Возрастные критерии потерпевшего и субъекта преступления в статьях 2281 и 230 УК РФ
Автор: Кузнецова И.А., Кузнецов Анатолий Владимирович
Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua
Рубрика: Противодействие преступности: вопросы теории и практики
Статья в выпуске: 2 (15), 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается комплекс правовых вопросов, связанных с определением возрастных критериев потерпевшего и субъекта преступления в статьях 2281 и 230 УК РФ.
Несовершеннолетний, склонение к употреблению наркотиков, малолетний
Короткий адрес: https://sciup.org/14317369
IDR: 14317369
Текст научной статьи Возрастные критерии потерпевшего и субъекта преступления в статьях 2281 и 230 УК РФ
В теории уголовного права недостаточно разработана проблема влияния несовершеннолетия потерпевшего от преступления на возраст субъекта преступления. Исследуя механизм уголовно-правового регулирования с точки зрения влияния на него возраста не только субъекта преступления, но и потерпевшего от преступления, Л. В. Боровых отмечает, что «своеобразным белым пятном в науке уголовного права следует признать отсутствие уголовно-правовых разработок, отражающих виктимологические свойства (особенности) возраста потерпевшего от преступного посягательства»1. Особенно это актуально, когда посягательство на лицо, не достигшее совершеннолетия, совершается со стороны несовершеннолетнего. К сожалению, в уголовном законодательстве отсутствуют единые подходы (правила) закрепления обусловленности возраста субъекта преступления возрастом потерпевшего от преступления. Это, в свою очередь, влияет на выбор правильной квалификации содеянного, что приводит к необоснованному (незаконному) назначению наказания. Остановимся на наиболее спорных аспектах регламентации возраста потерпевшего и субъекта преступления в ст.ст. 2281 и 230 УК РФ.
-
1. Пункт «б» ч. 1 ст. 61 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит обстоятельство, смягчающее наказание в силу несовершеннолетия виновного. Сочетание данного обстоятельства с законодательно регламентированным возрастом уголовной ответственности в ст.ст. 2281 и 230 УК РФ в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 215-
- ФЗ и порождает спорные вопросы в правоприменительной практике.
-
2. Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ законодатель уголовную ответственность за склонение несовершеннолетнего перенес в ч. 3 ст. 230 УК РФ.
В 2003 г. законодатель в ч. 2 ст. 2281 УК РФ закрепил правило, согласно которому уголовная ответственность за сбыт наркотического средства несовершеннолетнему вменялась только лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста2.
За аналогичные действия в отношении малолетнего (лица, не достигшего четырнадцати лет) уголовная ответственность наступала по особо квалифицированному составу ч. 3 ст. 2281 УК РФ с шестнадцати лет. Таким образом, законодатель дифференцировал ответственность субъекта преступления в зависимости от возрастного статуса потерпевшего. Об этом давались разъяснения пленума Верховного Суда РФ в п. 18 постановления от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими ядовитыми веществами».
Закрепленное правило, по которому отягчающее обстоятельство – посягательство на лицо, не достигшее совершеннолетия, вменяется только совершеннолетнему, а особо отягчающее – посягательство на малолетнего – вменяется шестнадцатилетнему лицу, безусловно, соответствовало принципу гуманизма.
Однако в 2009 г. законодатель почему-то пересмотрел свою позицию и отказался в ст. 2281 УК РФ от дифференциации ответственности по несовершеннолетнему и малолетнему критериям, объединив их в один – несовершеннолетие, вследствие чего регламентировал уголовную ответственность за сбыт как несовершеннолетнему, так и малолетнему с восемнадцати лет только в особо квалифицированном составе, предусмотренном ч. 3 ст. 2281 УК РФ.
Представляется, что первоначальный подход законодателя был верным, т. к. дифференциация уголовной ответственности по малолетнему критерию присутствует в уголовном законе во многих составах (преступления против половой неприкосновенности, общественной нравственности и др.) и соответствовал единообразному подходу построения уголовно-правовых норм.
Относительно возраста субъекта состава преступления, предусмотренного ст. 230 УК РФ, законодатель никаких изменений не внес. В соответствии со ст. 20 УК РФ ответственность за склонение к употреблению наркотических средств наступает с 16 лет. Если несовершеннолетний, достигший указанного возраста, склоняет к употреблению наркотических средств лицо, не достигшее совершеннолетия, то он подлежит уголовной ответственности по п. «а» ч. 3 ст. 230 УК РФ, т. е. ему вменяется особо отягчающее обстоятельство – склонение несовершеннолетнего. Логически сложно обосновать данную законодательную позицию, по которой более опасное посягательство – сбыт наркотических средств – не вменяется несовершеннолетнему, а менее опасное деяние (склонение) выступает особо отягчающим обстоятельством. В данной ситуации несовершеннолетнему по ч. 1 ст. 2281 УК РФ грозит максимальное наказание в виде лишения свободы до 8 лет, а по ч. 3 ст. 230 УК РФ – до 10 лет (ч. 3 ст. 230 предусматривает наказание до 12 лет).
Для того чтобы устранить данное противоречие, представляется необходимым законодателю предложить п. «а» ч. 3 ст. 230 УК РФ изложить по аналогии со ст. 2281 УК РФ – «совершены лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего».
Список литературы Возрастные критерии потерпевшего и субъекта преступления в статьях 2281 и 230 УК РФ
- Боровых Л. В. Проблемы возраста в механизме уголовно-правового регулирования: автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1993. С. 3.
- Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50, ст. 4848.