Взаимодействие органов государственной власти и общества при реализации принципа разделения властей
Автор: Ягафарова А.А.
Журнал: Вестник Института права Башкирского государственного университета @vestnik-ip
Рубрика: Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
Статья в выпуске: 4 (20), 2023 года.
Бесплатный доступ
Принцип разделения властей как один из основных принципов формирования и функционирования органов государственной власти на горизонте политико-правовой мысли появился не случайно. Это было обусловлено наступлением Нового времени, когда стала очевидной острая необходимость противостояния деспотизму и произволу.
Государство, власть, общество, принцип разделения властей
Короткий адрес: https://sciup.org/142239612
IDR: 142239612 | DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2023.20.6
Текст научной статьи Взаимодействие органов государственной власти и общества при реализации принципа разделения властей
Принцип разделения властей с самого начала своего появления был рассчитан на пресечение произвола государства над обществом и устранение возможности концентрации государственной власти в одних руках. В современном цивилизованном демократическом государстве деятельность ветвей власти опирается на поддержку функционирующих в стране общественных институтов. Все прошлое человечества связано со стремлением людей найти наиболее оптимальное соотношение во взаимоотношениях государства и общества. На протяжении большого периода истории положение человека в государстве определялось его происхождением и состоятельностью, и в зависимости от этого он мог воздействовать на власть или же был бесправным, несущим только бремя обязанностей. Ничем не ограниченная власть, ущемление свободы, низкий уровень демократии или ее отсутствие, несовершенство государственного устройства, низкий уровень правовой культуры общества приводили к неравноправию позиций личности.
Идея правового государства корнями уходит вглубь веков. Она олицетворяет прогрессивные убеждения человечества о строительстве цивилизованного общества, где нет места произволу и насилию. Превращение этих идей и концепций в жизнь тесно связано с формированием понятия прав человека, которые играют центральную роль и являются неразрывным звеном принципов правового государства [1].
Рассматривая концепцию правового государства, невозможно обойти его фундаментальный принцип – разделение власти на различные ветви. Он является неотъемлемым условием для понимания и реализации правового государства как теоретического конструкта и практической реальности [2, с. 136]. Если анализировать структуру трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), то следует уделить особое внимание исполнительной власти, которая способствует эффективному функционированию государственного механизма. Она занимает центральное положение и непрерывно обеспечивает согласованную работу системы. Однако стоит понимать, что деятельность исполнительной власти осуществляется в рамках закона, определенного конституцией, и взаимодействует с законодательной властью. В свою очередь, судебная власть наблюдает за осуществлением исполнительной власти в соответствии с установленными законодательными нормами, с тем чтобы предотвратить нарушения правовых требований [2, с. 147].
Принцип разделения властей заключается в ограничении полномочий каждой ее ветви, ни одна ветвь не обладает абсолютной силой. Законодательная власть имеет право принимать законы, но она не может вмешиваться в деятельность исполнительной и судебной власти. Это значит, что законодательная власть действует в рамках конституции и ограничена ее нормами. Законодательная власть не вправе принять любой закон, так как основной закон точно устанавливает пределы ее полномочий. Главной задачей органов законодательной власти является установление и поддержание принципа верховенства закона и справедливости в обществе. Определяющими факторами при формировании основных и неотъемлемых правовых условий и предпосылок для самого существования и действия, а также для гарантирования прав и свобод являются действия законодательных (представительных) органов власти. Норма ч. 2 ст. 55 Основного закона РФ, согласно которой в России «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», играет фундаментальную роль в обеспечении защиты прав и свобод и оказывает ключевое влияние на деятельность законодательных органов. Деятельность органов исполнительной власти требует их эффективности по управлению общественной жизнью, добросовестности в следовании законам. При реализации прав и свобод граждан могут выявляться правовые пробелы, приводящие к нарушению конституционных прав и свобод граждан. Причины возникновения правовых пробелов в правотворчестве (законодательная ветвь власти) могут быть разными. И в этом случае особая роль в преодолении и разрешении правовых пробелов принадлежит судебным органам. По мнению Ф.М. Раянова, главная характеристика судебной власти – это «ее независимость от других ветвей власти, что позволяет ей без страха выполнять свои обязанности… Независимая судебная власть является неотъемлемым признаком свободного общества, признающего власть права» [2, с. 144].
Вспомним слова доктора политических наук М.М. Утяшева о том, что «благополучие страны зависит от позиции самих граждан, которые понимают свою причастность к собственной судьбе и будущему своих потомков». Развитие в направлении гражданского общества должно осуществляться путем углубления диалога между обществом и властью.
Право на обращение – один из наиболее распространенных и востребованных способов гражданского участия в управлении государством. Такая возможность позволяет гражданам высказать свое мнение, задать вопросы, выразить опасения или предложения по важным вопросам, касающимся их жизни и будущего. Право на обращение является средством прямого контакта граждан с управленческими органами и предоставляет им возможность влиять на принимаемые решения. Благодаря этой форме участия граждане становятся активными участниками политической и социальной жизни своей страны, способствуя улучшению и развитию общества. Порядок такой обратной связи установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59)1.
Несоблюдение установленного порядка рассмотрения обращений государственными и муниципальными служащими приводит к тому, что граждане обращаются в органы прокуратуры, надзорные органы, к Уполномоченному по правам человека в РФ (далее – Уполномоченный) и пр. Рассмотрим процесс взаимодействия граждан с органами власти через призму некоторых направлений деятельности института Уполномоченного, не входящего ни в одну ветвь власти.
Согласно докладу о деятельности Уполномоченного за 2022 г. в последние годы увеличилось количество жалоб граждан на нарушение установленного порядка рассмотрения их обращений, адресованных государственным и муниципальным органам: с 448 обращений в 2020 г. до 664 обращений в 2022 г. 2 Отрицательная тенденция в 2022 г. коснулась следующих направлений: передача обращений в орган власти, действия которого обжалуются (рост на 28 %); получение некачественного ответа (рост на 67 %); нарушение сроков рассмотрения обращений (рост на 22 %). Имеется положительная тенденция по обращениям, касающимся организации личного приема граждан (снижение на 7 %), при этом данное направление является самым большим по количеству обращений.
Второе место занимают обращения, касающиеся качества ответов должностных лиц. Законодатели предусмотрели определенные стандарты для написания обращений, но не установили жестких требований к ответам, которые должны давать публичные органы власти. Часть 1 ст. 10 ФЗ № 59 содержит требования к форме и процедуре ответа, но не его содержанию. Согласно докладу Уполномоченного установление требований к содержанию ответа, прозрачности информации о порядке записи, времени приема конкретного должностного лица послужит повышению гарантий прав граждан. По результатам деятельности Уполномоченного и его аппарата 571 постановление и акт органов публичной власти, а также должностных лиц и государственных служащих признаны полностью или частично незаконными и аннулированы; привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение прав, свобод и законных интересов граждан 129 должностных лиц, к административной ответственности – 50 служащих, к уголовной ответственности – 3 служащих. Это является одним из примеров того, как общество может влиять на деятельность органов государственной власти посредством ее же института.
20,5 % зарегистрированных обращений к Уполномоченному в 2022 г., что составляет наибольшую группу, как и в предыдущие годы, занимают обращения по защите прав человека в уголовном процессе – всего 12 519 обращений: 63 % касаются прав подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, 37 % относятся к правам потерпевших. Отрицательная тенденция есть по обращениям, касающимся объективности и полноты предварительного расследования (рост обращений на 51 %), а также привлечения в качестве обвиняемого (рост обращений на 9 %). Положительная тенденция наметилась по остальным направлениям жалоб в защиту прав участников уголовного процесса на досудебной стадии в сравнении с 2021 г. Наибольшее число обращений связано с несогласием с привлечением в качестве обвиняемого (2026 обращений). Здесь отрицательная тенденция показывает рост на 41,6 % по сравнению с 2021 г. (1430 обращений) и на 36,8 % по сравнению с 2020 г. (1481 обращений). Самое большое количество жалоб (1864) о нарушении прав в ходе доследственных проверок относится к необоснованности отказа в возбуждении уголовного дела. В докладе говорится о проблеме укрытия «преступлений от учета посредством нерегистрации сообщений о преступлениях и вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела». Это свидетельствует о том, что ввиду ущемления прав лиц, пострадавших от преступных посягательств на этапе доследственной проверки они не всегда могут реализовать свое конституционное право на доступ к правосудию. 182 512 укрытых преступлений было обнаружено в 2022 г. органами прокуратуры, из них 108 669 преступлений небольшой тяжести, 44 154 – средней тяжести, 27 338 – тяжких и 2351 – особо тяжких.
Отрицательная тенденция наметилась в отношении судебных стадий уголовного процесса: получено 3637 обращений, что на 20,5 % больше, чем в 2021 г. (3011 обращений). 83 % обратившихся не согласны с приговором в силу суровости назначенного наказания. В других обращениях 82 % граждан заявляли о нарушении уголовного и уголовно-процессуального законов, 11 % заявителей – о длительных судебных процессах, еще 3 % граждан – о затяги- вании судами сроков изготовления протоколов судебных заседаний, нена-правлении копий судебных актов и позднем назначении дат рассмотрения апелляционных жалоб (более месяца с момента вынесения судебного акта).
6868 жалоб (увеличение на 10 % по сравнению с 2021 г.) получено о нарушениях прав человека в местах принудительного содержания. И это второе место по количеству. Здесь также наметилась отрицательная тенденция: в 2,5 раза выросло число обращений по вопросам реинтеграции и социальной адаптации, на 31 % – число жалоб по поводу привлечения осужденных к труду и его достойной оплаты, на 15 % – количество обращений по вопросам медицинского обеспечения, на 74 % – количество жалоб по теме предоставления и разъяснения нормативных правовых актов. В 2022 г. отмечена положительная динамика по темам: на 36 % меньше заключенные и осужденные стали жаловаться на действия сотрудников уголовно-исполнительной системы, на 33 % меньше обращений по поводу освобождения от отбывания наказания, на 27 % меньше обращений по вопросу изменения вида исправительного учреждения.
В гражданском процессе в 2022 г. число обращений по вопросам защиты прав человека осталось практически тем же – всего 1102 (в 2021 г. – 1177). По делам об административных правонарушениях, напротив, наметилась отрицательная тенденция: нарушение прав участников производства – рост на 11,4 %, обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях – рост на 51 %, по постановлениям к исполнению – рост на 56 %, по вопросам наложения административных наказаний – рост на 25 %, по вопросам возбуждения дел – рост на 16 %. Однако на 31 % сократилось количество обращений по применению мер обеспечения.
Рост числа обращений свидетельствует о росте правосознания граждан, увеличении информированности о возможности влияния на органы государственной власти, а также о развитии роли цифровизации во взаимоотношениях между обществом и властью. Кроме того, необходимо отметить, что влияние на деятельность органов власти посредством направления обращений можно оказать через другие институты власти, не входящие ни в одну из трех ветвей. В данной статье частично рассмотрена такая форма взаимодействия власти и общества, как прямое реагирование на действия или бездействие органов власти в виде обращений граждан. Кроме этого, существуют и другие формы, такие как институт общественного контроля, гражданские инициативы, участие в некоммерческих организациях, Общественная палата РФ, участие в охране общественного порядка.
Список литературы Взаимодействие органов государственной власти и общества при реализации принципа разделения властей
- Ковлер А.И. Европейская конвенция в международной системе защиты прав человека: монография / А.И. Ковлер. - Москва: ИЗиСП, Норма, ИНФРА-М, 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023). EDN: GUCAPW
- Раянов Ф.М. Проблемы теории и практики правового государства / Ф.М. Раянов. - Уфа: Гилем, 2013. - 300 с. EDN: VSGZZJ