Временность и субстанциональность: характеристики сознания или особенности рефлексии?
Автор: Рябушкина Татьяна Михайловна
Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv
Рубрика: Эпистемологические проблемы социально-гуманитарного познания
Статья в выпуске: 3 (29), 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена выявлению и критическому анализу понятий теории сознания, зависящих от предпосылания возможности рефлексии, - классического способа самопознания. Ключевыми рефлексивными характеристиками сознания являются временность и субстанциональность. Полагание временности содержаний сознания влечет за собой полагание субстанции - пустой формы или, по словам Юма, «непредставимого принципа, соединяющего объекты и препятствующего их перерыву или изменению». На основе анализа той роли, которую играют время и субстанция в концепциях Д. Юма, И. Канта, Э. Гуссерля, автор демонстрирует, что принятие этих результатов рефлексии в качестве необходимых условий всякого сознательного опыта определяет невозможность решить проблему объяснения единства и самотождественности предметов опыта. Исследование выявляет, что некритическое заимствование характеристик сознания из рефлексивных теорий приводит к наличию в рассуждениях философов, декларирующих отказ от рефлексии (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, Ж. Деррида), неразрешимых противоречий. Автор рассматривает возможность отказа от опоры на рефлексивные структуры в осмыслении сознания.
Сознание, объект, рефлексия, временность, субстанциональность, интенциональность, ничто, "разлйчае"
Короткий адрес: https://sciup.org/170175524
IDR: 170175524
Список литературы Временность и субстанциональность: характеристики сознания или особенности рефлексии?
- Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики. (Дедукция категорий). М.: Наследие, 1998.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. I. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Академический проект, 1999.
- Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис; Логос, 1994.
- Деррида Ж. Разлйчае //Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический проект, 2012. С. 24-51.
- Деррида Ж. Ousia и gramme//Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический проект, 2012. С.52-94.
- Калиниченко В.В. К метакритике понятия интенциональности у Эд. Гусссерля//Логос. 1997. №10. С. 65-80.
- Кант И. Критика чистого разума//Кант И. Сочинения: В 8 т. Т. 3. М.: Чоро, 1994.
- Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1998.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2004.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
- Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Логос, 1997.
- Херрман Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Минск: Пропилеи, 2000.
- Юм Д. Трактат о человеческой природе//Юм Д. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1996.
- Derrida, Г, 1982. Sending: on representation. Social Research, Vol. 49, no. 2, Current French Philosophy, pp. 294-326.
- Jameson, F., 2003. The end of temporality. Critical Inquiry, Vol. 29, no. 4, pp. 695-718.