Взаимодействие государственных органов и христианских организаций на Черноморском побережье Кавказа

Автор: Ионова Зинаида Николаевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 6, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и христианских конфессий, прежде всего РПЦ, на Черноморском побережье Кавказа. Автор, исследовав проблемы государственноконфессиональной политики, приходит к выводу о возрастании роли договоров между государством и христианскими организациями, в которых обе стороны выступают в качестве равноправных партнеров.

Государственно-конфессиональные отношения, религиозные организации, христианские конфессии, договор, социальное партнерство

Короткий адрес: https://sciup.org/14938207

IDR: 14938207

Текст научной статьи Взаимодействие государственных органов и христианских организаций на Черноморском побережье Кавказа

Процесс ресекуляризации, начавшийся в мире во второй половине XX в., в полной мере затронул и Российскую Федерацию. Христианские конфессии в ходе реформирования Российского государства в 90-х гг. XX в. получили то, чего оказались лишены к этому времени традиционные религии во многих странах западной демократии: институциональность, возможность активно и вполне легитимно влиять на общественное развитие и общественные устои.

Тенденции роста влияния религиозных организаций, появления новых конфессий, повышения роли религии в жизни общества особенно ярко проявились на территории Черноморского побережья Кавказа. Черноморье – одна из наиболее важных рекреационных зон РФ, которую отличает выгодное экономико-географическое положение, благоприятный климат, позволяющий вести миссионерскую работу на улице практически круглый год, значительное количество приезжих. Если Краснодарский край по количеству зарегистрированных религиозных организаций занимает четвертое место в РФ (691 религиозная организация), по количеству конфессий – первое (32 конфессии), то на территории только одного города Сочи действуют 17 конфессий, 100 религиозных объединений, из которых 75 религиозных организаций и 25 религиозных групп [1].

Деятельность религиозных объединений хотя и направлена на духовно-нравственное совершенствование человека, протекает в общественной сфере, поэтому регулируется государством. В статье обращается внимание на основные направления развития государственно-конфессиональных отношений путем выявления общих и особенных черт взаимодействия государства и христианских организаций на Черноморском побережье Кавказа.

Прежде всего хотелось бы отметить, что в современной России отношения между государством и конфессиями складываются стихийно, и последовательная, единая для всех субъектов Федерации вероисповедная политика пока не стала реальностью. На наш взгляд, основной причиной подобного положения дел является отсутствие специализированного органа по взаимодействию с религиозными объединениями, каким был в советское время Совет по делам религий при Совете министров СССР. Именно Совет в случае возникновения вопросов, требующих разрешения, осуществлял связь между Правительством СССР и религиозными организациями, разрабатывал проекты правовых актов, давал разъяснения по вопросам их применения и контролировал их выполнение. Таким образом, не затрагивая вопроса о спорности принципов, на которых строилась вероисповедная политика в СССР, можно сказать, что она была унифицированной, непротиворечивой и последовательно проводилась на территории всей страны.

После распада Советского Союза власть взяла курс на построение сепарационной модели взаимоотношения государства с религиозными конфессиями и отказалась от существования подобного органа. Принятие Федерального закона 1997 г. привело к повороту в сторону кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений и с неизбежностью способствовало созданию ряда государственных органов, взаимодействующих с религиозными организациями во всех ветвях власти.

На данный момент на федеральном уровне действуют Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций в Государственной думе.

На региональном уровне прослеживается та же тенденция. Так, например, в Законодательном собрании Краснодарского края взаимодействие с религиозными объединениями осуществляет комитет, который с 24.11.2002 получил название «Комитет по культуре, спорту, информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями». С 1996 г. при губернаторе в компетенцию первого заместителя главы краевой администрации вошло в том числе и взаимодействие с общественными, казачьими и религиозными организациями. В 2002 г. создано управление по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями администрации Краснодарского края, которое с 2004 г. называется «Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края» [2]. Также при краевой администрации функционирует Координационный совет по взаимодействию с религиозными организациями, в который вошли представители епархии Русской Православной Церкви, Армянской церкви и ислама.

На местном уровне, в частности на Черноморском побережье края, также можно отметить многообразие органов, осуществляющих взаимодействие с религиозными объединениями. Например, в г. Сочи в Городском собрании действует комитет по взаимодействию с административными и правоохранительными органами, общественными, национальными, религиозными объединениями по миграционным и военным вопросам, по делам казачества. В администрации города функционирует управление по взаимодействию с правоохранительными органами, делам казачества, религий, общественных организаций.

Таким образом, на федеральном, региональном и местном уровнях каждая ветвь власти имеет свой орган, взаимодействующий с религиозными объединениями. Вышеназванные органы не осуществляют контрольных функций, что, безусловно, вполне соответствует светскому характеру нашей государственности, но действуют в сфере взаимоотношений с религиозными организациями исключительно в пределах своей компетенции, не координируют свои действия, что затрудняет выработку четкой государственно-конфессиональной политики.

Данное обстоятельство сказывается и на качестве нормативных актов, регулирующих данную сферу общественных отношений. Нормативные акты отличаются противоречивостью, пробельностью, не во всех субъектах Федерации есть законы, непосредственно регулирующие деятельность религиозных объединений. Например, в Краснодарском крае такого закона нет, хотя, безусловно, есть акты, затрагивающие взаимоотношения региональных властей с конфессиями в различных сферах жизнедеятельности, - законы Краснодарского края «О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений», «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края», «Об архивном фонде Краснодарского края и архивах» и другие [3, с. 48].

На местном уровне основными документами, регулирующими деятельность религиозных организаций, являются постановления и распоряжения глав администрации, справки, информационные письма, которые разрабатываются лишь в случае возникновения каких-либо вопросов во взаимоотношениях с конфессиями.

Отсутствие единой, целостной государственно-конфессиональной политики, наряду с недостатками нормативно-правовой базы, привело к переносу центра тяжести в государственноконфессиональных отношениях с законодательного уровня на различные уровни исполнительной власти. Следствием этого стало увеличение численности различного рода договоров, заключаемых между органами государственной власти, местного самоуправления и религиозными организациями. Несмотря на правовую неурегулированность в России самой возможности заключения договоров между государством и религиозными организациями (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации), социальное сотрудничество государства и религиозных организаций укрепляется.

Говоря о тенденциях в развитии государственно-конфессионального взаимодействия в Краснодарском крае в целом и на Черноморском побережье Кавказа в частности, необходимо отметить не только количественный рост договоров о сотрудничестве, но и постоянное расширение сферы регулирования данных отношений. Особенно тесно региональные органы власти, прежде всего социальные и силовые структуры, взаимодействуют с Русской Православной Церковью, объединяющей значительное большинство населения Черноморского побережья. По мнению исследователя Н.А. Митрохина, данные структуры рассматривают православие как новую идеологию [4, с. 241–246].

Так, в 2005 г. было достигнуто Соглашение о сотрудничестве Екатеринодарской и Кубанской епархии и департамента здравоохранения Краснодарского края; в 2007 г. в Краснодаре подписано Соглашение о сотрудничестве Екатеринодарской и Кубанской епархии и ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю; в 2009 г. заключено трехстороннее соглашение между ГУВД по Краснодарскому краю, Екатеринодарской и Кубанской епархией и Духовным управлением мусульман Адыгеи и Краснодарского края; с 2011 г. действует Соглашение о сотрудничестве между Региональным управлением Федеральной службы Российской Федерации за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю и Екатеринодарской и Кубанской епархией и т. д.

Городские и районные администрации Черноморского побережья Кавказа еще с начала 90-х гг. XX в. тесно сотрудничают с христианскими конфессиями, прежде всего РПЦ. Христианским организациям предоставляются земельные участки для строительства храмов, реализуются программы по возрождению православной церкви на Черноморском побережье Краснодарского края, создаются фонды, что впоследствии получает закрепление в локальных актах местного самоуправления [5, с. 172–177].

Например, в г. Сочи в числе наиболее важных локальных актов, регулирующих взаимодействие администрации г. Сочи и Екатеринодарской и Кубанской епархии Русской Православной Церкви, можно назвать: Договор о социальном партнерстве и сотрудничестве от 2002 г., пролонгированный в 2009 г.; Соглашение о сотрудничестве управления по образованию и науке администрации города Сочи с представителями Русской Православной Церкви (2009); Договор о сотрудничестве между управлением молодежной политики и РПЦ (2009) и другие.

В исследуемом регионе с конца 90-х гг. XX в. деятельность государственных и муниципальных органов власти стала сопровождаться различными религиозными обрядами. Начало данному явлению в Сочи было положено еще в 1995 г., когда руководство Сочинской государственной телерадиокомпании (СГТРК) приняло решение освятить студии компании, окропив их святой водой, что и было сделано настоятелем Свято-Михайловского собора г. Сочи [6, с. 1]. Впоследствии активизировалась работа священников православных приходов в военных частях. Из отчета благочинных Центрального и Адлерского районов видно, что присутствие священников во время принесения военнослужащими военной присяги, освящение помещений военных частей, находящихся на территории города, входят в план работы благочиний [7, с. 6]. По приглашению руководства МВД священники участвуют и в торжественных мероприятиях, связанных с принятием присяги работниками правоохранительных органов [8, с. 29]. На наш взгляд, подобные явления противоречат если не тексту, то духу Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в части, касающейся п. 4. ст. 4 о запрете сопровождать деятельность государственных органов религиозными обрядами.

Резюмируя, можно отметить, что, несмотря на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения, и координирования действий органов власти, их осуществляющих, на Черноморском побережье Кавказа государственные органы и органы местного самоуправления активно взаимодействуют с более социально значимыми в данном регионе христианскими конфессиями, прежде всего с православными организациями. Развитие договорных отношений между государственными и муниципальными органами власти и религиозными организациями способствует укреплению социального партнерства, позволяет более гибко реагировать на изменение религиозной ситуации в регионе.

Ссылки:

  • 1.    Сведения об общественных объединениях и политических партиях, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования : отчет Управления по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при администрации г. Сочи. П. 1.4. Сочи, 2010.

  • 2.    Об управлении по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов : постановление главы администрации Краснодарского края от 14 апреля 2004 г. № 357.

  • 3.    Якунин В.И., Сулакшин С.С., Симонов В.В. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М., 2009.

  • 4.    Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Ч. II. М., 2004. С. 241–246.

  • 5.    См.: Ионова З.Н. Взаимодействие органов местного самоуправления и РПЦ (на примере г. Сочи) // Личность, общество, государство. Проблемы развития и взаимодействия : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2–6 октября 2010 г. (XVIII Адлерские чтения) / отв. ред. С.А. Марков. Краснодар, 2010.

  • 6.    Александрова Л. И святой водой окроплены // Черноморская здравница. 1995. 20 мая. С. 1.

  • 7.    Мартынюк И. Годовой отчет благочинного Сочинского округа за 2007 г. // Архив Екатеринодарской и Кубанской епархии.

  • 8.    Стаднюк И. Годовой отчет благочинного Адлерского округа за 2007 г. // Архив Екатеринодарской и Кубанской епархии.

Список литературы Взаимодействие государственных органов и христианских организаций на Черноморском побережье Кавказа

  • Сведения об общественных объединениях и политических партиях, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования: отчет Управления по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при администрации г. Сочи. П. 1.4. Сочи, 2010.
  • Об управлении по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов: постановление главы администрации Краснодарского края от 14 апреля 2004 г. № 357.
  • Якунин В.И., Сулакшин С.С., Симонов В.В. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М., 2009.
  • Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Ч. II. М., 2004. С. 241-246.
  • Ионова З.Н. Взаимодействие органов местного самоуправления и РПЦ (на примере г. Сочи)//Личность, общество, государство. Проблемы развития и взаимодействия: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2-6 октября 2010 г. (XVIII Адлерские чтения)/отв. ред. С.А. Марков. Краснодар, 2010.
  • Александрова Л. И. святой водой окроплены//Черноморская здравница. 1995. 20 мая. С. 1.
  • Мартынюк И. Г. одовой отчет благочинного Сочинского округа за 2007 г.//Архив Екатеринодарской и Кубанской епархии.
  • Стаднюк И. Годовой отчет благочинного Адлерского округа за 2007 г.//Архив Екатеринодарской и Кубанской епархии.
Еще
Статья научная