Взаимоотношения Петра I и религии

Автор: Гурьянова И.В.

Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu

Рубрика: История православия

Статья в выпуске: 1 (21), 2001 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147135453

IDR: 147135453

Текст статьи Взаимоотношения Петра I и религии

И.В. Гурьянова, соискатель кафедры управления образованием МГУ им. Н.П. Огарева

В науке не раз поднималась проблема религиозности Петра I. Кем он был: атеистом или верующим человеком - единого мнения по этому вопросу не существует до сих пор.

С одной стороны, царь презирал монашество как форму существования, крайне отрицательно относился к суевериям (к чудесам, ложно беснующимся), корыстолюбию церковников, был вдохновителем кощунственных всепьяней-ших соборов и, наконец, провел реформу церкви, превратив ее в часть государственного аппарата и фискальный институт. Все это создало Петру I репутацию «табашного безбожника», «антихриста», «подменного» царя.

С другой стороны, при чтении писем Петра и его изречений отчетливо видно, что имя Божье в них - свидетельство несомненного религиозного чувства: «Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, либо с природы безумный», «Кто забывает Бога и заповедей Его не хранит, тот при всей своей работе не будет иметь успеха и мало пользы получит!». Царь отнюдь не пренебрегал обязанностями православного христианина. Он чтил Библию («Сия книга премудрее всех книг. Она учит познавать Бога и творения Его и начер-тывает должности к Богу и к ближнему!»), усердно молился («Он громко пел наизусть так же уверенно как и священники, монахи и псаломщики, имевшие перед собой книги, ибо все часы и обедню царь знает, как «Отче наш» [3]»). Более того, Петр I не терпел религиозного вольнодумства и атеизма, так как прекрасно понимал, что религиозные ценности и чувства - это нравственный стержень для каждого отдельного человека и идеологический стержень для государства в целом. Наказывая одного из чиновников за иронизирование над Священным Писанием, царь высказал мысль, характеризующую его как мудрого политика: «Как же ты осмеливаешься ослаблять такую струну, которая составляет наилучшую гармонию всякого благоустроенного общества?» [4]. В целом у Петра 1, вероятно, не было сложностей с верой (но не с церковью). До нас не дошло свидетельств о каких-либо ценностных конфликтах в сознании царя. Петр I протестовал не против веры и религии, а против существующих форм их реализации - суеверий, сложной обрядности, подчинявшей себе всю жизнь человека; нерационального использования церковью людских и материальных ресурсов; ее претензий на политическую власть.

Петр I не был безбожником, но его вера отличалась от ортодоксального православия. На мировоззрение царя огромное влияние оказали идеи философии рационализма и протестантской этики. Особенно ярко это проявилось в понятиях «служба», «долг» (профессиональный и гражданский). Вероятно, идея служения государству стала приоритетной ценностью не только из-за ее рационального обоснования и практической выгоды, но и благодаря интимной эмоционально-религиозной окраске. Честное исполнение своей службы - именно в этом Петр видел свое оправдание перед Богом, свой путь к спасению: «Я поставлен над всеми от Бога, и должность моя есть чтоб недостойному не дать, а у достойного отнять; если будешь хорош, то не столько мне, сколько себе и отечеству добра сделаешь, а если худ, то я буду на тебя взыскивать: ибо Бог того от меня за всех вас востребует, чтоб злому и глупому не дать случая делать вред 4»; «... но с государственными доходами поступать надлежит осторожно; об них я должен дать отчет Богу [5]».

Возможно, что не без влияния протестантизма сформировалось отрицательное отношение к церковной роскоши и богатствам, идеи ограничения роли духовенства в процессе общения верующих с Богом. Петр I рационализировал свою веру, сделал ее логичной и практичной. Например, он считал, что нет смысла не давать солдатам мясо во время поста, так как им нужны силы для победы России, а значит и православия. Религиозные пред-

№ 1,2001

ставления Петра I соответствовали духу времени: 1 они не противоречили общему смыслу его реформ модернизация и европеизация России; 2 - шли в русле общеевропейского процесса эволюции духовности и церкви

как социального института, который заключался в рационализации сознания, секуляризации образования и государственных структур, религиозной терпимости, свободе мысли и творчества.

Статья