Выставочное пространство в ситуации «топографического поворота» исследований

Автор: Короткова О.А.

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Museum

Статья в выпуске: 4 (69), 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению соотношения выставочного пространства и выставочного нарратива в контексте наблюдающегося в современной культуре «топографического поворота». Подчеркивается значение подлинных предметов в выставочных пространствах, важных для общественной памяти. На примере экспозиций в Главном штабе Государственного Эрмитажа показано разнообразие подходов, иллюстрирующих «топографический поворот». По уровню раскрытия информации, заложенной в историческом пространстве выставки, выделяется несколько типов экспозиций. Утверждается, что набор экспонатов может метафорически соотноситься с процессами, протекавшими в пространстве в прошлом; развивать художественный стиль, в котором оно оформлено; быть независимым по отношению к нему. В завершение намечаются пути дальнейшего исследования выставочных стратегий, а также даются рекомендации по проектированию выставок с учетом необходимости раскрытия информации, заложенной в экспозиционном пространстве.

Еще

Выставка, главный штаб государственного эрмитажа, музей, пространство, топографический поворот, экспозиция

Короткий адрес: https://sciup.org/140305689

IDR: 140305689   |   DOI: 10.53115/19975996_2023_04_117_122

Список литературы Выставочное пространство в ситуации «топографического поворота» исследований

  • Балаш А.Н. Музеология и исследования новой материальности // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2022, № 1 (50). – С. 18–23.
  • Балаш А.Н. Подлинность произведения искусства в культуре XX–XXI в.: концептуальный и институциональный аспекты / Автореф. дисс. … д. культурологии. – Санкт-Петербург, 2018. – 51 с.
  • Ван-Менш П., Мейер-ван Менш Л. Новые тренды в музеологии. – Москва: Перспектива, 2021. – 128 с.
  • Мастеница Е.Н. Музей в начале третьего тысячелетия: ведущие тенденции развития // Общество. Среда. Развитие. – 2020, № 3. – С. 46–54.
  • Мастеница Е.Н. Феномен музея: опыт музеологической рефлексии // Вопросы музеологии. – 2011, № 1. – С. 20–30.
  • Никонова А.А. Музейный предмет и /или экспонат: к проблеме музейной эвристики // Трансформации музеев-библиотек-архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе / Под ред. Е.А. Воронцовой. – Москва: ИНИОН РАН, 2017. – С. 111–121.
  • Нора П. Проблематика мест памяти // Нора П., Озуф М., де Пюимеж Ж., Винок М. Франция-память. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. – С. 17–50.
  • Окладникова Е.А., Махлина С.Т. Музейный предмет и его семиотический дискурс // Триумф музея? / Под ред. А.А. Никоновой. – СПб. Осипов, 2005. – С. 84–103.
  • Поляков Т. П., Зотова Т.А., Пустовойт Ю.В., Нельзина О.Ю., Корнеева А.А. Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». – Москва: Институт Наследия, 2021. – 438 с.
  • Bouraly L. Stratégies curatoriales et réécriture des cartels des collections d’art // Spaces for global museology / Ed. by E. Weiser. – Paris. ICOFOM, 2023. – P. 99–111.
  • Byrne S., Clarke A., Harrison R., Tottence R. Networks, Agents and Objects: Frameworks for Unpacking Museum Collections // Unpacking the Collection. Networks of Material and Social Agency in the Museum / Ed. by S. Byrne, A. Clarke, R. Harrison, R. Tottence. – New York; London: Springer, 2011. – P. 3–28.
  • Liuni F. Politicized aesthetics: Questioning the neutrality of museum architecture and exhibition design // Spaces for global museology / Ed. by E. Weiser. – Paris: ICOFOM, 2023. – P. 89–99.
  • Thébault M., Dutheillet de Lamothe S., Schmitt D. Médiation du religieux et expérience visitorielle // Spaces for global museology / Ed. by E. Weiser. – Paris. ICOFOM, 2023. – P. 111–122.
  • Weiser E. Spaces for global museology // Spaces for global museology / Ed. by E. Weiser. – Paris. ICOFOM, 2023. – P. 11–14.
Еще
Статья научная