Выращивание телят при разных режимах адаптивной технологии, с доращиванием и откормом в типовых помещениях

Бесплатный доступ

Научно обоснована и экспериментально доказана целесообразность применения биостимуляторов ПС-2 и ПС-6 для повышения неспецифической устойчивости и адаптационной пластичности организма телят к воздействию пониженных и повышенных температур воздуха в зимний и летний периоды в условиях адаптивной технологии выращивания и реализации продуктивных качеств молодняка при последующем доращивании и откорме в типовых помещениях.

Телята, адаптивная технология, биостимуляторы, неспецифическая резистентность, рост, развитие, доращивание, откорм

Короткий адрес: https://sciup.org/14288244

IDR: 14288244

Текст научной статьи Выращивание телят при разных режимах адаптивной технологии, с доращиванием и откормом в типовых помещениях

Чтобы вырастить хорошо развитых животных, способных к проявлению высокой продуктивности и воспроизводительной способности, необходимо обеспечить в комплексе сбалансированное кормление и надлежащие условия содержания ремонтного молодняка. В настоящее время многие хозяйства успешно практикуют «холодный» метод содержания телят, для других же он до сих пор остается загадкой. Суть этого метода заключается в том, что теленок в первые сутки содержится под коровой, затем переводится в домик-профилакторий. В индивидуальных домиках животные содержатся в течение 1 месяца, затем их переводят в групповые домики. Положительных сторон данного метода много, но самое главное - это разрыв эпизоотической цепи и формирование механизмов адаптации и естественной устойчивости к болезням. Однако в России еще не принято использовать групповые домики, животных в лучшем случае переводят в животноводческие помещения, где скот отсутствовал, и была проведена дезинфекция, в худшем – это помещение, где уже стоит скот старших возрастов и имеется своя условно-патогенная микрофлора. Вот тут и возникают проблемы, так как животные очень трудно привыкают к новым условиям содержания и чаще всего заболевают респираторными заболеваниями. Поэтому при применении данного метода необходимо соблюдать технологию и учитывать климат региона.

В свете изложенного в условиях экологического и технологического прессинга на организм обеспечение здоровья и сохранности телят при пониженных и повышенных температурах среды адаптивной технологии выращивания и реализация продуктивных качеств молодняка при последующем доращивании и откорме в типовых помещениях является актуальной проблемой современной ветеринарной науки и практики [1, 2, 3].

Цель работы - испытание разработанного биостимулятора ПС-6 в сопоставлении с ранее апробированным препаратом ПС-2 на телятах, выращиваемых в индивидуальных домиках и павильонах в зимний и летний периоды, с последующим доращиванием и откормом молодняка в типовых помещениях.

Материал и методы. Для проведения опыта сформировали три группы телят-аналогов черно-пестрой породы по 15 животных в каждой группе. Животных всех групп через сутки после рождения и до 30-суточного возраста содержали в индивидуальных домиках, затем до 180-суточного возраста - в павильонах на открытой площадке, предусмотренных адаптивной технологией, а в последующем до 360-суточного возраста - в типовых помещениях для доращивания и до 540-суточного возраста (продолжительность опытов) - в помещениях для откорма молодняка. Исследования проводили на фоне сбалансированного кормления по рационам, принятым в хозяйстве с учетом потребности организма в энергии и основных питательных элементах в периоды выращивания телят, доращивания и откорма молодняка согласно нормам и рационам кормления. В связи с экстремальными условиями в процессе выращивания телят в зимний период уровень молочного кормления предусматривали выше принятых норм на 20%. С целью наиболее полной реализации адаптивного и продуктивного потенциала организма телят в условиях пониженных и повышенных температур среды обитания применяли биостимуляторы ПС-2 и ПС-6, разработанные учеными лаборатории био- и нанотехнологий ФГБОУ ВПО ЧГСХА. Животным 1-й опытной группы внутримышечно инъецировали ПС-2 в дозе 3 мл на 2...3-е и 7...9-е сут жизни, 2-й опытной группы - ПС-6 в такой же дозе и в эти же сроки, а контрольной группе телят биостимуляторы не вводили. ПС-2 и ПС-6 - комплексные препараты для активизации неспецифической резистентности, профилактики и терапии болезней молодняка сельскохозяйственных животных, представляют собой водные суспензии, содержащие полисахаридный комплекс дрожжевых клеток, иммобилизированных в агаровом геле, с добавлением производного бензимидазола, а в ПС-6 дополнительно включен антимикробный препарат из группы аминогликозидов I поколения.

Рост, развитие, клинико-физиологическое состояние, гематологический профиль и неспецифическую резистентность телят изучали на 1-й, 15-, 30-, 60-, 90-, 120-, 150- и 180-й сутки, а молодняка - на 360-й и 540-й сутки жизни по общепринятым в ветеринарии современным методикам.

Результаты исследований. Научно-исследовательская работа проведена в соответствии с зоогигиеническими нормами микроклимата в родильном отделении, типовых помещениях для доращивания и откорма молодняка. Параметры микроклимата в индивидуальных домиках и павильонах, предусмотренных адаптивной технологией, в зимний период соответственно имели следующие величины: температура воздушной среды – -1,5 и -4,2 °С, относительная влажность – 78,4 и 75,6 %, скорость движения – 0,40 и 0,42 м/с, бактериальная обсемененность – 0,9 и 15,8 тыс/м3, содержание углекислого газа – 0,14 и 0,04 %, аммиака и сероводорода не обнаружено, пыли – 0,1 и 0,2 мг/м3. То есть телята выращивались в условиях практически чистого микроклимата и пониженных на 15,5 – 18,2 °С от нормы температур воздуха. Параметры микроклимата в индивидуальных домиках и павильонах в летний период не превышали зоогигиенические нормы по относительной влажности, скорости движения и бактериальной обсемененности воздушной среды, содержанию в ней аммиака, сероводорода, углекислого газа и пыли, а температура воздушной среды оказалась выше нормативных данных на 1,5 – 4,5 оС.

Использованные в опытах биостимуляторы ПС-2 и ПС-6 не оказали отрицательного влияния на клинико-физиологическое состояние молодняка крупного рогатого скота при выращивании в условиях разных температурных режимов адаптивной технологии, и в последующем доращивании и откорме в типовых помещениях.

За период выращивания телят (180 сут) как в контрольной, так и в опытных группах спорадически возникали болезни. В условиях адаптивной технологии в зимний период в контрольной группе возникло 6 случаев заболеваний телят, 4 кишечных и 2 респираторных, средняя продолжительность которых составила 7,50±0,96 сут. В 1-й опытной группе возникли 3 случая заболевания, 2 кишечных и 1 респираторное, которые длились в среднем 3,67±0,88 сут. Во 2-й опытной группе возникло одно кишечное заболевание, которое длилось 2,00±0,00 сут. Средняя продолжительность болезней у телят 1-й и 2-й опытных групп была ниже контрольного показателя на 3,53 и 5,50 суток соответственно.

В летний период в контрольной группе заболело 5 животных, в 1-й опытной группе – 2 теленка и во 2-й опытной группе – 1 животное диспепсией, то есть заболеваемость составила соответственно 33,3 %, 13,3 и 6,7 %. Продолжительность болезней у животных опытных групп (4,75±0,25 и 3,00±0,00 сут) была короче на 3,7 и 5,5 сут, и протекала в более легкой форме, чем в контроле (8,50±1,29 сут).

Коэффициент Мелленберга, выражающий лечебнопрофилактическую эффективность применения препаратов, был ниже в 1й и 2-й опытных группах по сравнению с контрольными данными в зимний период – в 4,1 и 23,8 раза, а в летний – в 4,5 и 14,3 раза соответственно.

Итак, внутримышечная инъекция телятам ПС-2 и ПС-6 способствовала профилактике заболеваний органов дыхания и пищеварения, снижала продолжительность болезней и коэффициент Мелленберга.

Установлено, что живая масса молодняка крупного рогатого скота 1й и 2-й опытных групп оказалась выше, чем в контроле (Р<0,05-0,01): в зимний период к концу срока выращивания на 7,4 и 9,4 кг, доращивания -на 10,2 и 13,4 кг и откорма - на 16,6 и 20,2 кг; в летний период к завершению сроков выращивания, доращивания и откорма на 7,0 и 9,0 кг, 9,4 и 12,2 кг, 12,2 и 16,4 кг соответственно. При этом у животных опытных групп среднесуточный прирост оказался достоверно выше, чем в контроле, в среднем за периоды выращивания, доращивания и откорма: в зимний период на 39,8 и 53,7 г, на 16,0 и 22,0 г и на 36,0 и 38,0 г, в летний период -на 35,8 и 44,5 г, на 13,0 и 18,0 г и на 16,0 и 23,0 г соответственно (Р<0,05).

Если в 30-суточном возрасте телят коэффициент роста во всех группах был практически одинаковым, то в последующие сроки исследований он оказался выше у опытных животных, чем у контрольных. Аналогичная закономерность имела место в динамике экстерьерных промеров животных подопытных групп.

Итак, выявлен ростостимулирующий эффект назначения телятам в раннем постнатальном онтогенезе биостимуляторов ПС-2 и ПС-6.

Установлено, что у молодняка, выращенного в условиях адаптивной технологии в зимний период на фоне внутримышечной инъекции ПС-2 и ПС-6 гематологические показатели были выше, чем в контроле: количество эритроцитов в крови - на 0,26-0,62 и 0,22-0,64х1012/л, концентрация гемоглобина - на 7-12 и 7-14 г/л, а при адаптивной технологии в летний период - на 0,36-0,44 и 0,30-0,58х1012/л, на 8-11 и 913 г/л (Р<0,05-0,001) соответственно.

Следовательно, использованные в опытах биостимуляторы ПС-2 и ПС-6 активизировали продукцию эритроцитов и повышали концентрацию гемоглобина в крови животных опытных групп, то есть улучшали гемопоэз, однако не оказали стимулирующего эффекта на продукцию белых кровяных клеток.

Уровень цветного показателя крови животных за периоды выращивания, доращивания и откорма оказался выше у молодняка 1 -й и 2й опытных групп по сравнению с контролем на 0,98 - 6,82 и 1,14 - 7,86 %, 7,36 и 8,42%, 0,98 и 1,96 %, за исключением соответствующих данных 15-суточного молодняка 1-й опытной группы. В последнем случае величина этого показателя была ниже контрольных данных на 1,14 %. Однако различие по указанному гематологическому показателю оказалось недостоверным в принятых вариантах опытов по сравнению с контролем и между соответствующими величинами животных опытных групп (P>0,05).

Насыщенность эритроцитов гемоглобином была достоверно выше у молодняка 1-й и 2-й опытных групп по сравнению с контролем: в период выращивания на 0,06 - 0,94 и 0,09 - 1,24 пг, в период доращивания - на

0,92 и 1,28 пг, в период откорма - на 0,22 и 0,52 пг, за исключением соответствующих данных 15- и 30-суточного молодняка 1-й опытной группы. В данных случаях величины СГЭ были ниже контрольных данных на 0,05 и 0,10 пг. Однако выявленные изменения в пределах изучаемых групп не имели достоверной разницы.

В результате биохимических исследований крови, ее плазмы и сыворотки установлено, что внутримышечная инъекция телятам ПС-2 и ПС-6 активизировала в организме этих животных буферные системы, обмен глюкозы, общего кальция и неорганического фосфора. Уровень каротина в сыворотке крови также повышался под влиянием биопрепаратов, но достоверного эффекта на обмен провитамина А не отмечено.

Внутримышечная инъекция телятам биостимуляторов ПС-2 и ПС-6 на 2...3-е и 7...9-е сутки жизни активизировала в организме этих животных буферные системы, обмен глюкозы, общего кальция и неорганического фосфора.

У молодняка, выращенного в зимний период по адаптивной технологии с применением биопрепаратов, оказались достоверно выше фагоцитарная активность лейкоцитов на 1,6-5,2 и 3,6-6,4 %, лизоцимная активность плазмы - 0,9-4,6 и 1,6-5,6 %, бактерицидная активность сыворотки крови - 1,2-2,1 и 0,3-2,9 % и содержание иммуноглобулинов -на 0,8-4,3 и 1,2-4,8 мг/мл (Р<0,05-0,001) соответственно. При содержании животных в помещениях, предусмотренных адаптивной технологией, в летний период данные таких же показателей были выше на 2,0-4,6 и 3,4-5,0 %, 1,2-2,9 и 1,4-3,6 %, 2,7-1,9 и 2,4-3,9 %, 0,6-5,1 и 1,2-5,3 мг/мл (Р<0,05-0,001) соответственно.

Заключение. Биостимуляторы ПС-2 и ПС-6 активизируют неспецифическую устойчивость организма телят к воздействию пониженных и повышенных температур в условиях адаптивной технологии выращивания, вследствие этого у них снижаются болезни органов дыхания и пищеварения, и все это благоприятно отражается на постнатальном росте и развитии. Соответствующий эффект испытуемые биостимуляторы оказывали и в условиях повышенных температур адаптивной технологии выращивания телят, но в менее рельефной форме.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Семенов, В.Г. Реализация биологического потенциала телят в условиях адаптивной технологии /В.Г. Семенов, Н.С. Петров //Современные достижения ветеринарной медицины и биологии - в сельскохозяйственное производство: мат. II всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения засл. деят. науки РСФСР и Башкирской АССР, д-ра ветеринар. наук., проф. Хамита Валеевича Аюпова.- Уфа: Башкирский ГАУ, 2014.- С.403-405. 2. Сулагаев, Ф.В. Продуктивные и биоморфологические особенности телят в условиях адаптивной технологии /Ф.В. Сулагаев, В.Г. Семенов //Молодежь и инновации:  мат. VIII всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов.- Чебоксары, 2012.- С. 324-328. 3. Тюрин, В.Г. Организация экологического контроля на животноводческих предприятиях /В.Г. Тюрин, Ф.Ф. Лопата, Н.Н. Потемкина, П.Н. Виноградов, И.И. Кочиш, И.Е. Гумовский //Сборник научных трудов по материалам научнопрактической конференции «Научное обеспечение инновационного развития животноводства».- Жодино: РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству, 2013.- С. 481483.

ВЫРАЩИВАНИЕ ТЕЛЯТ ПРИ РАЗНЫХ РЕЖИМАХ АДАПТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ, С ДОРАЩИВАНИЕМ И ОТКОРМОМ В ТИПОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

Петров Н.С., Семенов В.Г., Софронов В.Г.

Резюме

Научно обоснована и экспериментально доказана целесообразность применения биостимуляторов ПС-2 и ПС-6 для повышения неспецифической устойчивости и адаптационной пластичности организма телят к воздействию пониженных и повышенных температур воздуха в зимний и летний периоды в условиях адаптивной технологии выращивания и реализации продуктивных качеств молодняка при последующем доращивании и откорме в типовых помещениях.

GROWING CALVES IF DIFFERENT MODES OF ADAPTIVE TECHNOLOGY, WITH REARING AND FATTENING IN A TYPICAL PREMISES

Petrov N.S., Semenov V.G., Sofronov V.G.

Статья научная