Взаимосвязь агрессивности и психологического благополучия сотрудников силовых структур
Автор: Ю.П. Жаркова, И.В. Михайлова
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Психология и педагогика
Статья в выпуске: 2 (46), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема повышенной агрессивности сотрудников силовых структур в контексте субъективного уровня психологического благополучия личности. Актуальность изучения данных феноменов в силовых ведомствах обусловливается спецификой их профессиональной деятельности и распространенностью в этой сфере таких проблем, как повышенная агрессивность и профессиональное выгорание. Психологическое благополучие сотрудников лежит в основе общего ресурсного потенциала и способности противостоять негативным воздействиям и стрессовым факторам. В работе были проанализированы основные теоретические подходы к изучению агрессивности и психологического благополучия, представлены результаты проведенного эмпирического исследования. В качестве методик были использованы опросник агрессивности А. Басса — А. Дарки в адаптации А. А. Хвана, Ю. А. Зайцева и Ю. А. Кузнецовой, шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и Т. П. Фесенко. По результатам корреляционного анализа удалось установить обратную взаимосвязь между феноменами: чем выше уровень психологического благополучия, тем меньше агрессивность личности. Результаты исследования могут быть полезны психологу в работе с проблемами повышенной агрессивности, конфликтности, профессионального выгорания и деформации.
Агрессивность, агрессия, психологическое благополучие, психологическое здоровье, сотрудники силовых структур
Короткий адрес: https://sciup.org/14125221
IDR: 14125221
Текст научной статьи Взаимосвязь агрессивности и психологического благополучия сотрудников силовых структур
Агрессия как поведенческая реакция имеет инстинктивную природу и формируется в ситуациях, создающих действительную или потенциальную опасность для человека и требующих активных действий для самозащиты. Однако в современном мире чрезмерная агрессия является формой девиантного поведения, поскольку необоснованно применяется в условиях отсутствия какой-либо объективной угрозы собственному благополучию. Склонность реагировать агрессивными способами говорит о наличии у субъекта такого устойчивого свойства личности, как агрессивность [5]. Проблема формирования личностной агрессивности заключается в том, что проявления агрессивного характера действуют разрушительно и по отношению к субъекту агрессии, и по отношению к лицам, на которых она направлена, при этом страдает вся система межличностных отношений в целом. В то же время, согласно идеям, получившим развитие в гуманистической психологии, одним из значимых аспектов психологического здоровья человека являются его положительные отношения с другими людьми. Таким образом, актуальным становится изучение психологического благополучия субъектов с повышенной агрессивностью с целью более глубокого понимания мотивов и факторов, лежащих в основе стремления такой личности защищаться и проявлять деструктивные тенденции.
Специфика деятельности сотрудников силовых структур заключается в регулярном применении силового воздействия в рамках своих должностных полномочий, что создает условия для постепенного повышения общего уровня агрессивности личности. Актуальной задачей психологического сопровождения в силовых ведомствах является недопущение развития профессиональной деформации сотрудников, при которой могут наблюдаться искажение системы морально-нравственных установок и применение чрезмерной агрессии в ситуациях, не пред- полагающих жестких методов воздействия, а также распространение деструктивных поведенческих реакций на другие, не связанные с профессией, сферы жизни.
Психологическое благополучие рассматривается многими авторами в контексте психологического здоровья и отражает состояние гармонично развивающейся личности [1]. В научной литературе понятие «психологическое благополучие» появилось благодаря работам Н. Бредберна, в которых он определял данный феномен как совокупность накопленных положительных и отрицательных эмоций [10]. Дальнейшее развитие эта идея получила в работах Э. Динера — он выделяет субъективное благополучие в структуре психологического, добавляя к положительным и отрицательным эмоциям еще один компонент — удовлетворенность собственной жизнью [11]. Данный подход, рассматривающий психологическое благополучие с позиции преобладания положительных эмоций и субъективного ощущения комфорта, получил название «гедонистический». Второй подход — эвдемонистический — делает акцент на саморазвитии личности и полном раскрытии своего потенциала, наибольшее развитие он получил в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, М. Селигман) [8]. Обобщая идеи исследователей, В. Н. Барцевич определяет психологическое благополучие как удовлетворенность человека интегральной оценкой характеристик своей личности, окружающего мира и условий взаимодействия с ним [2, с. 86]. К. Рифф, основываясь на данных подходах, предложила комплексную модель психологического благополучия, включающую шесть основных элементов: самопринятие, положительные отношения, автономию, управление окружением, цели в жизни и личностный рост. Данная модель предполагает учет активности, свободной воли человека и делает акцент на позитивном функционировании личности [3].
Проблема агрессивного поведения широко исследовалась в работах А. Басса, А. Дарки, З. Фрейда, К. Лоренца, Э. Фромма, Л. Берковица, Р. Бэрона, Д. Ричардсон, А. Бандуры и др. З. Фрейд видит основу агрессии в инстинктах, которым человек с трудом может сопротивляться [4]. К. Лоренц, представитель эволюционного подхода, относил агрессию к врожденному инстинкту борьбы за выживание [6]. А. Бандура в рамках теории социального научения считал агрессию вариантом выученного поведения путем наблюдения и последующего подражания [4]. Большое распространение получила фруст- рационная теория Дж. Долларда, Н. Миллера, Л. Дуба, О. Х. Маурера и Р. Сирса, авторы которой говорят о наличии связи между агрессией и фрустрацией, а именно: наличие фрустрации приводит к появлению агрессивных реакций. Интенсивность такой реакции зависит от трех факторов: положительных ожиданий субъекта по отношению к желаемой цели, характера препятствия на пути к ее достижению и количества последовательно испытываемых фрустраций [7]. Анализ современных исследований показал, что лицам с высоким уровнем агрессивности присущи экстернальный локус контроля, эмоциональная лабильность, тревожность, доминантность и жесткость в общении. Отмечается их склонность к конфликтам, независимость, прямолинейность, стремление занимать лидерские позиции [9]. И. В. Заусенко выявила наличие сильной отрицательной взаимосвязи между агрессивностью и различными показателями самоактуализации личности [4], что обосновывает необходимость дальнейших исследований психологического благополучия при повышенной агрессивности.
Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи между показателями агрессивности и уровнем психологического благополучия сотрудников силовых структур. В выборку вошли 54 сотрудника ИК-3 УФСИН по Ульяновской области. Для изучения агрессивности нами был использован опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки в адаптации А. А. Хвана, Ю. А. Зайцева и Ю. А. Кузнецовой. Психологическое благополучие оценивалось с помощью шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и Т. П. Фесенко. В качестве метода статистической обработки результатов использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, позволяющий установить значимые взаимосвязи между изучаемыми феноменами.
На рисунке 1 наглядно представлены результаты по методике агрессивности А. Басса — А. Дарки. Можно отметить, что наиболее часто в опрошенной выборке встречаются подозрительность, раздражение и вербальная агрессия. Это говорит о том, что агрессивность сотрудников чаще проявляется словесно, путем нецензурной брани, оскорблений, а также выражается в повышенной эмоциональной возбудимости, вспыльчивости по незначительным поводам. Помимо этого, для них характерно наличие недоверчивости как проявления враждебности, что может объясняться профессиональной необходимостью постоянно быть бдительными и готовыми к любым неожиданностям. Физическая агрессия и негативизм свойственны сотрудникам в наименьшей степени, что демонстрирует избегание причинения какого-либо физического вреда и отсутствие устойчивой склонности пренебрегать правилами.
Результаты по методике психологического благополучия К. Рифф продемонстрированы на рисунке 2. Наиболее благоприятные показатели отмечаются по шкалам автономии и самоприня-тия, что характеризует опрошенных как независимых, уверенных в себе людей. Также достаточно хорошие результаты можно увидеть в сфере управления средой — сотрудники склон- ны брать на себя инициативу в деятельности и умело контролируют происходящие события. Эти характеристики согласуются с образом сотрудников силовых структур — работники этой сферы должны демонстрировать уверенность в себе и уметь принимать быстрые и четкие независимые решения. По остальным шкалам методики отмечаются средние показатели. Можно сделать вывод о том, что большинству свойственен средний уровень психологического благополучия, что подтверждает необходимость дальнейшей разработки проблемы психоэмоционального состояния сотрудников данной сферы с целью его улучшения.

Повышенный уровень
Низкий уровень
Высокий уровень
Средний уровень
Очень высокий уровень
Рис. 1. Уровень агрессивности сотрудников по отдельным шкалам методики А. Басса — А. Дарки

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Рис. 2. Уровень психологического благополучия сотрудников по отдельным шкалам методики К. Рифф
Результаты корреляционного анализа между показателями агрессивности и психологического благополучия представлены в таблице 1. Позитивные отношения имеют сильную обратную взаимосвязь с общими показателями агрессивности и враждебности, а также с подозрительностью и раздражением. Очевидно, что при недоверчивом и мнительном отношении к людям, при выражении недовольства в ответ на малейшее недоразумение сложно построить благоприятные отношения. Помимо этого, обна- ружены менее значимые обратные корреляции с физической и вербальной агрессией, обидой и негативизмом. Таким образом, чем больше человек агрессивен и враждебен по отношению к окружающим, тем ниже оказывается его способность к построению позитивных отношений. В свою очередь люди, находящиеся в гармоничных отношениях с другими, просто не имеют желания и поводов для демонстрации агрессии либо стараются делать это наиболее конструктивными способами.
Таблица 1
Взаимосвязь показателей агрессивности с психологическим благополучием сотрудников силовых структур
Психологическое благополучие Агрессивность |
Позитивные отношения |
Автономия |
Управление средой |
Личностный рост |
Цель в жизни |
Самоприня-тие |
Физическая агрессия |
-0.42** |
0.353** |
-0.186 |
-0.127 |
-0.181 |
-0.202 |
Косвенная агрессия |
-0.091 |
0.084 |
-0.207 |
-0.198 |
-0.012 |
-0.048 |
Раздражение |
-0.485*** |
0.381** |
-0.316* |
-0.403* |
-0.415** |
-0.416** |
Негативизм |
-0.309* |
0.336* |
-0.336* |
-0.165 |
-0.092 |
-0.113 |
Обида |
-0.311* |
0.277* |
-0.505*** |
-0.214 |
-0.368** |
-0.368** |
Подозрительность |
-0.612*** |
0.262 |
-0.433** |
-0.375** |
-0.464*** |
-0.251 |
Вербальная агрессия |
-0.359** |
0.349** |
-0.273* |
-0.53*** |
-0.249 |
-0.124 |
Чувство вины |
0.041 |
0.108 |
-0.204 |
-0.057 |
0.003 |
-0.116 |
Индекс агрессивности |
-0.547*** |
0.461*** |
-0.374** |
-0.5*** |
-0.364** |
-0.325* |
Индекс враждебности |
-0.521*** |
0.312* |
-0.515*** |
-0.302* |
-0.438*** |
-0.336* |
* — корреляция при уровне значимости 0,05;
** — корреляция при уровне значимости 0,01;
*** — корреляция при уровне значимости 0,001.
Управление средой имеет наиболее сильную отрицательную взаимосвязь с обидой и общим уровнем враждебности, менее сильные отрицательные корреляции выявлены с подозрительностью, раздражением, вербальной агрессией, негативизмом и общей агрессивностью. Способность управлять средой проявляется в умелом использовании возможностей и обстоятельств, наличии ресурсов для организации продуктивной деятельности как для себя, так и для других людей. Такой человек должен обладать высоким личностным потенциалом и лидерскими качествами, уметь расположить к себе людей, а это предполагает дружелюбие и открытость. Таким образом, чем выше способность контролировать окружение, тем ниже оказывается агрессивность и враждебность человека. Если же человек зацикливается на про- шлых обидах, настороженно и с подозрением относится к людям, можно говорить о недостаточно благоприятном психологическом состоянии, что препятствует эффективной организации как своей деятельности, так и возможности координировать действия других.
Примечательно в данном исследовании то, что показатели автономии как одного из элементов психологического благополучия оказались в прямой связи со многими компонентами агрессивности, в числе которых физическая, вербальная агрессия, раздражение, негативизм и обида. Иначе говоря, сотрудники, обладающие высоким уровнем автономии, независимые от мнения и оценки окружающих, склонны к проявлению агрессии в поведении. Проявляя чрезмерную независимость и самостоятельность, они тем самым целенаправленно или вы- нужденно дистанцируются от общества. Взаимосвязь с обидой и негативизмом говорит о том, что в глубине души такие люди испытывают зависть и неприязнь к окружающим, а действуя против принятых правил и традиций, пытаются доказать свою уникальность и выделиться. Возможно, в жизни таких людей был негативный опыт общения, оставивший след в форме обиды и ненависти и теперь вынуждающий избегать коллективных форм взаимодействия из-за недостатка доверия и понимания, а проявление агрессии является способом выражения негативных чувств и мести за прошлые психологические травмы. С другой стороны, стремление к автономии может быть следствием проявления синдрома выгорания, в этом случае можно говорить о желании человека дистанцироваться от окружения на фоне истощения ресурсов для общения и совместной деятельности, а не по причине наличия негативного опыта в прошлом.
Показатели личностного роста и целей в жизни отрицательно коррелируют с раздражением, подозрительностью, общей агрессивностью и враждебностью. Человек, имеющий четкие планы на будущее, стремящийся к самореализации и обладающий для этого всеми возможностями, как правило, не склонен проявлять агрессию, благоприятно настроен к социуму и достаточно эмоционально стабилен. Если же смысл жизни размыт, возможностей для саморазвития недостаточно, закономерно растут агрессивные реакции как защитный ответ на фрустрацию. Также отмечено, что личностный рост отрицательно связан с вербальной агрессией, а цели в жизни — с обидой. Это может быть связано с тем, что человек, считающий важным стремиться к улучшению себя как личности, старается свести употребление нецензурной брани и иных неприятных слов к минимуму, а агрессию, скорее всего, будет выражать конструктивно, избегая причинения неудобств другому. Связь обиды и целей в жизни объясняется тем, что человек, зацикленный на обидах и зависти к другим, имеет временную ориента- цию, направленную на прошлое, сокрушается о жизненных трудностях и не видит перспектив в будущем. А для построения целей нужно принять прошлое, отпустить все обиды и наладить контакт с миром и окружением.
Самопринятие имеет обратные связи с раздражением, обидой и общими уровнями агрессивности и враждебности. Очевидно, что повышенная агрессивность человека имеет истоки в психологическом неблагополучии и наличии внутренних конфликтов. Враждебность как подозрительность, зависть и неприязнь по отношению к другим может быть следствием недостаточного принятия себя и своих качеств, неадекватной самооценки. Чем больше человек любит и принимает себя, тем меньше у него поводов искать недостатки в других и агрессивно что-либо доказывать; такой человек удерживает фокус внимания на своей жизни, выстраивая и реализуя свой собственный жизненный путь.
Таким образом, обобщая результаты анализа, можно сказать, что у людей с высоким уровнем психологического благополучия, как правило, низкий уровень агрессивности и враждебности, они предпочитают более конструктивные и дружелюбные способы коммуникации, имеют устойчивую адекватную самооценку, способны успешно проявлять себя в коллективной работе, обладают лидерским потенциалом, склонны к саморазвитию и самореализации, ставят долгосрочные цели и строят четкие планы на будущее. В то же время они менее автономны и независимы, предпочитают больше прислушиваться к мнению окружающих, руководствуются приоритетом сохранения теплых дружеских отношений и стремятся быть частью коллектива. Результаты проведенного нами исследования могут быть полезны в организации и проведении психологической работы в силовых ведомствах по направлениям коррекции и профилактики таких негативных явлений, как повышенная агрессивность, конфликтность, а также в работе с синдромом профессионального выгорания.
Список литературы Взаимосвязь агрессивности и психологического благополучия сотрудников силовых структур
- Аверьянова О. Ю. Психологическое благополучие личности / О. Ю. Аверьянова, Л. В. Шавшаева // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Саранск : Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 2016. — С. 10—15.
- Барцевич В. Н. Психологическая безопасность и психологическое благополучие: общее и частное / В. Н. Барцевич // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции / под ред. Л. М. Митиной. — М. : Издательство «Перо», 2017. — С. 84—88.
- Батурин Н. А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н. А. Батурин, С. А. Башкатов, Н. В. Гафарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — 2013. — Т. 6, № 4. — С. 4—14.
- Заусенко И. В. Связь агрессивности и самоактуализации личности / И. В. Заусенко // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 6. — С. 131—137.
- Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2014. — 368 с.
- Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. — М. : РИМИС, 2009. — 352 с.
- Невенчанный С. В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С. В. Невенчанный // Наука и современность. — 2011. — № 10-1. — С. 300—309.
- Скорынин А. А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности / А. А. Скорынин // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. — 2020. — № 2. — С. 87—93.
- Ярмоленко Г. П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (на примере студенческой молодежи) : дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Г. П. Ярмоленко. — СПб., 2004. — 161 с.
- Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. — Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. — 320 p.
- Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. — 1984. — No. 95. — P. 542—575.