Возвращение формальной логики в среднюю школу после Великой Отечественной войны
Автор: Никишин Б.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Педагогические науки
Статья в выпуске: 3-2 (54), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается постановление ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» и учебник логики для средней школы под редакцией С.Н. Виноградова и А.Ф. Кузьмина. Возвращение формальной логики было обусловлено политическим запросом на повышение логической культуры управленческой элиты. Наметилось возрождение советской общественной мысли посредством дальнейшего развития гуманитарного образования.
Формальная логика, постановление цк вкп(б), учебник, школа, логическое мышление
Короткий адрес: https://sciup.org/170188578
IDR: 170188578 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-3-2-103-105
Текст научной статьи Возвращение формальной логики в среднюю школу после Великой Отечественной войны
Первостепенное значение языка заключается в том, что он «регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека» [1, с. 7]. Благодаря такой тесной связи языка и мышления люди имеют возможность получать, обрабатывать и обмениваться информацией в человеческом обществе. При этом, люди по-разному выражают свои мысли: одни – лаконично и понятно, другие – расплывчато и не всегда ясно. Итак, способность выражать мысли есть у всех, но не все могут чётно и ясно излагать свои мысли, поскольку это зависит от уровня развития логического мышления человека.
На протяжении всего XIX столетия логическое образование развивалось в контексте университетской философии и помимо логики, включало в себя психологию и педагогику [2]. После Октябрьской революции и прихода большевиков к власти логика как самостоятельная гуманитарная наука перестала существовать. Формальная логика воспринималась большевиками как теоретическое оружие классовых врагов, направленное на «отстаивание всего старого и отжившего». Вместе с тем в качестве альтернативы на первый план выходила материалистическая диалектика – «революционное орудие познания и изменения мира» [3].
После Великой Отечественной войны отношение к логике изменилось. И.В. Сталин решил восполнить существенный пробел в системе образования. В постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 г. «ЦК ВКП(б) признал необходимым ввести в течение четырёх лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание психологии и логики в выпускных классах средней школы» [4]. В соответствии с решением ЦК ВКП(б) преподавание логики и психологии вводилось в 200 средних школах РСФСР, а также в ряде средних школ городов других союзных республик. К 1950/51 учебному году планировалось полностью обеспечить школы преподавателями логики и психологии.
Началась решительная реализация постановления: к 1 марта 1947 г. был издан учебник логики для ВУЗов, а к 1 июля – учебник для средней школы. Быстрый темп работы объяснялся тем, что авторы взяли за основу дореволюционные учебники и творчески их переработали в соответствии с советскими реалиями.
Рассмотрим содержание логики того времени на основе учебника для средней школы под редакцией С.Н. Виноградова и А.Ф. Кузьмина. Данный учебник служит иллюстрацией, срезом общества, по которому можно смотреть, как оно развивалось, чем дышало, что требовало от подрастающего поколения.
Весь образовательный процесс сводился к последовательному изучению 12 глав, каждая из которых подкреплялась примерами из литературных произведений, естественных наук и т.п. Не обошлось и без цитирования и догматизма: «победа коммунизма во всём мире неизбежна», «крах капитализма неизбежен» [1, с. 63]. Многие примеры были направлены на обличение капиталистического строя и поддержку марксистско-ленинской идеологии [1, с. 88]. Осуждалась необоснованность суждений и склонность к бездоказательному мышлению [1, с. 98].
14 декабря 1946 г. в «Учительской газете» была опубликована передовая статья, в которой обращалось внимание на практическую пользу логики: «учит людей правильным суждениям, учит выводить последовательные умозаключения и добиваться строгих доказательств… воспитывает экономию мышления, предохраняя от напрасных заблуждений» [5]. Может возникнуть вопрос: что послужило причиной, что в 1946 г. в условиях послевоенной разрухи взгляды партийного руководства на логику и психологию кардинально изменились?
Во-первых, страна нуждалась в подготовке квалифицированных управленцев. Необходимость воспитания новых руководителей остро стала ощущаться на заседаниях Совета министров, на которых члены правительства не могли ясно излагать свои мысли и зачастую вели диалог на повышенных тонах [6]. В связи с этим повышение логической культуры управленческой элиты могло рассматриваться в качестве надёжной защиты от бесплодных споров и заблуждений.
Во-вторых, в 1946 г. начинается холодная война, официальным объявлением которой стала речь Уинстона Черчилля, произнесённая 5 марта 1946 г. в Вестминстерском колледже в Фултоне. Противоречия с Западом стали нарастать сразу после окончания Великой Отечественной войны, поэтому на этом фоне возвращение логики и психологии, казалось интеллектуальным прорывом, способным возродить советскую философию и общественную мысль.
В-третьих, согласно философу Д.Г. Лахути возвращение И.В. Сталиным логики является одним из символов завершения революционного «хаоса» и возвращения к «упорядоченному» государству [7].
Следует выделить положительные и отрицательные стороны реализации постановления ЦК ВКП(б). Обратим внимание, что все задумки в полном объёме не были выполнены, но был намечен путь к дальнейшему развитию гуманитарного образования, созданию новых отраслей знаний.
Положительная сторона реализации постановления заключалась в том, что возвращение формальной логики обеспечивало достаточно свободное научное творчество в нейтральных относительно политической сферы областях [8]. Возвращение логики способствовало появлению новой интеллигенции, на плечи которой ложились важные государственные задачи: поддержка престижа страны в политической, экономической, социальной и духовной сферах.
Однако на деле реализация постановления затянулась. В 1953 г. на страницах «Учительской газеты» кандидат философских наук Б.В. Мееровский раскритиковал постановку преподавания логики в средней школе. Б.В. Мееровский отмечал, что учебник логики под редакцией С.Н. Виноградова и А.Ф. Кузьмина «не отвечает задачам преподавания логики в средней школе», а также «крайне неудовлетворительно ведётся работа по созданию методической литературы в помощь учителям логики» [9].
Со смертью И.В. Сталина формальная логика постепенно стала исчезать из школьных программ. Больше внимания стали уделять не фундаментальным аспектам школьного образования, а прикладной составляющей. Перед советской школой встала острая проблема – отрыв школьного обучения от жизни [10].
Таким образом, в основе возвращения формальной логики в школьную программу лежала политическая и идеологическая составляющая. Руководством страны была поставлена задача – повысить логическую грамотность будущих управленцев, спо- собствовать выработке навыков логически правильного мышления. Логика достаточно сложный предмет, но изучение его спо- собствует лучшему усвоению других дисциплин и является базой для формирования грамотной речи.
Список литературы Возвращение формальной логики в среднюю школу после Великой Отечественной войны
- Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф. Логика. Учебник для средней школы. Утверждён Министерством просвещения РСФСР. Издание восьмое. - М.: Учпедгиз, 1954. - 176 с.
- Бажанов В.А., Маркин В.И. Логическое образование в России: краткая история, современное состояние, перспективы // Философские науки. - 2013. - №13. - С. 100.
- Большая советская энциклопедия (1-е изд.) / гл. ред. О.Ю. Шмидт. - М.: Советская энциклопедия, 1936. - Т. 58. - С. 187.
- О преподавании логики и психологии в средней школе. Постановление ЦК ВКП(б) // Учительская газета, 1946, 4 декабря, №55 (3184).
- О преподавании логики и психологии в средней школе // Учительская газета, 1946, 14 декабря, №56 (3185).
- Смирнов В.А. Воспоминания об В.Ф. Асмусе // Вопросы философии. - 1995. - № 1. - С. 46.
- Лахути Д.Г. Сталин и логика // Вопросы философии. - 2004. - № 4. - С. 167.
- Бажанов В.А. Партия и логика. К истории одного судьбоносного постановления ЦК ВКП(б) 1946 года // Логические исследования. - 2005. - №12. - С. 43.
- Недостатки в преподавании логики // Учительская газета, 1953, 28 января, №8 (2718).
- Стенографический отчёт / XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. 14-25 февраля 1956 г. - М.: Госполитиздат, 1956. - Т. 1. - С. 81.