«Выговский Сион»: библейский контекст локальных событий 1787-1788 гг

Автор: Юхименко Елена Михайловна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 2 т.20, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется произведение старообрядческого писателя Андрея Борисова, представителя выговской литературной школы, посвященное восстановлению после пожара главной соборной часовни мужского Выговского общежительства 16 июля 1788 г. Пространное Слово сохранилось в черновом автографе, свидетельствующем о тщательной авторской работе над текстом, и рукописных списках, представляющих две редакции текста. Относящееся к жанру эпидейктического красноречия Слово Андрея Борисова подробно и эмоционально описывает постигшее киновию бедствие. Вместе с тем Слово содержит ценные исторические свидетельства об обстоятельствах пожара, о новой застройке и восстановлении общежительства, о богатом церковном убранстве выговского храма. В качестве ретроспективной аналогии событиям 1787-1788 гг. Андрей Борисов избрал историю разорения первого Сионского храма и созидание второго после возвращение израильтян из вавилонского плена. В статье проанализированы многочисленные примеры уподобления выговской часовни главному храму израильтян. Выявлен еще один библейский образ, к которому прибегал Андрей Борисов при описании событий 1787-1788 гг., - образ Выговской / Вавилонской реки, содержащий прямое уподобление выговцев «древним иерусалимским пленникам», оплакивавшим утрату первого иерусалимского храма. В соответствии с жанровыми требованиями и выговской традицией Андрей Борисов завершил Слово назиданием и призывом к соблюдению Божиих заповедей и духовному обновлению. Поскольку выговский соборный Богоявленский храм был главным для всей староверческой округи и всего поморского согласия, автор, уподобляя его Сиону, стремился подчеркнуть не только внешнее сходство ситуации (факт пожара и последующего восстановления), но главным образом внутреннее тождество, основанное на единстве библейско-христианской истории и провиденциалистской трактовке событий.

Еще

Старообрядчество, выго-лексинское общежительство, литературная школа, эпидейктическое красноречие, жанр, литературный этикет, ретроспективная аналогия, библия, иерусалим, сион

Короткий адрес: https://sciup.org/147237937

IDR: 147237937   |   DOI: 10.15393/j9.art.2022.10964

Список литературы «Выговский Сион»: библейский контекст локальных событий 1787-1788 гг

  • Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX века. М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1959. 306 с.
  • От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества: каталог выставки / науч. ред. и сост. Е. М. Юхименко М.: Славия, 2021. 300 с.
  • [Пигин А. В.] Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке / подг. текстов и исследование А. В. Пигина; отв. ред. Н. В. Понырко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 259 с.
  • Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности / науч. ред. Е. М. Юхименко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 432 с. (а)
  • Пигин А. В. Рукописи из Выго-Лексинского общежительства в государственных хранилищах Петрозаводска // Женщина в старообрядчестве: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 300-летию основания Лексинской старообрядческой обители / сост. А. М. Пашков, А. В. Пигин, И. Н. Ружинская. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. С. 111–118. (b)
  • Пигин А. В. Материалы к биографии выговского большака Степана Иванова // Старообрядчество в России (XVII–XX века) / отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: Языки славянской культуры, 2010. Вып. 4. С. 245–253.
  • Пигин А. В. К вопросу о старообрядческом почитании святых Обонежья (Корнилий Палеостровский и Диодор Юрьегорский) // Старообрядчество в России (XVII–XX века) / отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: Языки славянской культуры, 2013. Вып. 5. С. 251–269.
  • Пигин А. В. Агиографические сочинения в старообрядческой полемике конца XVII–XVIII в. О «самоубийственной смерти» (Послание Петра Прокопьева Даниилу Викулину) // Труды Отдела древнерусской литературы / отв. ред. О. В. Панченко. СПб.: Росток, 2016. Т. 64. С. 435–447.
  • Пигин А. В., Юхименко Е. М. К истории жанра видений в выговской литературной школе («Видение некоей старухи» в 1748 г.) // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: сб. науч. ст. и мат-лов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 129–138.
  • Юхименко Е. М. Автографы выговских писателей и книжников // Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 2. С. 198–373. (a)
  • Юхименко Е. М. Новонайденные сочинения выговских писателей // Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 2. С. 7–197. (b)
  • Юхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства: в 2 т. / науч. ред. Н. В. Понырко. М.: Языки славянских культур, 2008. Т. 2. 568 с.
  • Юхименко Е. М. Старообрядчество: история и культура. М.: Криница, 2016. 851 с.
  • Юхименко Е. М., Пигин А. В. Выговские сочинения о святом Александре Ошевенском // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации / отв. ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб.: Пушкинский Дом, 2022. Т. 4. С. 389–458.
Еще
Статья научная