Взаимные процессы умирания человека и видов его деятельности
Автор: Шишкин Алексей Ефимович
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1 (53), 2021 года.
Бесплатный доступ
Введение. Расследуются причины «исчезновения» человека в контексте его отказа от Бога, истории, культуры, природы. Автора интересует двоякий подход к осмыслению смерти: а) вся тленная и имитационная деятельность представляет собой сигнал умирания как сознания, так и человека; б) человек материальный, дробный и секулярный не может конструировать Красоту, Истину, Вечность. Методология и новизна полученных выводов. Междисциплинарный подход показал излом человека с разных сторон. Герменевтический подход помог вскрыть внутреннее содержание понятия «смерть». Системный подход показал широту исследуемого объекта смерти, затрагивающей все институциональные структуры и сферы жизни. Структурно-функциональный метод помог представить феномен смерти в детальном проявлении как в онтогенезе, так и в филогенезе. Ценностно-институциональный анализ помог осознать устойчивость социального порядка через фиксацию базовых ценностей в сознании. Использованы общенаучные методы познания: индукция и дедукция, анализ и синтез, единство логического и исторического, восхождение от конкретного к абстрактному. Результаты исследования. Если нет трансценденций у человека, фокус понимания зауживается, а духовно-нравственные параметры заменяются консьюмеристскими. Если человек отстаивает лишь имманентность бытия, то в одиноком и сиротливом состоянии его удаленность от Первоисточника означает собственный приговор к довольству предельным «ничто». Ч. Тайлор через понятия «закрытого», или «горизонтального», мира определяет бессмыслицу человека, находящегося внутри трансцендентной структуры. Обсуждение и заключение. Тема смерти показала «сквозной характер» проблемы господства/зависимости от смерти человека на протяжении всей истории философии.
Негэнтропия, имитация, антропологический кризис, онтогенез, ремиссия, трансцендирование, коммунитаризм, танатология, иммортология
Короткий адрес: https://sciup.org/147218527
IDR: 147218527 | DOI: 10.15507/2078-9823.53.021.202101.104-111
Список литературы Взаимные процессы умирания человека и видов его деятельности
- Батай Ж. Внутренний опыт. – СПб. : Axioma / Мифрил, 1997. – 336 с.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М. : Добросвет, 2000. – 387 с.
- Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. – М. : Добросвет, 2000. – 258 с.
- Верещагин О. А. Субъект истории в постмодернистской парадигме : автореф. дис. … канд. филос. наук. – Н. Новгород, 2007. – 28 с.
- Вишев И. В. На пути к практическому бессмертию. – М., 2002. – 324 с.
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www. who.int/mental_health/prevention/en/index.html.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. – М. : Академический проект, 2014. – 494 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М. : Мысль, 1990. – 151 с.
- Гейне Г. К истории религии и философии в Германии. – М. : Прогресс, 1994. – 232 с.
- Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. – Н. Новгород : Русский купец ; Братья славяне, 1995. – 560 с.
- Декарт Р. Сочинения : в 2 т. Т. 1 : Рассуждение о методе. – М. : Мысль, 1989. – 654 с.
- Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб. : Академический проект, 2000. – 432 с.
- Евсеев А. А. Статистический анализ тенденций и факторов суицидального поведения // Статистика и экономика. – 2012. – № 6. – С. 86–90.
- Жан-поль. Мертвый Христос говорит с вершины мироздания о том, что Бога нет // Логос. – 1994. – № 6. – С. 340–345.
- Ильин А. Н. Субъект в пространстве философии постмодернизма // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2010. – № 1. – С. 27–33.
- Кант И. Критика чистого разума. – М. : Мысль, 1994. – 591 с.
- Кант И. Трактаты и письма. – М. : Наука, 1980. – 712 с.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. – М. : Республика, 1993. – 383 с.
- Лапшин И. И. Ars moriendi // Вопросы философии. – 1994. – № 3. – С. 116.
- Ницше Ф. Веселая наука: злая мудрость. – М. : Триада-Файн, 1993. – 239 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. – М. : Мысль, 1990. – Т. 2. – 829 с.
- платон. Собрание сочинений : в 4 т. – М. : Мысль, 1993. – Т. 2. – 528 с.
- Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. – М. : Республика, 1994. – 495 с.
- Смирнова А. А. Проблема субъекта в контексте постсовременности : автореф. дис. … канд. филос. наук. – СПб., 2009. – 169 с.
- Терещенко Н. А. Социальная философия после смерти социального. – Казань : Казанский университет, 2011. – 368 с.
- Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Фихте И. Г. Сочинения : в 2 т. – СПб. : Мифрил, 1993. – Т. 1. – 687 с.
- Шишкин А. Е. Дихотомия Восток – Запад в контексте коммунитаризма. – Самара : Мечта, 2020. – 492 с.
- Шишкин А. Е. Профессиональное «выгорание» врача. – Самара : Мечта, 2020. – 396 с.
- Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа : сборник произведений. – Минск, 1998. – С. 217.
- Эпикур. Эпикур приветствует Менекея // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М. : Политиздат, 1991. – 659 с.
- Ясперс К. Ницше и христианство. – М. : Медиум, 1993. – 114 с.
- Abd Elwahed A. Contribution à une théorie sociologique de l’esclavage. – Paris : Mechelinck, 1931.
- Pulleyblank E. G. The Origins and Nature of Chattel Slavery in China // Journal of the Economic and Social History of the Orient. – 1958. – Vol. 1. – No. 2. – P. 204–211.
- Wiesdorf H. Bergleute und Hüttenmänner im Altertum bis zum Ausgang der römischen Republik: Ihre wirtschaftliche, soziale und jurististische Lage. – Berlin : Akademie-Verlag, 1952.