Взаимодействие транснациональных корпораций и государства при реализации внешнеэкономической политики

Автор: Слободян Роман Андреевич

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 6, 2019 года.

Бесплатный доступ

Международные политические отношения становятся все более экономизированными. Возрастающая взаимозависимость мировых политики и экономики создает прочные предпосылки для использования междисциплинарного подхода при изучении взаимодействия акторов при реализации государственной внешнеэкономической политики. Транснациональные корпорации играют важную роль в продвижении и защите национальных интересов, а эффективность механизма осуществления внешнеэкономической политики напрямую зависит от формата и продуктивности сотрудничества субъектов. Статья посвящена исследованию основ взаимодействия транснациональных корпораций и государства в рамках государственной внешнеэкономической политики на международной арене. На базе анализа официальных документов, экспертных мнений и научных публикаций по данной проблематике описывается взаимодействие акторов с точки зрения международной политической экономии, внимание акцентируется на контактах в международном режиме. Впервые в графическом виде представлен институциональный механизм внешнеэкономической политики Российской Федерации.

Еще

Внешняя политика, внешнеэкономическая политика, экономическая дипломатия, международные отношения, внешнеполитические институты, национальные интересы, международная политическая экономия

Короткий адрес: https://sciup.org/149132512

IDR: 149132512   |   DOI: 10.24158/pep.2019.6.6

Текст научной статьи Взаимодействие транснациональных корпораций и государства при реализации внешнеэкономической политики

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Исследователи в области политэкономии указывают на усиливающуюся роль транснациональных корпораций (далее – ТНК) в процессе формирования и реализации государственной внешней и внутренней политики. С. Стрэндж в работе States and Markets существенно расширила предметное поле для анализа, обозначив ТНК, государства и отдельные лица в качестве основных акторов мировой политико-экономической системы [1]. Это произошло в связи с возросшей политической активностью субъектов транснационального бизнеса и отдельных лиц в рассматриваемой сфере. Международный бизнес, опосредованно воздействуя на систему межгосударственных отношений через структуры прямого и косвенного лоббирования [2], фактически контролирует более 50 % производства и торговли, а также свыше 80 % всех патентов и новых технологий в мире. Таким образом, изучение ТНК как актора международной политики представляет значимость при определении роли и степени влияния корпораций на осуществление внешнеэкономической политики при взаимодействии с государством.

Внешнеэкономическая политика является инструментом геополитического участия страны в международных отношениях и направлена на обеспечение национальной безопасности, продвижение и защиту государственных интересов. Политика реализуется с помощью работы ин- ституционального механизма, основой которого служит внешнеэкономический комплекс - «структурно и функционально взаимосвязанные элементы, которые участвуют в осуществлении и управлении внешнеэкономической деятельностью» [3]. Структурно такой комплекс состоит из государственных органов, заграничных учреждений, отраслей и сфер экономики, а также отдельных финансово-промышленных групп и ТНК. На рисунке 1 впервые представлена общая институциональная структура данного механизма.

Рисунок 1 – Структура механизма реализации внешнеэкономической политики

Российской Федерации [4]

В рамках многосторонних международных отношений взаимодействие корпораций и государств исследователи международной политической экономии преимущественно рассматривают с точки зрения концепции международных режимов. Р. Кохейн обозначил последние как «институты с согласованными правительствами правилами, которые относятся к конкретному набору проблем в международных отношениях» [5]. По сути, этим определением представляется возможным описать любой структурированный формат взаимодействия акторов международной политики.

Следуя данной логике, корпорации имеют примерно сопоставимые с государственными роль и значимость. Это актуально для настоящего времени, поскольку наблюдается тенденция усиления взаимозависимости субъектов, особенно в экономической плоскости взаимодействия.

Исследователи в области международной политической экономии выделяют три основные школы изучения международных режимов – неолиберальную, неореалистскую и неомарксистскую. В рамках данных направлений рассматриваются вопросы роли, влияния и участия негосударственных акторов в международной политической и экономической системе, распределения выгод и издержек, а также проблемы сотрудничества и взаимодействия субъектов [6]. Как отмечают представители школ, акторы преследуют разные цели и интересы и имеют различные приоритеты в плане абсолютных и относительных выгод и издержек. Такая ситуация создает определенную ограниченность сотрудничества. Отметим, что неомарксисты, взгляды которых схожи с основными положениями концепции «мировой системы» И. Валлерстайна, обозначают ТНК как агентов классовых интересов, «выкачивающих» ресурсы развивающихся и малоразвитых стран (периферии) в пользу развитых (центра). Неореалисты при анализе взаимодействия и роли акторов в процессе обсуждения и разрешения вопросов международной проблематики руководствуются преимущественно концепцией власти, неолибералы отдают предпочтение теории интересов. Данные доктрины также лежат в основе внутреннего и внешнего двустороннего взаимодействия ТНК и государств.

Для государства важны все факторы власти (силовые, экономические, информационные, бихевиористские), в то время как для корпораций ключевым является экономический фактор – основополагающий и совпадающий с главной целью частных капиталов – максимизацией прибыли. В силу того что государство обязано исполнять пункты «общественного договора» с населением, максимизация прибыли для него также служит одной из приоритетных целей. Разница заключается в том, что ТНК стараются уклониться от исполнения обязательств по обеспечению общественными благами населения, такая ситуация называется «проблемой безбилетника». Однако государства также выступают «безбилетниками» в мировых процессах экономического развития, поскольку экономика отдельного государства в глобальном масштабе утратила значимость и стала частью мировой экономической системы, развитие которой гарантируется ТНК. При этом исключение составляют некоторые развитые страны – материнские по отношению к ряду крупнейших ТНК.

Отметим, что возрастание экономической мощи субъектов транснационального бизнеса является основой для укрепления корпорациями своих международных политических позиций [7] и создания предпосылок для отъема у государств части «факторов власти». Данные процессы, как правило, рассматриваются с точки зрения инструментальной и структурной власти бизнеса. Инструментальная власть влечет за собой согласованные политические действия акторов в целях влияния на политику. Зависимость правящих элит от прибыльности национального бизнеса служит следствием возникновения структурной власти, которая выделяет рыночную власть корпораций. В этом контексте формат сотрудничества преимущественно зависит от того, кто из акторов доминирует, например при формировании внешней политики. С одной стороны, бизнес может практически полностью контролировать государственную политику, с другой – государство может устанавливать полный контроль над действиями национальных и иностранных корпораций на своей территории. Кроме того, существует ряд промежуточных и своеобразных механизмов взаимодействия. В частности, М. Голдман указывает, что государственную политику могут контролировать не бизнес или политические элиты, а выходцы из спецслужб [8].

В политической плоскости международные режимы являются базовыми площадками для выработки согласованных норм и правил взаимодействия и призваны обеспечивать упорядоченное функционирование мировой экономической системы. Однако такая работа режимов иногда оказывается функционально слабее возможностей ряда ТНК обходить принятые правила. К тому же некоторые корпорации способны добиваться своих глобальных целей, в том числе на базе существующих режимов. ТНК также могут использовать международные режимы в целях воздействия на отдельные государства при борьбе за факторы власти. Отметим, что участие и работа в рамках международных режимов выгодны для обеих сторон. Корпорации и государства могут решать широкий спектр проблем, связанных в том числе с факторами власти. В то же время площадки международных режимов оптимальны для осуществления контроля над международной деятельностью корпораций. Примечательно, что ТНК в основном направляют усилия на либерализацию режимов, что позволяет снижать давление других акторов и повышать собственную политическую влиятельность.

Еще одной значимой проблемой взаимодействия акторов является правовая легитимность ТНК. Отметим, что международный бизнес постепенно укрепляет свою легитимность в международной политической системе. Например, С. Стрэндж в работах вывела на всеобщее обсуждение важный вопрос: что обеспечивают новые международные правила – «регулирование бизнеса или регулирование для выгод бизнеса»? Таким образом, актуальными становятся проблематика приватизации глобального управления и появление частных международных режимов. В данном контексте особый интерес также представляет концепция «чартерных городов» П. Ромера [9], согласно которой корпорации имеют возможность получить право создания на территориях госу- дарств третьего мира высокотехнологичных городов-анклавов с отдельным правовым режимом. Отметим, что по сути подобные города фактически становятся неподконтрольны государству.

В целом международная политическая деятельность ТНК направлена на расширение роли и влияния в отдельных отраслях национальной, региональной или глобальной экономики. В то же время они осуществляют деятельность на базе отношений между государствами и являются лишь частью комплексной политико-экономической и социальной системы взаимоотношений. Политическое взаимодействие стало для корпораций одним из основных элементов взаимосвязей в современном мире. Корпорации все чаще используют политический инструментарий для продвижения своих интересов. В случае если корпоративный политический потенциал недостаточен для достижения целей, финансово-промышленная группа имеет возможность обратиться за поддержкой к материнской стране.

Подводя итоги, отметим, что при рассмотрении взаимодействия государств и корпораций концепции власти и интересов являются основополагающими. При этом эффективность сотрудничества зависит от развитости институционального механизма и площадок взаимодействия.

Интересы ТНК и государств в определенном смысле схожи. Такая ситуация благоприятна для развития контактов между акторами, но постоянное стремление сторон контролировать факторы власти порождает конфликтный характер сотрудничества и вынуждает постоянно искать баланс интересов при взаимодействии.

Деятельность ТНК на международной арене оказывает воздействие на трансформацию мировой экономической системы. Корпорации стали чаще использовать политическую деятельность в качестве инструмента по достижению целей. При этом вовлечение ТНК в решение глобальных и региональных проблем позволяет им в определенной степени повышать свою правовую легитимность в международной политической системе.

Наконец, эволюционное развитие корпораций обеспечивается в том числе за счет трансформации экономического потенциала в политический. При этом наиболее эффективной средой для осуществления таких модификаций являются международные режимы.

Ссылки и примечания:

Список литературы Взаимодействие транснациональных корпораций и государства при реализации внешнеэкономической политики

  • Strange S. States and Markets. L., 1988. 280 p
  • Лебедева М.М., Харкевич М.В. Роль бизнеса в трансформации политической организации мира // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11, № 1. С. 34-51
  • Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М., 2002. 266 с
  • Hasenclever A., Mayer P., Rittberger V. Interests, Power, Knowledge: The Study of International Regimes // Mershon International Studies Review. 1996. Vol. 40, no. 2. P. 177-228. DOI: 10.2307/222775
  • Ткаченко С.Л. Международная политэкономия - российская школа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Политология. Международные отношения. 2015. № 4. С. 106-116
  • Афонцев С.А. Субъекты транснационального бизнеса в управлении глобальными экономическими процессами // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11, № 1. С. 52-64
  • Goldman M. Petrostate: Putin, Power, and the New Russia. N. Y., 2010. 327 p
  • Malkin E. Plan for Charter City to Fight Honduras Poverty Loses Its Initiator [Электронный ресурс] // The New York Times. 2012. Sept. 30. URL: https://www.nytimes.com/2012/10/01/world/americas/charter-city-plan-to-fight-honduras-poverty-loses-initiator.html (дата обращения: 18.06.2019)
Еще
Статья научная