в любой экономике выполняют две важнейшие функции:

  • •    производственную (суть этой функции заключается в наиболее эффективном использовании инновационных методов управления, создании единых производственных цепочек);

  • •    коммерческую и финансовую (расширение рынков сбыта продукции до международных масштабов, выпуск и размещение краткосрочных, долго-

  • срочных обязательств, ценных бумаг, инвестиционных вложений, кредитов).

Снижение общих издержек и создание благоприятной рыночной среды, в частности увеличение объемов продаж и прибыли, являются основными факторами, определяющими уровень интеграции в экономику каждой страны. В связи с этим отчетливо видно, что интегрированные структуры непосредственно влияют на развитие экономики в современных экономических условиях.

Мировой опыт показывает, что технологическое развитие, экономический рост, демографическая безопасность и уровень доходов населения обусловлены прежде всего функционированием крупных интегрированных структур и их непосредственное влияние на ресурсоемкую экономику, на знания и образование особенно важно. Если перевести это в числовое значение, то получается, что половина международной торговли, одна треть мировой промышленной продукции и две трети технологических патентов осуществляются транснациональными компаниями по всему миру.

Таким образом, на отечественном рынке происходит формирование структурированной конкурентной среды, судить о которой позволяет высокая степень адаптации организационных структур, что свидетельствует об усилении консолидации процессов, связанных с развитием экономики. На фоне этого происходит накопление опыта по достижению конкурентных преимуществ за счет экономии от масштаба и модернизации структуры собственности эффективных собственников, дифференциации продукции и максимального снижения издержек. В то же время стратегические интересы корпоративных предприятий уже существуют в контексте организационной структуры и целей интегрированных объединений в процессе развития национальной экономики. С созданием благоприятных условий для подъема отечественной промышленности и появлением тенденций устойчивости российского производства вектор стратегических интересов меняется. Стратегический интерес корпоративного предпринимательства начинает проявляться в политике развития. С развитием экономического подъема в России на первый план выходят установки на изменение не только количественных, но и качественных параметров, влияющих на темпы развития цифровых экосистем (см. [7]).

Очевидно, что интегрированные структуры являются основой экономик ведущих индустриальных стран, да и мирового сообщества в целом. Современный опыт хозяйствования свидетельствует о постоянном желании рыночного субъекта в установлении взаимовыгодных связей и долгосрочного сотрудничества во всех областях деятельности, другими словами, наблюдается постоянное нарастание тенденций к интеграции, а процессы слияния и поглощения являются способом выживания (см. [8]).

На современном этапе особенности формирования интегрированных структур и тенденций их развития свидетельствуют о нарастании интеграционных процессов, связанных с укрупнением организационных структур отечественного бизнеса, что позволяет судить о высокой степени адаптации крупных отечественных корпораций к современным условиям хозяйствования и об их стремлении к интеграции в жестко структурированную конкурентную среду мирового хозяйства. Они накапливают опыт обеспечения конкурентного преимущества за счет эффекта масштаба и модернизации структуры собственности (эволюции эффективных собственников), а затем – за счет дифференциации продукции и максимально допустимого в таких экономических условиях снижения издержек.

В современных условиях развития национальной экономики России стратегический интерес интегрированных структур выступает как согласование социально-экономической миссии корпоративного бизнеса, его философии и перспективных целей развития национальной экономики, измеряемых набором макроэкономических ин- дикаторов. Показатели объемов реализации продукции, темпов роста, балансовой прибыли, рентабельности, среднесписочной численности работающих, производительности труда в корпоративных структурах свидетельствует о том, что именно эти институты способны аккумулировать финансовые потоки, значительные материальные и трудовые ресурсы, которые могли бы составить инвестиционный потенциал, так необходимый для развития национальной экономики и развития структурной организации рынков, что создает новые возможности и риски (см. [9]).

Вместе с тем в России предпринимаются регулярные попытки на основе западных моделей найти интеграционные эффекты. Нельзя не упомянуть масштабную политику кластеризации на региональном и национальном уровнях, эффект от которой признан слабым, а в отдельных регионах создание кластеров, напоминающее «рейдерские захваты» 1990-х годов, повлекло за собой разрушение промышленных предприятий, смену их организационных структур, ликвидацию рабочих мест и связанную с этим миграцию трудовых ресурсов. Все это привело к выходу нового поручения Президента Российской Федерации от 22 мая 2019 года № Пр-922, где отмечено продолжение работы Межведомственной рабочей группы по разработке «Дорожной карты по обеспечению устойчивых темпов роста экономики Российской Федерации» и для этого вновь осуществляется подготовка 10–15 программ кластеров. Получается, что интеграция экономических систем в том числе на основе кластеризации без правовой и политической поддержки сложна и практически недостижима.

Однако мировой опыт показывает, что и нтегрирование экономических систем является объективным процессом, вызывающим синергию не только в бизнес-единицах, но и в экономическом пространстве в целом, но этот процесс возможен при взаимодействии всех заинтересованных сто- рон – начиная с государства, заканчивая каждым вовлеченным работником.

Список литературы Возникновение эффекта синергии в точках роста экономики

  • Clement R. Braucht die New Economy eine neue Regulierung? // WIRTSCHAFTSDIENST, 80. Jg (2000), Heft 9, S. 542-543.
  • Sibirskaya E., Khokhlova O., Oveshniko-va L., Stroeva O. The Innovative And Technological Developments Acceleration Of Russia (The Modern Stage) // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 20. С. 97-103.
  • Леднева О. В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2021. Том 11. № 2. Doi: 10.18334/vinec.11.2.111963.
  • Буханцева С. Н, Бахтина С. С., Татен-ко Г. И. Развитие форм партнерства государства и бизнеса при реализации инновационных проектов: сравнительный анализ подходов в России и странах // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 4. С. 74-86.
  • Береснева А. В. Эффект синергии международных интеграционных объединений // Проблемы современно науки и образования. 2017. №10(92). С. 57-61
  • Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // в сборнике: Производство, наука и образование России: технологические революции и социально-экономические трансформации. Сборник материалов V Международного конгресса (ПНО-V) / под общей редакцией С. Д. Бодрунова. М.: ИНИР им. С.Ю. Витте. 2019. С. 65-73.
  • Береснева А. В. Эффект синергии международных интеграционных объединений // Проблемы современной науки и образования. 2017. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // в сборнике: Производство, наука и образование России: технологические революции и социально-экономические трансформации. Сборник материалов V Международного конгресса (ПНО-V) / под общей редакцией С. Д. Бодрунова. М., 2019. С. 65-73.
  • Филимонов И. В. Экосистема цифровой экономики: проблемы предметной идентификации // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 51-58.
  • Власова Л. Обеспечение синергии за счет интеграции // Экономика и жизнь. 2009. URL: https://www.eg-online.ru/article/66888/
  • Усипбеков А. А., Нурумов А. А. Интеграционное формирование финансового рынка // Экономическая серия Вестника ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. 2020. № 2. С. 160164.
  • Usipbekov A. A, Nurumov A. A. INTEGRATION FORMATION OF THE FINANCIAL MARKET // Экономическая серия Вестника ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. 2020. № 2. С. 160164.
  • Поручение Президента Российской Федерации от 22 мая 2019 года № Пр-922. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Еще
Статья научная