Взаимодействие культуры и религии в современном российском обществе

Автор: Байнова Мария Сергеевна, Макраусова Виталина Павловна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Феномены социального развития

Статья в выпуске: 1 (46), 2018 года.

Бесплатный доступ

В современных российских условиях проблемой становятся отношения культуры и религии, которые приводят к социальным конфликтам. Взаимоотношения культуры и религии в социологии, культурологии, философии рассматриваются с разных точек зрения: религия как источник культуры, религия как форма культуры, религия как часть культурно-исторического типа. Интерес представляет исследование культурно-религиозных отношений в современных условиях. Фокус-группа москвичей, жителей района Митино, показала заинтересованность в культурно-религиозных отношениях, но при этом слабую включенность, редкое участие в мероприятиях. Авторы видят в этом источник конфликтов. Недостаточная практика в сфере как культуры, так и религии ведет к недопониманию и проблемам социального диалога.

Еще

Культура, культурно-религиозные отношения, религия, фокус-группа

Короткий адрес: https://sciup.org/140225720

IDR: 140225720

Текст научной статьи Взаимодействие культуры и религии в современном российском обществе

Байнова М.С., Макраусова В.П. Взаимодействие культуры и религии в современном российском обществе // Общество. Среда. Развитие. – 2018, № 1. – С. 31–34.

Российская общественность на протяжении нескольких десятилетий находится в поиске смыслообразующего конструкта, который станет базисом новой общественной системы. После череды множества социальных потрясений социум испытывал на себе влияния различного культурного и морального содержания, сегодня же в условиях постсекуляризации новый подъем наблюдается в религиозной сфере общественной жизни. И здесь мы встречаем феномен пересечения религиозной и культурной сфер общественной деятельности, где часто противоположные стороны принимают светская и религиозная части общества.

При изучении религии и культуры зачастую центральным становится вопрос их сопряженности и взаимодействия. Религия представляет собой форму культуры, и культура является развитием религии. По Н.Я. Данилевскому, религиозная, культурная, политическая, экономическая стороны культурной жизни человека формируют характер того или иного культурно-исторического типа [3]. П.А. Сорокин предлагает три варианта культурного восприятия с точки зрения ценностных ориентиров: в идеаци-онной суперсистеме предпочтение отдается религиозной культуре, в сенситивной главенствующую роль занимает чувственный аспект и материальные ценности, идеалистическая носит переходный характер [6]. П.А. Флоренским создана философия культа, культ предстает «бутоном культуры» [9]. Н.А. Бердяев рассматривает проблематику природы культа. Двойственность развития культуры заключается в её консервативности, направленной на сохранение прошлого, и творческом начале, обращенном в будущее [1]. Ж. Маритен определяет современную культуру как антропоцентриную, цели которой преимущественно земные, но религиозная составляющая способствует её развитию [4]. Главной целью культуры П. Тиллих называет восстановление связи человека с Богом, то есть религии [7]. Согласно светской теории культуры религия меняет свое место в системе взаимодействиями под влиянием иных факторов, здесь необходимо обратить внимание на труды Ф. Энгельса [11], Ф. Ницше [5], М. Вебера [2]. О. Шпенглер обозначает, что религия составляет сущность любой культуры, в то время как смысл цивилизации заключается в её иррелигиозности [10]. Религия в концепции постиндустриального (информационного) общества рассмотрена А. Тоффле-ром, который указывает на религиозный ренессанс в эпоху глобализации как развитие многообразия культур [8]. Можно сделать вывод, что общей составляющей для религии и культуры является стремление к идеалу и совершенствование человеческой натуры. Религия влияет на формирование культуры, но творческое начало культуры может вести к светскому и антирелигиозному направлению, что делает возможным конфликт культуры и религии.

Материалы и методы . Религия и культура как социальные институты оказыва-

Общество

Общество. Среда. Развитие № 1’2018

ют влияние на формирование общества, построение и использование его внутреннего потенциала. Таким образом, интересным представляется получение среза данных о заинтересованности москвичей в развитии религиозных и культурных институтов, определение вероятных точек соприкосновения и конфликтов.

Для получения необходимых данных нами был выбран метод фокус-группы. Выбор этого способа обусловлен проблемой интерпретации данных. Например, в таких вопросах как «Считаете ли Вы себя религиозным человеком?» два человека, ответивших на этот вопрос положительно, могут иметь абсолютно различный практический опыт: один посещает храм раз в год и данное действие считает достаточным, в то время как другой ежедневно выполняет предписанные правила и постоянно посещает службы.

В Москве было проведено две фокус-груп-пы. Первая в возрастном интервале от 20 до 25 лет, вторая – 35–45 лет. Распределение интервьюеров было обосновано следующими аргументами: молодые люди первой группы в большинстве своем представляют московских выпускников. Данная группа обладает сформировавшейся моделью поведения и определенным багажом знаний в области истории и культуры страны, активно вырабатывает практические навыки для выполнения профессиональной деятельности и получения статуса в обществе, что требует выработки качеств, которые определяются временными требованиями и общественным мнением. Получив отклик интервьюеров первой группы, мы сможем определить место религии и культуры в жизни молодых людей, чей выбор определит тенденции и динамику развития данных направлений в ближайшем будущем. Интервьюеры в возрасте 35–45 лет уже достигли результатов в карьере и в большинстве случаев обзавелись семьей, что определяет данную группу как более статичную. Анализ их мнения позволит получить сравнительную оценку действующим проявлениям религии и культуры с предыдущими периодами. Фокус-группы проводились в культурно-досуговом центре «Фортуна» (Москва) – две группы по 10 человек, 11 и 13 июня 2017 года соответственно. Отбор респондентов проводился среди жителей района, приглашение по телефону. Отсев – 50%.

Первый вопрос, который задавался интервьюерам: «Расскажите о том, чем Вы наполняете понятие “культура”, и как много места культура занимает в Вашей жизни?». Ответы, вне зависимости от возрастной категории, разделились на два способа пони- мания культуры: поведенческий уровень общества, его моральные ценности и ориентиры и организация досуговой деятельности.

Приведем несколько высказываний:

« Да, получается действительно, очень широкое понятие. Сначала, когда мы только начали разговор, я думал о ЮНЕСКО и наследии человечества, а мы уже обсудили и поведение человека, и канал по телевидению, и многое-многое. Если говорить о культуре в моей жизни – я не часто хожу на выставки, в галереи или театры. Наверное, в последний раз полгода назад. Позвали, нечем было заняться. Наверное, как это не стыдно признавать, культура в моей жизни занимает далеко не первое место. Нет, я не отрицаю того факта, что она окружает нас везде и всегда, но лично я не акцентирую на этом внимание ».

« Для меня это некие устои общества. Архитектура, искусство, традиции, проза, картины. То есть наследие. То, что мы сможем показать предкам. И предки показывают нам. Я стараюсь посещать такие мероприятия хотя бы раз в месяц. Потом обсуждаешь это с друзьями, как многого мы оказывается не знаем о самих себе, об истории. Это же ее часть. Для меня культура – познание. Страны. Самой себя ».

« Культура чего? Поведения или материальная составляющая? Памятники, храмы, старинная культура, театры. Я довольна, что восстановили храмы во многих местах, что у нас, есть национальное наследие. Приятно же людям идти по тем же тропам, где гуляли наши поэты, писали стихи, вообще идти по ухоженному городу. Старинные усадьбы, которые сейчас поддерживают на государственном уровне тоже не перестают радовать. Однако все эти мемориалы должны быть доступны для народа. Посещение музеев, театров... Надо обеспечивать доступность подобных мероприятия для народа. Развлекательные центры, бары – тоже ведь культура. А в Москве есть все. И с катками, детские развлекательные центры и площадки ».

« Для меня даже обычное поведение человека в повседневной жизни – уже часть культуры. Заходишь в подъезд дома, на улицу и уже видишь уровень культуры людей, живущих здесь ».

Все участники фокус-групп признают значимость культурного наследия, рассуждают о его влиянии на формирование общественности и определение ценностных ориентиров. Интервьюеры отмечают положительную динамику в информировании населения о культурных мероприятиях на различных ресурсах, подчеркивают многообразие форм предоставления данных и частоту их использования. Наиболее распространенным источником информации для обеих фокус-групп является интернет. Вне зависимости от возрастной категории встречаются люди, живущие активной культурной жизнью, и те, кто не интересуется культурой. Среди ответов были постоянное чтение новостей культуры в интернете, обсуждение культурных событий с друзьями, или получение только случайной информации, которое освещается в общих новостях.

В качестве наиболее популярных вариантов ответа на вопрос «Какая сфера Вам особенна интересна?» среди молодёжи стали кинотеатры, реже открытые фестивали. Участники второй фокус-группы назвали более предпочтительными литературные вечера, галереи и экскурсионные поездки.

Уже позднее, в ходе обсуждения следующих пунктов, была выявлена зависимость от ценообразования у большинства двадцатилетних интервьюеров. Так в первой фо-кус-группе на вопрос «Что может повлиять на Ваш выбор культурного мероприятия? Что становится определяющим фактором?» были даны следующие характерные ответы: «доступность – как по времени, так и по стоимости». К критериям выбора культурнодосуговой деятельности участники второй фокус-группы оказались более требовательными: чтение рецензий, желание отвлечься от постоянной суеты и загруженности.

Обсуждая частоту посещения культурных мероприятий (Как часто вы посещаете культурные мероприятия?), многие из интервьюеров говорили о желании активно проводить свободное время в культурной сфере, однако многие из них ссылались на занятость или незаинтересованность. Подобные высказывания указывают на определенные ценностные приоритеты в обществе.

Определив в целом заинтересованность респондентов в сфере культуры, переходим к теме религии. На вопрос «Можете ли Вы отнести себя к числу верующих людей? Как часто Вы посещаете религиозные организации?» приведем подробные ответы. Участники первой фокус-группы отвечали, что не верят и никогда не были в церкви, или верят, но редко посещают храмы. Был ответ о совмещении религии и практической пользы: « я регулярно посещаю синагогу – у нас есть право получать стипендию за занятия, “плюс” организовывают интересные поездки по всему миру ». Кто-то посещал церковь в детстве, но с возрастом имеет меньше времени. Мнение второй фокус-группы также оказалось не однородным. Для кого-то церковь – место, где « надо побыть наедине с собой и подумать о каких-то важных проблемах, вещах ». Другие считают себя верующими « но не фанатично », не ходя часто в храм. Кто-то крещен, но это « не повлияло на мировоззрение ».

Следующим вопросом мы старались выяснить, существует ли у жителей Моск- вы восприятие религиозных организаций как культурно-исторических памятников или они воспринимают их как объект сугубо культовой деятельности. Неверующие воспринимают храмы как памятники культуры во время путешествий, в других городах. А верующие также не посещают в Москве экскурсий. Но были и ответы о совмещении изучения религии и культуры в Воскресной школе, или об экскурсии по религиям Москвы как способ разобраться в традициях, особенностях культов.

Вопрос «Насколько Ваше решение в вопросах посещения культовых организаций зависит от мнения и желания ближайшего окружения (семья/друзья)?» позволял установить взаимосвязь между восприятием культовых организаций и мнением ближайшего окружения.

В обеих группах отмечают семейные традиции. Молодежь в большинстве случаев претендует на самостоятельность, но указывают на семейные традиции: « Мы до сих пор всей семьей ходим на крупные праздники. Это то, что нас связывает, там встречаем старых знакомых, после общаемся, встречаемся. Это старая семейная традиция, а может из детства теплые воспоминания ». Участники второй фокус-группы испытывают большую зависимость от ближайшего окружения, указывают на желание сохранить хорошие отношения, например: « Вожу детей, мне важно чувствовать семейное единство, думаю, что это отчасти делает нас более сплоченными » или « Раньше часто ходила. Потом встретила мужа, он человек неверующий, мы сразу это обговорили ».

При изучении ответов на вопрос «Можете ли Вы припомнить конфликтные ситуации между светской и религиозной культурой за последние годы?», нами был выявлен тот факт, что жители Москвы наслышаны о множестве столкновений между религией и культурой, однако нет представления о глубинных процессах в формировании конфликтных ситуациях, зато отчетливо видны отпечатки наиболее часто зафиксированных в СМИ позиций: « скандал вокруг Храма Христа Спасителя, когда там выступили три девушки с акцией протеста », « скандал в Питере. Тот, что вокруг Исаакиевского Собора », « Сейчас много говорят о фильме “Матильда” «. Кто-то видит экономическую подоплеку. Причины проблем видят и в культуре, и в религии: « культура сходит на “нет”, и каждый писк теперь называют искусством », « в искусстве много прогрессивной молодежи, которые требуют свободы слова, а религии, в принципе, более консервативны », « так было всегда, скорее всего. Сейчас просто это приобретает больший масштаб, так как все раздувается в СМИ ».

Общество

Общество. Среда. Развитие № 1’2018

В последнюю очередь мы задали участникам фокус-групп вопрос «Как Вы относитесь к изучению культуры и религии в образовательных учреждениях?». Респонденты показали весь спектр мнений: озабоченность « Я бы не хотела, чтобы на моих детей давили в подобных вопросах »; интерес, в том числе к другим конфессиям, ощущение нехватки религиозных знаний « Я считаю, что дети должны знать и о религии. Наравне с историей, которую дети сейчас, к сожалению, тоже не знают. Мы в советское время ничего не знали, семья была не религиозная, нас и не учили »; признание, что это может быть полезно, но неинтересно для детей; согласие с ненавязчивой школьной программой « Если это будет в познавательной, не обязывающей ни к чему форме – то ладно ».

Выявлено общее осознание необходимости изучения и понимая культур и цивилизаций, однако зафиксирована боязнь испытать на себе давление со стороны государственных структур, общество опасается монополизации религиозных институтов и применения манипулятивных техник в религиозном самоопределении подрастающего поколения.

В ответах о понимании культуры религиозная составляющая не присутствовала. Можно ли говорить о наследии секуляризации советского периода или о современных тенденциях ухода от религии под влиянием материальной культуры? Результат фокус-групп показывает, что несмотря на факт незначительного проникновения людей в религию, их отличает неодобрительное отношение к религиозно-культурным акциям протеста, и можно сказать – что скорее консервативное мышление. Так как консервативные взгляды не противоречат по сути религиозным, предполагаем, что конфликты вызваны именно незнанием и непониманием религиозных основ.

Жители Москвы отмечают положительную тенденцию в развитии культурно-досуговой деятельности столицы, обществом не отрицается значимость культурного

Статья научная