Выявление противоречий среди древнегреческих философских школ как апологетический метод в трактате Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление»

Автор: Дегтярев Димитрий Юрьевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Богословие

Статья в выпуске: 4 (107), 2023 года.

Бесплатный доступ

Настоящая статья знакомит с апологетическим методом Евсевия Кесарийского, который используется им в XIV книге апологетического трактата «Евангельское приуготовление». Цель данного метода заключается, с одной стороны, в том, чтобы показать читателю превосходство христианского вероучения над мудростью эллинов, а с другой стороны, чтобы дать ответ на распространенное для III в. обвинение в адрес христиан в оставлении и предательстве традиций и мудрости эллинского отечества. Прибегая к данному методу, еп. Евсевий цитирует массу источников, используя доставшуюся ему по наследству библиотеку Кесарии Палестинской. Цитатами эллинских философов апологет показывает массу разногласий по самым базовым вопросам философии и, обращая внимание читателя на такое свойство Истины, как рождение согласия и мира среди нашедших её, делает вывод о ложности эллинской философии. Параллельно с этим он указывает на «истинную философию», которой придерживаются христиане. В статье проанализирован данный апологетический метод, рассмотрены основные его особенности, представлена классификация видов противоречий, выявляемых Евсевием Кесарийским у эллинских философов, рассмотрен взгляд апологета на причину упомянутых противоречий и разногласий. В заключение статьи рассмотрена результативность апологетического метода еп. Евсевия и его проблемные моменты.

Еще

Апологетика, евсевий кесарийский, евангельское приуготовление, философия, христианство, метод, критика, противоречие, древняя греция, эллины, дискуссия

Короткий адрес: https://sciup.org/140303097

IDR: 140303097   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2023_4_22

Список литературы Выявление противоречий среди древнегреческих философских школ как апологетический метод в трактате Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление»

  • Афонасин и др. (2022) — Афонасин Е.В., Афонасина А.С., Диллон Дж. Философская история Платоновской Академии. Тексты и исследования. СПб.: РХГА, 2022. 284 с.
  • Афонасин (2020) — Афонасин Е.В. Протагор из Абдер. Фрагменты и свидетельства // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2020. Т. 14. Вып. 1. С. 309-338.
  • Василий Великий: Беседа 13 (1857) — Basilius Magnus. Homilía XIII. Exhortatoria ad sanctum baptisma // PG XXXI. París, 1857. Col. 423B-444C.
  • Гомер (1960) — Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича. М.: ГИХЛ, 1960. 435 с.
  • Деяния (1910) — Деяния Вселенских Соборов. Казань: Центральная тип., 1910. Т. I. 404 с.
  • Диоген Лаэртский (1979) — Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. 629 с.
  • Евсевий Кесарийский: Евангельское приуготовление (1982, 1983) — Eusebius werke. Die Praeparatio Evangelica // Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte / Hrsg. von K. Mras. 2. bearbeitete auflage hrsg. von Ed. des Places. T.VIII, 1. Berlin: Akademie-Verlag, 1982. 686 s.; T.VIII, 2. Berlin: Akademie-Verlag, 1983. 604 s.
  • Платон (1993) — Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. 528 с.
  • Античные писатели (1999) — Античные писатели. Словарь. СПб.: Лань, 1999. 448 с.
  • Афонасин (2016) — Афонасин Е.В. Гален. О моих воззрениях // ХХОЛН. Философское антиковедение и классическая традиция. Новосибирск: Ред.-изд. центр НГУ, 2016. Т. 10. № 1. С. 281-306.
  • Богуславский (1990) — Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М.: Наука, 1990. 272 с.
  • Диллон (2005) — Диллон Д. Наследники Платона. Исследование истории Древней Академии (347-274гг. до н.э.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 281 с.
  • Лосев (2000) — Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Ранняя классика. М.: ACT, 2000. Т. 1. 624 с.
  • Лосев (2020) — Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Итоги тысячелетнего развития. М.: ACT, 2000. Т. 8. 832 с.
  • Лосев (2021) — Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Академический проект, 2021. 755 с.
  • Мочалова (2007) — Мочалова И.Н Философия ранней Академии. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. 144 с.
  • НФЭ (2010) — Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010. Т. 1-4. 2816 с.
  • Реверсов (189) — Реверсов. И.П. Апологеты защитники христианства. СПб.: Сатисъ; Держава. 2007. 189 с.
  • Рожанский (1983) — Рожанский И.Д. Анаксагор. М.: Мысль, 1983. 142 с.
  • РСЭ (1999) — Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. 672 с.
  • Ястребов (1999) — Ястребов А. Евсевий Кесарийский. Исторический очерк // Богословский сборник. Вып. III. М., 1999. С. 136-151.
  • Johnson (2006) — Aaron P. Johnson. Eusebius' Praeparatio Evangelica as Literary Experiment // Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism, Didacticism, Classicism. London: Routledge, 2006. P. 67-90.
  • Bounoure (1982) — Bounoure G. Eusèbe citateur de Diodore // Revue des études grecques. 1982. Vol. 95. P. 433-439.
  • Burnet (1920) — Burnet J. Early Greek philosophy. 3rd ed. London: Adam & Charles Black, 1920. 389 p.
  • Cherniss (1945) — Cherniss H..F. The Riddle of the Early Academy. Berkely; Los Angeles: University of California Press, 1945. 103p.
  • Encyclopaedia Britannica (1911) — Encyclopaedia Britannica, 11th ed. New York: Encyclopaedia Britannica inc., 1911. Vol. 9. 997 p.
  • Hermias (1872) — Hermias O. Hermiae philosophi Irrisio gentilium philosophorum: Apologetarum Quadrati, Aristidis, Aristonis, Miltiadis, Melitonis Apollinaris reliquiae. Illam ad optimos libros MSS. nunc primum aut denuo collatos recensuit, prolegomenis adnotatione versione instruxit, has undique collegit, praemissis dissertationibus edidit, commentariis illustravit Io. Car. Th. eques de Otto. Insunt et Marani Prolegomena in Iustinum, Tatianum, Athenagoram, Theophilum, Hermiam. Cum specimine lithogr. Codicis Hermiae vindobonensis Ienae In libraria Maukii. H. Dufft, 1872. 535 p.
  • Laurin (1954) — Laurin J.-R... Orientations maitresses des apologistes chretiens de 270 a 361. Rome, 1954. 487 p.
  • Norton (1999) — Norton G. The Cambridge History of Literary Criticism. New York: Cambridge University Press. 1999. Vol. 3. 762 p.
  • Kristeller (1965) — Kristeller P. O. Renaissance Thought II: Papers on Humanism and the Arts. New York: Harper Torchbooks, 1965. 233 p.
  • Schwartz (1909) — Schwartz E. Eusebios von Caesarea // Paulys Real-Encyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft / Hrsg. von A. F. von Pauly. Stuttgart, 1909. Vol. 11. P. 1370-1439.
  • Schamp (1990) — Schamp J. Des Places (Edouard) (Intr., texte, trad. et annotation). Eusèbe de Césarée. La préparation évangélique. Livres XIV-XV // Revue belge de Philologie et d'Histoire. 1990. Vol. 68-1. P. 177-179.
  • Wagner (1983) — Wagner D.L. The Seven liberal arts in the Middle Ages. Bloomington: IU Press, 1983. 282p.
Еще
Статья научная