Взаимодействие национального законодательства и иностранного права

Автор: Вергунов Д.А., Сулейманов Р.Т.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 12-2 (63), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются принципы выбора между применением внутригосударственного и международно-правового регулированием, когда имеются различия в регламентировании одних и тех же правоотношений. В настоящее время трудно назвать такие общественные отношения, которые входили бы исключительно в компетенцию государств. Границы сфер международного и внутригосударственного права, публичного и частного права становятся все менее и менее четкими, что является следствием взаимозависимости капитала и политической власти. Развитие и эффективное осуществление права достигается только тогда, когда есть внутренняя согласованность его составных элементов, в том числе и прежде всего самих норм права. Без такой согласованной системы невозможно успешное осуществление функций права, обеспечение регулирующего воздействия его норм на общественные отношения.

Еще

Внутригосударственное право, международное право, национальное право взаимодействие, гармонизация, механизм согласования, взаимозависимость, воздействие норм

Короткий адрес: https://sciup.org/170192775

IDR: 170192775

Текст научной статьи Взаимодействие национального законодательства и иностранного права

В российской юридической науке широко признано, что международное право и национальное право являются независимыми системами регулирования, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Как справедливо отмечал профессор Е.Т. Усенко, «советская доктрина международного права исходит из того, что международное право и право внутригосударственное представляют собой две самостоятельные правовые системы, не подчиненные одна другой» [1, с. 57].

Профессор С.В. Черниченко подчеркивает, что «для нас важен принцип, а он достаточно ясен. Объективные границы международного права указывают на то, что международное право и внутригосударственное право – различные правовые системы, не имеющие примата одна над другой, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях» [2, с. 110].

Автономность этих систем определяется объектом правового регулирования, субъективным составом, методом принуж- дения и созданием правовых норм. Национальное законодательство регулирует отношения между субъектами национального права. Например, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, ее субъекты, муниципальные образования в лице соответствующих органов власти, граждане и юридические лица являются субъектами гражданского права. В свою очередь, как отмечает профессор В.И. Кузнецов, «международное право является особой правовой системой, состоящей из принципов и норм, регулирующих отношения между ее субъектами» [3, с. 10].

Профессор Р.А. Мюллерсон подчеркивает, что «наиболее полным, по нашему мнению, было бы деление общественных отношений в зависимости от их связи с государством на три категории:

  • 1)    межгосударственные отношения;

  • 2)    международные отношения негосударственного характера;

  • 3)    внутригосударственные отношения... Если межгосударственные отношения регулируются нормами международного

права, то сторонами последних двух являются субъекты национального права» [4, с. 25].

Таким образом, международное право может регулировать внутренние отношения и применяться судебными органами только в том случае, если государство в соответствии с национальным законодательством санкционирует такое действие международного права. Государство наделяет нормы международного права правовым свойством регулировать отношения между субъектами национального права. Этот процесс направлен на гармонизацию международного и внутреннего законодательства. Суть гармонизации "всегда одинакова: приведение государством своего внутреннего права в соответствие с международным с целью обеспечить выполнение предписаний, дозволений и запретов, установленных последним" [4, с. 56].

Следует отметить, что в российской юридической литературе неоднозначно говорится о процессе гармонизации норм национального и международного права. Наиболее часто предлагаемыми терминами являются: "Прием", "трансформация", "национальное правовое применение". Представляется логичным, что процесс осуществления международного права в соответствии с международным и внутренним законодательством должен быть связан с осуществлением внутреннего законодательства. Концепция имплементации является более широкой и включает как применение национального законодательства, так и другие механизмы имплементации международного права, которые не связаны с гармонизацией международного и национального права. Трансформация – это механизм, с помощью которого нормы одной системы становятся нормами другой системы. Однако гармонизация норм международного права и внутреннего права может не привести к появлению новых внутренних норм во внутреннем праве, а в праве– новых норм, например, как это происходит в результате действия отсылочных норм (статья 109 Конституции Российской Федерации).

В настоящее время в юридической литературе также нет однозначного мнения о методах (формах) гармонизации. К примеру, С.В. Черниченко различает с точки зрения формы официальную и неофициальную трансформацию, а в отношении юридической техники — инкорпорацию, легитимацию и отсылку [2, с. 132-146].

В государственной практике используются различные методы и средства реализации в форме направления, инкорпорации, преобразования. Представляется, что действующее законодательство Российской Федерации, как показывает практика, дает возможность говорить о двух основных формах (методах) гармонизации международного и национального права: ремиссии и инкорпорации. Государство взяло на себя международно-правовые обязательства, и содержащиеся в них нормы должны использоваться для регулирования внутренних отношений. Государство может включить в свое национальное законодательство норму, которая отсылает субъектов внутреннего права к правовым моделям, изложенным в международном праве. Этот метод торговли называется эталонным. Вторая возможность заключается в том, чтобы государство приняло национальное законодательство. Поскольку в этой ситуации вводятся новые нормы внутреннего законодательства, этот метод называется инкорпорацией.

Согласно Уставу ООН, государства приняли на себя обязательство "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права" (Преамбула). В ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров указывает, что участник соглашения не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Существование самих норм национального законодательства, которые нарушают международные обязательства, представляет собой значительную угрозу для нарушения глобального общественного порядка. Так называемые коллизии между международным и внутренним правом часто возникают не из-за несправедливого применения международных договоров, а иногда "техниче- ского" несоответствия положений законов и международного права. Отсутствие согласованности между международными и национальными правовыми нормами объясняется также тем фактом, что государства, участвующие в международных отношениях, часто находятся на разных стадиях социально-экономического, политического и культурного развития. Существуют также обстоятельства политического характера, обусловленные спецификой исторического развития стран и регионов. История показывает, что конфликты между международным и внутренним правом всегда возникают, преодолеваются и возникают вновь. А согласованность и последовательность национальных и международных правовых систем можно рассматривать как тенденцию современного этапа человеческого развития, которая постоянно нарушается и должна быть своевременно восстановлена.

Поэтому конституционный принцип примата международного права, а в некоторых случаях и в отраслях права, позволит устранить противоречия и несоответствия внутреннего законодательства международной правовой системе. Из этого положения следует, что субъекты национального права должны уважать, толковать и регулировать принципы и нормы международного права. И это наглядный пример деятельности Комитета конституционного надзора бывшего СССР по защите прав и свобод граждан, который фактически выполнял функции Конституционного суда.

В дополнение к законодателю и судебной власти они могут гармонизировать международное и внутреннее законодательство на этапе осуществления закона. На практике на этапе осуществления своих прав и обязанностей у физических и юридических лиц могут возникнуть проблемы с приведением внутреннего законодательства в соответствие с международным правом. Такие случаи, например, имели место, когда такие лица действовали иначе или подчинялись правилам, которые не совпадали с теми, которые государства обязались соблюдать в международном договоре.

Как уже было продемонстрировано, физические и юридические лица являются субъектами международного права. Следовательно, положения международного права применяются не только к государству, но и к его субъектам. Как только государство взяло на себя обязательство соблюдать нормы международного права, субъекты национального права должны это делать. Эффективное функционирование верховенства права как на национальном, так и на международном уровнях зависит от добросовестности субъектов в осуществлении норм национального и международного права.

Таким образом, каждое государство должно создать достаточно четкий механизм согласования внутреннего законодательства с международной правовой системой. Это в конечном счете обеспечит полное уважение и защиту прав и свобод человека, а также социальное обеспечение в целом.

Список литературы Взаимодействие национального законодательства и иностранного права

  • Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. Том. 1977. - М.: Наука, 1979. - С. 57-90.
  • Черниченко C.В. Международное право: современные теоретические проблемы. - М.: Международные отношения, 1993. - 110 с.
  • EDN: XWDVIT
  • Международное право // под ред. Колосова Ю.М. и Кузнецова В.И. - М., Международные отношения, 2002. - С. 10.
  • Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. - М., Международные отношения, 1982.
Статья научная