Возрождение церкви Смоленской иконы Божией Матери и часовни Ксении Блаженной на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга в 1946-1950-е гг

Автор: Шкаровский Михаил Витальевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: К 280-летию Санкт-Петербургской епархии

Статья в выпуске: 3 (102), 2022 года.

Бесплатный доступ

Одним из важных духовных центров Санкт-Петербурга с XIX в. было Смоленское кладбище, что особенно ярко проявилось в советский период. К 1917 г. на кладбище существовали три церкви и особо почитаемая верующими часовня над могилой блаженной Ксении Петербургской. В ходе антирелигиозных гонений в начале 1930-х гг. были закрыты Воскресенская и Троицкая церкви. Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной были закрыты одними из последних в городе - в сентябре 1940 г., накануне начала Великой Отечественной войны, но уже в 1946 г. советские власти оказались вынуждены разрешить их открытие и возвращение верующим. В дальнейшем церковь и часовня были быстро восстановлены и вновь стали местом поклонения горожан. Причт Смоленского кладбища был самым большим в Северной столице, его доходы постоянно росли. Все это вызывало резкое недовольство властей, и после начала новых антирелигиозных гонений часовня Ксении Блаженной была закрыта. Затем началась многолетняя борьба верующих за ее возрождение, завершившаяся успехом уже в 1980-е гг. Статья подготовлена на основе значительного комплекса ранее не введенных в научный оборот архивных документов.

Еще

Русская православная церковь, санкт-петербург, смоленское кладбище, часовня ксении блаженной, советская религиозная политика, восстановление церковной жизни

Короткий адрес: https://sciup.org/140295653

IDR: 140295653   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_3_59

Список литературы Возрождение церкви Смоленской иконы Божией Матери и часовни Ксении Блаженной на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга в 1946-1950-е гг

  • АСПбЕ — Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 7. Д. 32; Д. 33; Д. 40; Д. 103112; Оп. 11. П. 11. Д. 50; Оп. 19. Д. 148; Ф. 2. Оп. 10. Д. 44; Ф. 3. Оп. 11. Д. 50; Личное дело протоиерея Илии Попова.
  • ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1; Д. 66.
  • ЦГА СПб — Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 7384. Ф. 7384. Оп. 25. Д. 194; Оп. 33. Д. 66; Д. 67; Д. 76; Оп. 41. Д. 519; Ф. 9324. Оп. 1. Д. 9; Д. 13; Д. 24; Д. 26; Д. 31; Оп. 2. Д. 3; Д. 10; Д. 17; Д. 45; Д. 52; Оп. 3. Д. 23; Д. 43.
  • Большакова (2009) — Большакова С. Е. Под покровом Смоленской иконы Божией Матери. Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Храмы Смоленского кладбища. Часовня святой Блаженной Ксении Петербургской. СПб., 2009.
  • Гладышев (2018) — Гладышев С.А. Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге. М., 2018.
  • Гнутова (2000) — Гнутова С. Наперсная панагия Илии Карама, митрополита Гор Ливанских // Журнал Московской Патриархии. 2000. № 5. С. 66-67.
  • Добрынин (1963) — Добрынин М. 50-летие епископского служения Святейшего Патриарха Алексия // Журнал Московской Патриархии. 1963. № 5. С. 65-68.
  • Патриарх и его корни (2011) — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и его исторические корни на нижегородской земле. Фотоальбом / Сост. архим. Тихон (Затекин) и др. Нижний Новгород, 2011.
  • Петров (2020) — Петров И.В. У последней черты. Конфессии Ленинграда в 19411953 гг.: борьба за выживание и признание властью. М., 2020.
  • Пирожков и др. (1993) — ПирожковГ.В., КобакА.В., ПирюткоЮ.М. Смоленское православное кладбище // Исторические кладбища Петербурга. СПб., 1993. С. 234-256.
  • Шкаровский (2005) — Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб., 2005.
  • Шуньгина (2009) — Шуньгина Е.В. Политика Советского государства в отношении Русской православной церкви в 1940-1950-х гг.: возвращение культовых зданий церкви (на материалах Ленинграда). Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2009.
  • Юдин (1966) — Юдин Н. И. Правда о петербургских святынях. Л., 1966.
Еще
Статья научная