Взаимоотношения мордовского и русского этносов в раннем средневековье по данным археологии
Бесплатный доступ
Вещественные источники играют крайне важную роль в исследовании истории раннего Средневековья. Письменные источники дают скудные, обрывочные сведения об отношениях древней мордвы и восточных славян. Однако, благодаря материалам археологии, мы можем реконструировать события минувших веков, в частности, установить торговые и культурные связи Древней Руси и мордовских племен, а также выявить их взаимное влияние друг на друга.
Археология, история, мордва, мордовия, отношения, Россия, русь, средние века, этнология
Короткий адрес: https://sciup.org/147248860
IDR: 147248860
Текст научной статьи Взаимоотношения мордовского и русского этносов в раннем средневековье по данным археологии
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается рост интереса к культуре этносов, населяющих ее территорию. Не только профессиональные историки и этнографы, но и обыватели все чаще обращают внимание на свое происхождение, быт и культуру предков. По этой причине совершенно необходимо в полной мере осветить отношения народов России в прошлом, их экономические, культурные и дипломатические связи.
В VIII–X вв. племя мокшан населяло обширные территории в верхнем течении реки Дон до Мокши и Хопра, а эрзянское население – бассейн средней Волги и Оки. В этот период у мордовских племен существует развитая военная демократия, а также происходит формирование соседской общины [5].
К началу эпохи раннего средневековья в результате расселения из районов Нижнего Присурья древнемордовское население было окончательно дифференцировано на несколько племенных группировок, в среде которых в дальнейшем формировались языковые и 1
этнографические особенности мокшанской и эрзянской культур. Они имели компактные территории проживания в пределах Мокшанско-Сурского междуречья.
В конце первой четверти I тыс. н. э. часть древнемордовских племен из низовий Суры продвигается на юг вверх по течению и занимает пространства Верхнего Присурья. С их приходом там появляются первые грунтовые могильники (Селиксенский, Шемышейский). В прилегающих с запада районах Верхнего Примокшанья они застали близкородственное население периферии рязанско-окского культурного мира. Основная масса создателей рязанско-окской культуры проживала по течению Оки в рязанских землях и в Нижнем Примокшанье, где ими оставлены Кошибеевский, Шатришенский и другие могильники.
В конце VII в. под давлением продвигавшихся вверх по Волге агрессивных булгарских орд носители именьковской культуры покинули средневолжские земли и ушли в левобережье Среднего Поднепровья, где они приняли активное участие в формировании восточнославянских племен. В движение пришло и древнемокшанское население Верхнего Присурья, основная масса которого продвинулась на запад и заняла пустовавшие с позднегородецкого времени земли по Валу и Средней Цне. Оно сразу смогло адаптироваться на новой территории благодаря высокому уровню развития комплексного хозяйства. Быстрому освоению нового района проживания способствовали природные условия, сходные с покинутыми верхнесурскими землями и весьма благоприятные для занятий земледелием и скотоводством. К тому же в начале VIII в. количество и плотность населения на землях по Валу и Цне значительно увеличились с приходом сюда из прилегающих районов среднего течения Оки носителей рязанско-окской культуры [1]. Их предки еще в период проживания мордовских племен на Верхней Суре принимали активное участие в формировании древнемокшанской культуры. Это обстоятельство упрощало и одновременно стимулировало процессы внедрения в древнемордовскую среду близкородственного населения. Основная масса рязанско-окских племен довольно быстро растворилась среди среднецнинской мордвы, оставив в ее культуре некоторые детали погребальной обрядности (восточная ориентировка умерших) и элементы женского головного убора (налобные венчики). Лишь небольшая рязанско-окская группа концентрируется в Нижнем Примокшанье и продолжает развивать свою самобытную культуру, представленную яркими материалами Шокшинского могильника у села Куликово Теньгушевского района вплоть до XI в.
Верхнесурские пространства стали очагом формирования древнемокшанской культуры. Эти процессы происходили на всем протяжении второй четверти II тыс. н. э. и сопровождались активным обогащением древнемордовской культуры рязанско-окскими традициями, носители которых постепенно растворялись в мордовской среде [2].
Восточные славяне в VIII в. населяли западную часть Восточно-Европейской равнины, но позже, в IX-X вв. стали селиться на северо-востоке, на землях финно-угорских племен, в том числе и мордвы. В населенных мордвой землях славянская колонизация шла, в основном, за счет племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян.
Активное продвижение восточных славян на северо-восток подтверждается многочисленными и разнообразными находками славянских вещей в древнемордовских археологических памятниках. Изделиями древнерусских мастеров являются шиферные пряслица, широко представленные в погребениях Крюковско-Кужновского могильника в Моршанском районе Тамбовской области, Пановского могильника в Земетчинском районе Пензенской области и Елизавет-Михайловского могильника в Моршанском районе Тамбовской области; широкосерединные перстни из погребений Крюковско-Кужновского, Пановского, Елизавет-Михайловского, Томниковского в Моршанском районе Тамбовской области и Шокшинского могильников в Теньгушевском районе Республики Мордовия; подвески-лунницы из Томниковского могильника, памятников Чернигова и городища Титчиха в Лискинском районе Воронежской области; семилучные височные кольца с ложной зернью, характерные для радимичей (Крюковско-Кужновский могильник); трехбусинная подвеска из Борковского могильника; двулезвийный меч с треугольным навершием, нешироким прямым перекрестьем и желобками с обеих сторон клинка из II-го Журавкинского могильника (Зубово-Полянский район Мордовии).
Можно особо отметить находки стеклянных бус. В археологической литературе нет единого, принятого большинством ученых мнения об их происхождении: некоторые исследователи считают, что эти украшения являются импортом из стран Востока, другие – что они производились на Руси. Такие бусы были обнаружены при раскопках Давыдовского городища в Моршанском районе Тамбовской области, Лядинского могильника в Тамбовском районе Тамбовской области, Томниковского, Серповского в Моршанском районе Тамбовской области, Елизавет-Михайловского, Пановского, Крюко-Кружновского могильников.
Необходимо отметить, что, начиная с IX в., прослеживается увеличение в мордовских могильниках случаев трупосожжения, характерного для восточных славян этого периода. Так, в мордовских погребальных памятниках IV-V вв. не более 10% захоронений проведено по обряду трупосожжения, а, к примеру, в Лядинском могильнике IX-XI веков - до 27%. Распространение славянского погребального обряда свидетельствует о широком культурном влиянии Древней Руси на древнемордовские племена [3].
Столь же широко представлены мордовские находки в древнерусских археологических памятниках. При раскопках Новотроицкого городища в Лебединском районе Сумской области Украины, длинных курганов у деревни Дроково (Демидовский район Смоленской области) и Панеева Слобода найдены мордовские сюлгамы. Характерная для древней мордвы серповидная гривна с лапчатыми подвесками обнаружена в Гнездовских курганах. В памятниках Пскова и Новгорода обнаружены венчики из бронзовых цилиндриков и поперечных пластин – изделия древнемордовских мастеров.
Появление немордовских памятников на территории, заселенной мордвой, явление исторически закономерное (в полной изоляции живут только народы, попавшие в соответствующие природные или политические условия), но это не привело к кардинальному изменению этнической территории мордвы и основ ее культуры, хотя, безусловно, сыграло важную роль в ее развитии [4].
Таким образом, на рубеже I–II тыс. н. э. между мордвой и восточными славянами налаживаются прочные торгово-экономические связи, о чем свидетельствует широкий археологический материал как из мордовских, так и из восточнославянских памятников. Древнерусская культура оказала значительное влияние на развитие мордовских племен. Два народа долгое время жили по соседству и поддерживали активные торговые отношения. Взаимные связи мордовских племен с Древней Русью во многом обусловлены условиями жизни этих народов, близостью территорий, более высоким уровнем политического, общественного и культурного развития славян.
Список литературы Взаимоотношения мордовского и русского этносов в раннем средневековье по данным археологии
- Алихова А. Е. Материальная культура средне-цнинской мордвы VII-XI вв. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1969. - 176 с.
- Вихляев В. И., Петербургский И. М. Мордва // Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. - Ижевск, 1999. - С. 64-89.
- Воронина Р. Ф. Лядинские древности. Из истории мордвы-мокши. Конец XI-начало XI века. - М.: Наука, 2007. - 162 с. EDN: QZAYBD
- Заварюхин Н. В. Истоки единения мордвы и восточных славян: история и современность // Гуманитарий. Серия «Социологические науки». - 2011. - № 4. - С. 101-104.
- Терехова Н. В. Бусы среднецнинской мордвы VII-XI веков: историографический аспект // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. - 2011. - № 2. - С. 189-192. EDN: ONUAVV