Взаимосвязь склонности к суицидальному поведению с копинг-стратегиями у молодежи
Автор: Вержицкая Е.Н., Полилов С.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Психологические науки
Статья в выпуске: 5-3 (56), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется наличие взаимосвязи склонности к суицидальному поведению с копинг-стратегиями у молодёжи. Выборку исследования составили 63 респондента, студенты-второкурсники университета и колледжа, средний возраст которых составил 19 лет. Диагностировано совладающее поведение (Р. Лазарус), склонность к суицидальным реакциям (П. И. Юнацкевич) и суицидальный риск (А. Г. Шмелев) респондентов, проведен корреляционный анализ полученных результатов. Выявлена взаимосвязь склонности к суицидальному поведению с проявлениями демонстративности, несостоятельности, сформированностью временной перспективы, с такими копинг-стратегиями как самоконтроль и избегание.
Суицидальное поведение, суицид, суицидальный риск, копинг-стратегии, совладающее поведение, молодёжь
Короткий адрес: https://sciup.org/170188940
IDR: 170188940 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-5-3-128-133
Текст научной статьи Взаимосвязь склонности к суицидальному поведению с копинг-стратегиями у молодежи
Проблема суицидального поведения среди молодёжи продолжает оставаться одной из актуальных в современном обществе. Согласно результатов Всемирной организации здравоохранения, ежегодно совершается более 800 тыс. суицидов в мире, в России на 100 тыс. населения приходится 16-17 случаев суицида (данные 20172019 гг.), а в Кемеровской области этот показатель еще выше - 21,6 самоубийств на 100 тыс. населения, при этом суицид является одной из главных причин смерти среди молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет.
Суицидальное поведение определяется как преднамеренное стремление человека к смерти в ситуациях социальной и психологической дезадаптации личности [1]. Оно проявляется в суицидальных действиях (попытки самоубийства, завершенный суицид) и в суицидальных мыслях (мысли, чувства, высказывания о смерти) [2, 3]. Причинами подобного поведения выступают разные факторы, среди которых на первое место выходят конфликты: личностные, семейные, рабочие или учебные (неудачная любовь, смерть близких, одиночество, инвалидность, уродство, адаптационные трудности, неумение найти общий язык и выстроить межличностное взаимодействие), антисоциального поведения (страх позора, наказания) и пр. [4].
По А.Г. Шемелеву суицидальное поведение проявляется, прежде всего, в уникальности их восприятия (собственные проблемы воспринимаются как присущие только для суициданта), несостоятельности (представления о собственной некомпетентности), социальном пессимизме (мир как враждебное место), сломе культурных барьеров (оправдание суицидального поведения и авитальные стремления), максимализме (отрицательные эмоции распространяются на все аспекты жизни), временной перспективе (застревание на прошлых событиях без возможности планирования будущего) и антисуицидальном факторе (отказ от авитального поведения в угоду близким, из-за разного рода барьеров и страха боли) [5].
При этом следует всегда учитывать, что суицидальное поведение может носить истинный, демонстративный или скрытый характер. При истинном желании у человека часто появляются мысли о смерти и депрессивные состояния, в то время как демонстративное поведение обосновывается стремлением человека обрести внимание при помощи смерти, а скрытый характер предполагает смерть не как цель, а как возможный результат (например, опасные виды спорта) [2].
Суицидальное поведение, его причины не получат полного освещения без понимания того, как человек реагирует на стрессовые ситуации, как справляется с ними. Этот вопрос напрямую связан со стрессом, который Г. Селье определяет как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [6]. Острая стрессовая ситуация, связанная с переживанием дистресса, способна привести и приводит к суициду или его попытке. При оценке психосоциальных стрессов рассматривают следующие уровни его проявления: отсутствие стресса, слабый стресс, умеренный стресс, тяжелый стресс, чрезмерно тяжелый и катастрофический острый стресс; суицидальное поведение, по мнению специалистов, может проявляться уже с умеренного стресса.
Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность, получило название копинг-поведения или совлада-ющего поведения [7]. Р. Лазарус и С. Фолкман выделили такие копинг-стратегии (способы совладания с трудностями): противостояние, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, избегание, плановое решение проблемы и позитивная переоценка [8]. Выбор поведенческих реакций в стрессе обусловлен характером личности и ситуацией, в которой эта личность находится; поэтому трудно выделить «хорошие» или «плохие» копинг-стратегии, они могут «работать» по-разному в разных жизненных ситуациях у разных людей.
Следовательно, важно не просто выявить уровень склонности студентов к суицидальному поведению, но и исследовать репертуар используемых ими копинг-стратегий, проанализировать их взаимосвязь.
В качестве гипотезы было высказано предположение, что существует взаимосвязь между склонностью к суицидальному поведению и копинг-стратегиями у молодёжи, а именно:
-
1. Более выраженная склонность к суицидальному поведению связана с проявлениями демонстративности, аффективно-сти, несостоятельности, социального пессимизма;
-
2. Чем больше проявление склонности к суицидальному поведению, тем больше проявление таких копинг-стратегий, как: принятие ответственности, дистанцирования и избегания.
В исследовании приняло участие 63 студента: 24 будущих психологов и 39 студентов колледжа искусств; средний возраст респондентов составил 19 лет. Использовались методики: опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус); «Методика выявления склонности к суицидальным реакциям» (СР-45) (П. И. Юнацкевич); «Опросник суицидального риска» (ОСР) (А. Г. Шмелёв, модификация Т. Н. Разуевой). В ходе математико-статистической обработки полученных результатов использовался метод корреляционного анализа (вычислялся коэффициент корреляции Пирсона).
В ходе эмпирического исследования установили, что у испытуемых более выражены такие копинг-стратегии как: избегание (49,2% респондентов отметили высокий уровень выраженности), самоконтроля (47,6%) и противостояния (38,1%); при этом в наименьшей степени у респондентов оказались представлены стратегии поиска социальной поддержки (49,2% отметили низкий уровень выраженности), позитивной переоценки (44,5%) и планирования решения проблем (42,9%).
Исследование суицидального риска показало, что более трети респондентов (36,5%) отмечают его проявление на уровне выше среднего; высокий уровень характерен для 9,5% опрошенных; 25,4% указали на средний уровень, по 14,3% - на уровни ниже среднего и низкий. Следовательно, суицидальный риск проявляется у 46% опрошенных, при этом его выраженность у большинства соответствует уровню «выше среднего».
Выявление уровня сформированности суицидальных намерений испытуемых показало, что большинству респондентов ха- рактерно проявление демонстративности (33,4% отметили высокий уровень), аф-фективности и несостоятельности (по 27% опрошенных указали на высокий уровень). В наименьшей мере у опрошенных оказались представлены такие проявления суицидальных намерений как слом культурных барьеров и временная перспектива (все респонденты отметили низкий уровень), социальный пессимизм и максимализм (у 69,8% - низкие уровни их выраженности).
Анализ взаимосвязи склонности к суицидальному поведению с копинг- стратегиями у молодёжи показал, что такие суицидальные намерения как аффек-тивность, уникальность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм и временная перспектива не имеют значимой взаимосвязи с уровнем склонности к суицидальному поведению. В то время как шкалы демонстративность, несостоятельность, временная перспектива и антисуицидальный фактор оказались достоверно взаимосвязаны с уровнем сфор-мированности суицидального поведения (табл. 1).
Таблица 1. Корреляция между уровнем склонности к суицидальному поведению и уровнями сформированности суицидальных намерений
Суицидальные намерения |
Уровень сформированности суицидальных наклонностей |
|
Коэффициент корреляции |
Уровень значимости |
|
Демонстративность |
0,543** |
0,000 |
Аффективность |
-0,007 |
0,958 |
Уникальность |
0,230 |
0,070 |
Несостоятельность |
0,688** |
0,000 |
Социальный пессимизм |
0,207 |
0,103 |
Слом культурных барьеров |
0,222 |
0,080 |
Максимализм |
0,225 |
0,077 |
Временная перспектива |
0,331** |
0,009 |
Антисуицидальный фактор |
-0,626** |
0,000 |
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)
В результате корреляционного анализа установили, что выраженная склонность к суицидальному поведению имеет сильную прямую связь с проявлениями демонстративности (r=0,542 при р < 0,01), несостоятельности (r=0,688 при р < 0,01) и временной перспективы (r=0,331 при р < 0,01), а также имеет сильную обратную связь с ан-тисуицидальным фактором (r=-0,626 при р < 0,01). Таким образом, можно утверждать, что:
– чем выше уровень проявления демонстративности в поведении, тем выше уровень сформированности суицидальных наклонностей, т.е. человек, склонный к самоубийству, склонен привлекать к себе внимание своим поведением с целью получение утешения или советов от окружающих; суицид – средство достижения этой цели, способ показать масштабы внутри- личностного конфликта; чем меньше демонстративность в поведении человека, тем меньше он хочет привлечь к себе внимание, тем ниже уровень сформированно-сти суицидальных наклонностей;
– чем выше уровень проявления несостоятельности в поведении, тем выше уровень сформированности суицидальных наклонностей, т.е. желание совершить самоубийство проявляется у тех людей, которые чувствуют себя несостоятельными в физическом, интеллектуальном, моральном и других аспектах, переживают чувство ненужности для общества и, как следствие, желание исчезнуть; и наоборот, чем более удовлетворен человек своей деятельностью, ее результатом, чем больше он видит значимость и вклад своих трудов в общество, тем меньше у него проявляются суицидальные наклонности;
– чем выше выраженность временной перспективы, тем выше уровень сформи-рованности суицидальных наклонностей, т.е. люди с повышенным риском к совершению суицида не обладают возможностью конструктивного планирования будущего, их внимание сфокусировано лишь на проблемах прошлого или настоящего; чем меньше они ориентированы на прошлое или настоящее, тем ниже риск совершения самоубийства, тем больше их желания и цели направлены на будущее;
– чем ниже уровень проявления ан-тисуицидального фактора в поведении, тем выше уровень сформированности суицидальных наклонностей, т.е. отсутствие каких-либо эстетических, религиозных или нравственных барьеров повышает риск совершения суицида у молодёжи;
наличие же таких барьеров существенно снижает риск самоубийства.
Корреляционный анализ уровня склонности к суицидальному поведению и уровня сформированности копинг-стратегий показал, что копинг-стратегии самоконтроль и избегание значимо взаимосвязаны с уровнем сформированности суицидального поведения, а стратегия поиска социальной поддержки выявила обратную достоверную связь с суицидальным поведением молодежи. Значимых взаимосвязей таких копинг-стратегий как противостояние, дистанцирование, ответственность, плановое решение проблем и позитивная переоценка значимой взаимосвязи с уровнем склонности к суицидальному поведению выявлено не было (табл. 2).
Таблица 2. Корреляция между уровнем склонности к суицидальному поведению и уровнем сформированности копинг-стратегий
Копинг-стратегии |
Уровень сформированности суицидальных наклонностей |
|
Коэффициент корреляции |
Уровень значимости |
|
Противостояние |
-0,138 |
0,281 |
Дистанцирование |
-0,075 |
0,557 |
Самоконтроль |
0,335** |
0,004 |
Поиск социальной поддержки |
-0,330** |
0,008 |
Ответственности |
0,019 |
0,884 |
Избегание |
0,307* |
0,014 |
Плановое решение проблем |
0,179 |
0,161 |
Позитивная переоценка |
-0,157 |
0,218 |
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя)
Таким образом, установлено, что:
– чем больше проявление склонности к суицидальному поведению, тем больше проявление таких копинг-стратегий, как самоконтроль (r=0,335 при р<0,01) и избегание (r=0,307 при р<0,05), а также тем меньше проявление стратегии поиска социальной поддержки (r=-0,330 при Р<0,01);
– чем выше уровень проявления самоконтроля при совладании со стрессовыми ситуациями, тем выше уровень сформиро-ванности суицидальных наклонностей. Сдерживая и подавляя свои эмоции, скры- вая их от окружающих людей, человек старается контролировать себя, свои проявления чувств и мыслей, что в итоге приводит к эмоциональному срыву, а невозможность более сдерживать и накапливать эмоции может привести к попытке самоубийства. И наоборот, люди, которые систематически «выплескивают» свои эмоции в словесной форме, в занятии физкультурой или искусством менее подвержены риску совершения суицида;
– чем ниже уровень поиска социальной поддержки в решении проблем, тем выше уровень сформированности суицидальных наклонностей. Решая какие-либо проблемы, человек привык обращаться за помощью к другим людям, получать советы, рекомендации, сочувствие и другие формы поддержки. Отсутствие такой возможности может заставить человека проявить суицидальное поведение. Люди, у которых есть возможность в любой момент обратиться за помощью и получить поддержку, обладают меньшим уровнем сформиро-ванности суицидальных наклонностей;
– чем выше уровень проявления избегания, бегства от трудностей жизни, тем выше уровень сформированности суици- дальных наклонностей и наоборот. Чем больше человек игнорирует наличие той или иной проблемы, старается избежать столкновения с ней при помощи фантазий о чем-то, алкоголя, секса, игр и пр., тем больше накапливается проблем, приводящих к попытке разрешить их радикальным образом – отказом от жизни.
Подводя общий итог анализа взаимосвязи склонности к суицидальному поведению с копинг-стратегиями у молодёжи, полученные основные корреляционные взаимосвязи нашли отражение на рисунке в виде корреляционной плеяды.

положительная связь при p < 0,05
положительная связь при p < 0,01
отрицательная связь при p < 0,01
Рис. Корреляционная плеяда связи риска совершения суицида с копинг-стратегиями и суицидальными намерениями
Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь между склонностью к суицидальному поведению и копинг-стратегиями у молодёжи была подтвер- ждена, частные гипотезы были подтверждены частично: выявлено наличие прямой взаимосвязи склонности к совершению суицида с такими копингами как са- моконтроль и стратегия избегания, и обратная взаимосвязь со стратегией поиска социальной поддержки. Корреляции между уровнем сформированности суицидальных наклонностей и стратегией принятия ответственности и дистанцирования обнаружено не было.
В ходе исследований также обнаружились дополнительные взаимосвязи:
– более выраженная склонность к суи- цидальному поведению напрямую связана с проявлениями демонстративности, несостоятельности и временной перспективы, имеет обратную связь с антисуицидаль-ным фактором; при этом корреляции риска совершения суицида с аффективностью и социальным пессимизмом найдено не было;
– чем больше проявление склонности к суицидальному поведению, тем больше проявление таких копинг-стратегий, как самоконтроль и стратегия избегания; тем меньше проявление стратегии поиска социальной поддержки; при этом корреляции между уровнем сформированности суицидальных наклонностей и стратегией принятия ответственности и дистанцирования обнаружено не было.
Следует отметить, что актуальность рассматриваемой темы требует дальнейших исследований.
Список литературы Взаимосвязь склонности к суицидальному поведению с копинг-стратегиями у молодежи
- Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, В.В. Ковалёв. - М., 1980. - 55 с.
- Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2018. - 287 с.
- Юрьева Л.Н. Клиническая суицидология. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 472 с.
- Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. - Барнаул, 2014. - 100 с.
- Банников Г.С. Методические рекомендации (памятка) психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних / Г.С. Банников, О.В. Вихристюк, Л.В. Миллер, Т.Ю. Синицына. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - 40 с.
- Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
- Киршбаум Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. - М.: Питер, 2005. - 181 с.
- Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - СПБ.: ГМУ, 2009. - 136 с.