«Всё в жизни контрапункт…» (забытое скерцо Глинки)

Бесплатный доступ

Какие тайны хранит в себе произведение Глинки, известное лишь под тем названием, «Вальс-фантазия», которое он поместил в скобки, и почему его главное название «Скерцо» оказалось забытым? Насколько оно автобиографично для композитора, творчество которого не отличается исповедальностью? Какой иной внемузыкальный стимул мог побудить Глинку к созданию глубоко трагического сочинения? Что может быть понятно в «Вальсе-фантазии» неподготовленному слушателю, и что необходимо знать, чтобы услышать его «историческим слухом» (М. Арановский)? Что может означать в этом произведении контрапункт к главной теме? Благодаря новым открытиям в исторической науке, сделанным С.Л. Абрамович, автору удалось приблизиться к пониманию скрытой программы произведения, ее связью с именем А. Пушкина.

Еще

М. глинка, а. пушкин, скерцо, вальс-фантазия, скрытая программа, контрапункт

Короткий адрес: https://sciup.org/170175334

IDR: 170175334

Список литературы «Всё в жизни контрапункт…» (забытое скерцо Глинки)

  • Абрамович С.Л. Пушкин в 1836 году (предыстория последней дуэли). 2-е изд., доп. Л.: Наука, 1989. 312 с.
  • Арановский М.Г. От внемузыкального к музыкальному: к изучению творческого процесса М.И. Глинки//Процессы музыкального творчества. Вып. 5. Сб. тр. № 160/РАМ им. Гнесиных. М., 2002. С.106-117.
  • Арановский М.Г. Слышать Глинку//Муз. академия. 2004. № 2. С. 1-5.
  • Асафьев Б.В. «Вальс-фантазия» Глинки (Этюд) (1926 г.)//Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 1. М., 1952. С. 366-374.
  • Асафьев Б.В. М.И. Глинка. Л.: Музыка, 1978. 311 с.
  • Васильев Ю.В. Интонационный отбор в творческом процессе М.И. Глинки (на примере материала оркестровых произведений)//Процессы музыкального творчества. Выпуск шестой. Сб. тр. № 162/РАМ им. Гнесиных. М., 2003. С. 167-195.
  • Ганзбург Г. Стилевой кризис Глинки и «россиниевский синдром»//М.И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Т. 1. М.: Моск. гос. консерватория, 2006. C. 176-184.
  • Гаспаров Б.М. Пять опер и симфония: Слово и музыка в русской культуре. М.: Классика-XXI, 2009. 320 c.
  • Гауб А. Глинка в советской идеологии и культурной политике до и после 1937 года//О Глинке (к 200-летию со дня рождения): сб. статей/ГЦММК им. Глинки. М.: Дека-BC, 2005. С. 327-369.
  • Глинка М.И. Записки/подготовил А.С. Розанов. М.: Музыка, 1988. 222 с.
  • Глинка М.И. Записки/под ред. В. Богданова-Березовского. Л.: Музгиз, 1953. 283 с.
  • Дмитриева Н. К проблеме интерпретации//Мир искусств: альманах. М.: Культура, 1995. С. 7-41.
  • Драч И. О феномене «иллюзорного симфонизма»//Муз. академия. 2004. № 2. С. 13-15.
  • Екименко Т. Учебные фуги Глинки (по материалам XVII тома Полного собрания сочинений)//М.И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Т. 1. М.: Моск. гос. консерватория, 2006. C. 143-147.
  • Купец Л.А. М.И. Глинка -«свой» и «чужой», или пролегомены к глинкиане XXI века//Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: сб. тр. по материалам конф., 24-26 сент. 2002 г./РАМ им. Гнесиных. М., 2002. С. 296-302.
  • Леонова Д.М. Из воспоминаний//Глинка в воспоминаниях современников/под общ. ред. А.А. Орловой. М.: Музгиз, 1955. С. 268-274.
  • Михаил Иванович Глинка: Календарь к 150-летию со дня рождения. Л., 1954. 479 c.
  • Проскурня А. Проблема интонационно-образной типологии феномена скерцо URL http://www.gnesinstudy.ru/page/proskyrnya_doklad (дата обращения: 10.05.2011).
  • Раку М. Глинка в генеалогии советской музыки//О Глинке (к 200-летию со дня рождения): сб. статей/ГЦММК им. Глинки. М.: Дека-BC, 2005. С. 296-326.
  • Рыжкин И. «Вальс-фантазия» Глинки//Памяти Глинки. 1857-1957. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 115-157.
  • Свиридовская Н. Глинка в восприятии музыкальной критики Серебряного века//М.И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Т. 1. М.: Моск. гос. консерватория, 2006. С. 344-354.
  • Фортунатов Ю.А. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю.А. Фортунатове. М.: Науч.-изд. центр «Москов. консерватория», 2009. 384 c.
  • Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001. 496 c.
Еще
Статья научная