Взаимосвязь уровня контроля бронхиальной астмы и оксида азота в выдыхаемом воздухе у беременных в Амурской области
Автор: Лучникова Татьяна Андреевна, Приходько Ольга Борисовна
Журнал: Ульяновский медико-биологический журнал @medbio-ulsu
Рубрика: Клиническая медицина
Статья в выпуске: 4, 2016 года.
Бесплатный доступ
Бронхиальная астма (БА) является одним из распространенных заболеваний легочной системы и занимает одно из ведущих мест в структуре аллергических заболеваний у беременных женщин. Цель работы - изучить клинико-эпидемиологические особенности течения БА у беременных в течение последних 5 лет и определить содержание оксида азота в выдыхаемом воздухе на различных сроках гестации у больных БА в Амурской области. Материалы и методы. Обследовано 86 беременных с БА за последние 5 лет: 41 женщина с БА легкой степени тяжести, 39 пациенток со среднетяжелой БА и 6 пациенток с тяжелой БА. Средняя продолжительность заболевания составила 8,7±0,7 года. Проведено исследование уровня оксида азота в выдыхаемом воздухе на аппарате NO Breath (Великобритания) в каждом триместре беременности. Результаты. Выявлено, что за последние годы увеличился процент среднетяжелой и тяжелой БА (3 %), преимущественно аллергической формы (р
Бронхиальная астма, беременность, оксид азота в выдыхаемом воздухе
Короткий адрес: https://sciup.org/14113232
IDR: 14113232
Текст научной статьи Взаимосвязь уровня контроля бронхиальной астмы и оксида азота в выдыхаемом воздухе у беременных в Амурской области
Введение. Бронхиальная астма (БА) является одним из распространенных заболеваний легочной системы и занимает ведущее место в структуре аллергических заболеваний у беременных женщин. По данным Института иммунологии, в России БА страдает от 2 до 18 % всего населения [1]. Распространенность БА среди беременных женщин Европы составляет около 4 % [2], в РФ колеблется от 0,4–1,3 [3] до 5,2 % [4]. В Амурской области заболеваемость БА во время беременности составляет 4,8 на 1000 чел. [5]. При этом в последние годы увеличился процент манифестации БА во время беременности на 1,3 % из-за изменившихся условий окружающей среды, в частности крупномасштабного наводнения в 2013 г. [5, 6]. Изучение вопроса взаимного влияния БА и беременности остается актуальным в связи с увеличением распространенности БА у женщин репродуктивного возраста, а следовательно, повышением риска развития акушерских осложнений, увеличением случаев неблагоприятных перинатальных исходов, заболеваемости новорожденных и детей. Трудности раннего распознавания БА у беременных и подбора терапии диктуют необходимость расширения диагностических возможностей и поиска средств мониторинга эффективности лечения.
В настоящее время является общепризнанным факт, что в основе патогенеза БА лежит хроническое аллергическое воспаление дыхательных путей. Однако методики и тесты, широко используемые в рутинной диагностике, не достаточно чувствительны, чтобы исключить БА [7], в результате чего лечебные мероприятия часто проводятся без достаточного доказательства как наличия воспаления дыхательных путей, так и степени его выраженности. Пациенты, клинически хорошо отвечающие на применение ингаляционных глюкокортикостероидов (ИГКС), могут иметь признаки воспаления дыхательных путей и гиперреактивности бронхов, а также высокий риск частых обострений и ремоделирование дыхательных путей. В связи с этим на сегодняшний день все большее распространение приобретает такой неинвазивный метод исследования, как измерение содержания оксида азота в выдыхаемом воздухе [8]. В отечественной медицине этот метод получил широкую популярность в педиатрии [9, 10]. Однако работы по исследованию оксида азота в выдыхаемом воздухе у больных БА во время беременности встречаются редко [11]. Вследствие этого представляется актуальным определение уровня оксида азота в выдыхаемом воздухе у больных БА в различные периоды гестации как для достижения и поддержания контроля БА, назначения адекватного объема терапии, так и для предупреждения возможных обострений заболевания во время беременности.
Цель исследования. Изучение клиникоэпидемиологических особенностей течения БА у беременных в течение последних 5 лет и определение содержания оксида азота в выдыхаемом воздухе на различных сроках гестации у больных БА.
Материалы и методы. Для исследования были отобраны беременные на разных сроках гестации, страдающие БА различных степеней тяжести и уровней контроля, состоявшие на учете в городских женских консультациях и проходившие лечение в городском родильном доме и областном перинатальном центре. В исследование были включены пациентки, регулярно посещающие пе-ринатолога во время беременности, имеющие одноплодную беременность, подтвержденную результатами ультразвукового исследования. В исследование не вошли беременные с многоплодной беременностью и женщины, у которых беременность завершилась самопроизвольным абортом до 22 нед.
Беременным подробно разъяснялась методика определения оксида азота в выдыхаемом воздухе, значимость этого метода для самой пациентки и плода. Им выдавались результаты исследования и в случае необходимости проводилась коррекция терапии БА. У всех участвующих в исследовании женщин было получено добровольное информированное согласие.
В исследовании сопоставлялись клиникофункциональные особенности течения БА у пациенток в два временных периода: 2002– 2008 и 2010–2016 гг. В период 2002–2008 гг. обследовалось 166 беременных с БА в различные сроки беременности. При этом легкая степень тяжести БА (БАЛТ) наблюдалась у 104 женщин, среднетяжелая БА (БАСТ) – у 48, тяжелая (БАТТ) – у 14.
В период 2010–2016 гг. обследовалось 86 пациенток с БА в динамике беременности: 41 пациентка с БАЛТ; 39 пациенток с БАСТ; 6 пациенток с БАТТ. Средняя продолжительность заболевания составила 8,7±0,7 года.
Анализировалось клиническое течение БА на различных сроках гестации, и определялся уровень оксида азота в выдыхаемом воздухе (NOex) на аппарате NO Breath (Великобритания) в каждом триместре беременности. Для этого после глубокого вдоха пациентка делала продолжительный выдох в течение 12 с через специальный загубник, ориентируясь на устройство обратной связи на мониторе. Проба проводилась трехкратно. В качестве единицы измерения NOех использовали 1 ppb – одна частица газа на 109 воздушной смеси, выдыхаемой пациенткой.
Статистическая обработка осуществлялась с использованием параметрической и непараметрической статистики в зависимости от вида и характера распределения на базе пакета Statistica 6.1. Для сравнения групп использовался критерий Стьюдента, U-критерий Манна–Уитни и χ2. Различия считали статистически значимыми при р<0,05. При проведении корреляционного анализа использовалась корреляция Спирмена (R).
Результаты и обсуждение. В ходе исследования было выявлено, что в последние годы (2010–2016 гг.) наблюдается увеличение числа беременных с тяжелым течением астмы, а также преобладание среди беременных с БА доли пациенток со среднетяжелым течением заболевания (39 (45,3 %) беременных), хотя в предыдущий временной период (2002–2008 гг.) наибольшее количество беременных женщин имели легкую степень течения БА – 104 (62,6 %) чел., тогда как БАСТ наблюдалась у 48 (28,9 %) чел. В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа беременных с аллергической формой бронхиальной астмы и к уменьшению – с неаллергической (112 (67,5 %) пациенток в 2002–2008 гг. и 70 (81,4 %) в 2010–2016 гг., р<0,05). При этом аллергическая форма чаще встречается при БАЛТ и БАСТ, а неаллергическая и смешанная – при БАТТ, что связано с отягощенным бронхолегочным анамнезом, привычными интоксикациями (курением) у данной категории беременных. Вы- явлен рост частоты поливалентной сенсибилизации (70 (81,4 %) чел.) [7]. На фоне сохраняющегося ведущего значения бытовой сенсибилизации увеличилась частота эпидермальной (42 %) и лекарственной (58 %), в структуре которой ведущее место занимают антибактериальные препараты, витамины и местные анестетики; значимую роль приобрела микогенная сенсибилизация (29 %), особенно в период наводнения в Амурской области в 2013 г.
Было установлено, что уровень NOex у беременных с БА в I триместре в среднем составил 31,16±1,12 ррb, во II триместре – 30,68±1,24 ppb, в III триместре – 30,65± ±1,27 ppb. Таким образом, NOex на всем протяжении беременности был достоверно выше границ нормы (20 ppb).
Далее NOex определялся в зависимости от тяжести течения БА во время беременности (табл. 1).
Таблица 1
Уровень оксида азота в выдыхаемом воздухе в зависимости от степени тяжести БА в динамике беременности, ppb
Степень тяжести БА |
I триместр |
II триместр |
III триместр |
БАЛТ, n=41 |
23,43±0,8* |
22,07±0,81* |
22,30±0,89* |
БАСТ, n=39 |
36,94±1,22* |
36,12±1,18* |
35,07±1,50* |
БАТТ, n=6 |
46,3±5,1* |
54,16±4,48* |
59,3±3,1* |
Примечание. * – достоверность различий показателей в зависимости от степени тяжести в пределах триместра (критерий Стьюдента, р<0,05).
Из данных, приведенных в табл. 1, следует, что существует прямая зависимость между степенью тяжести заболевания и уровнем NOeх. Так, отмечена тенденция к повышению уровня NOex в зависимости от триместра беременности и степени тяжести. При БАЛТ и БАСТ наибольший уровень NOex определялся в I триместре. Это связанно с изменением гормонального фона женщины, увеличением уровня провоспалитель-ных цитокинов, а также нежеланием пациенток принимать базисную противовоспалительную терапию. У пациенток с БАТТ самый высокий уровень NOex приходится на II и III триместры, так как чаще наблюдались обострения БА именно в этот временной промежуток гестационного периода.
Согласно последней редакции GINA, при назначении терапии необходимо отталкиваться не от степени тяжести БА, а от уровня контроля заболевания. Уровень контроля указывает, насколько выражены симптомы БА у пациента или насколько уменьшилась их выраженность (вплоть до полного отсутствия) в результате лечения [13]. Данный показатель определяется взаимосвязью генетических особенностей, патологических процессов, лежащих в основе заболевания, лечения, которое получает пациент, факторов окружающей среды и психосоциальных факторов.
В работе использованы критерии уровней контроля БА согласно GINA [13], вклю- чающие количество дневных и ночных симптомов, кратность применения β2-агонистов короткого действия в течение суток, ограничение физической активности.
Контроль БА имеет две составляющие: контроль симптомов (ранее обозначался как текущий клинический контроль) и определе- ние риска неблагоприятных исходов в будущем. Для оценки контроля БА использовался тест по контролю астмы (Asthma Control Test). Результат 20–25 баллов классифицировался как хорошо контролируемая БА, 16–20 баллов – как частично контролируемая БА и 5–15 баллов – как неконтролируемая БА [13].
Таблица 2
Уровень оксида азота в выдыхаемом воздухе в зависимости от уровня контроля БА у пациенток в динамике беременности, ppb
Уровень контроля БА |
I триместр |
II триместр |
III триместр |
Контролируемая БА, n=31 |
24,90±1,22* |
23,51±1,05* |
22,67±1,01* |
Частично контролируемая БА, n=37 |
32,08±1,52* |
32,05±1,86* |
30,88±1,82* |
Неконтролируемая БА, n=18 |
40,05±2,56* |
40,22±2,74* |
43,94±3,2* |
Примечание. * – достоверность различий показателей по критерию Стьюдента в зависимости от уровня контроля бронхиальной астмы (р<0,01).
Из данных табл. 2 следует, что уровень NOex достоверно коррелировал с уровнем контроля БА. При этом стоит отметить, что при контролируемой БА уровень NOex во II и III триместрах приближался к нормальным значениям, что свидетельствует о меньшем количестве обострений. При неконтролируемом течении БА уровень NOex увеличился в III триместре, что диктует необходимость корректировки лечения в этот период беременности. Негативное влияние неконтролируемой БА на развитие плода, особенно в III триместре беременности, усугубляется быстрым созреванием плаценты с формированием хронической плацентарной недостаточности, что приводит к развитию хронической внутриутробной гипоксии и задержке внутриутробного развития плода.
Приведенные в табл. 1 и 2 данные свидетельствуют о том, что уровень NOex имеет связь с различными схемами лечения и мониторирования БА в зависимости как от степени тяжести БА, так и от уровня контроля заболевания. В нашем исследовании беременные в качестве поддерживающей базисной терапии получали ИГКС (преимущественно будесонид), что согласуется с рекомендациям GINA по лечению БА во время беременности [13]. При БАТТ во время обострений заболевания базисная терапия дополнялась назначением системных глюкокортикостероидов (преднизолон).
Было проанализировано содержание оксида азота в выдыхаемом воздухе у беременных в зависимости от применения базисной терапии (табл. 3).
Таблица 3
Наличие базисной терапии ИГКС |
БАСТ |
БАТТ |
Прием препаратов на протяжении всего периода гестации, n=26 |
38,12±1,20* |
46,30±5,18* |
Отказ от базисной терапии во время беременности, n=19 |
56,5±1,8* |
62,4±2,1* |
Примечание. * – различия показателей в зависимости от применения терапии (p<0,05).
Зависимость содержания оксида азота в выдыхаемом воздухе от применения базисной терапии БА, ppb
Из полученных данных можно сделать вывод, что у беременных со среднетяжелым и тяжелым течением БА постоянный прием ИГКС достоверно снижал уровень оксида азота, следовательно, у них наблюдалось меньшее количество обострений БА во время беременности.
Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о клинической значимости определения уровня NOex у больных БА во время беременности, что будет способствовать прогнозированию обострений БА, снижению их количества, а следовательно, и уменьшению неблагоприятного воздействия на развитие плода.
В целом, у пациенток с БА уровень NOex коррелировал со степенью тяжести течения заболевания, уровнем контроля и сроком беременности. Таким образом, уровень NOex может использоваться как для определения динамики течения заболевания в гестационном периоде, так и для подбора адекватного объема поддерживающей терапии БА, что является необходимым условием благоприятного исхода беременности, как для женщины, так и для ее потомства.
Список литературы Взаимосвязь уровня контроля бронхиальной астмы и оксида азота в выдыхаемом воздухе у беременных в Амурской области
- Чучалин А.Г. Роль респираторных инфекций в обострениях бронхиальной астмы. Пульмонология. 2007; (5): 14-18.
- Распопина Н.А. Бронхиальная астма при беременности: автореф. дис.. д-ра мед. наук. Москва; 2004. 44.
- Утешев Д.Б., Крылов И.А., Буюклинская О.В. Бронхиальная астма и беременность: тактика ведения. Проблемы женского здоровья. 2007; 2 (4): 34-37.
- Купаев В.И., Косарев В.В., Филиппова Т.Ю. Особенности контроля бронхиальной астмы у женщин в период беременности. Самара: Литфонд; 2004. 103.
- Лучникова Т.А., Приходько О.Б. Особенности социально-экономического статуса у беременных, больных бронхиальной астмой. Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2015; 56: 78-82.
- Мизерницкий Ю.Л., Цыпленкова С.Э., Мельникова И.М. Современные методы оценки функционального состояния бронхолегочной системы у детей. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М»; 2012. 176.
- Приходько О.Б. Клинико-функциональные особенности бронхолегочной системы и нейровегетативной регуляции у больных бронхиальной астмой во время беременности и их влияние на потомство: автореф. дис.. д-ра мед. наук. Благовещенск, 2010.
- Цыпленкова С.Э., Мизерницкий Ю.Л. Уровень оксида азота в выдыхаемом воздухе как биологический маркер аллергических воспалений дыхательных путей у детей. Пульмонология. 2007; 4: 69-78.
- Luchnikova T.A., Prikhodko O.B., Babtseva A.F., Romantsova E.B., Pogrebnaya M.V., Smorodina Е.1. Evolution clinical and epidemiological course of bronchial asthma in during pregnancy. In: The 11th Sino-Russia Forum of Biomedical and Pharmaceutical Science The conference proceedings. Kharbin; 2014: 166-167.
- Hunter C.J., Brightling C.E., Woltman G. et al. A comparison of the validity of difference diagnostic test in adults with asthma. Chest. 2002; 121: 1051-1057.
- Shaw D.E., Wilson E., Pavord I.D. Exhaled nitric oxide in asthma. In: Horvath I., de Jongste J.C. (Eds.). Exhaled Biomarkers: European Respiratory Monograph. 2010: 32-33.
- Powell H., Murphy V.E., Taylor D.R. et al. Management of asthma in pregnancy guided by measurement of fraction of exhaled nitric oxide: a double blind, randomized controlled trial. Lancet. 2011; 378: 983-990.
- Global Initiative for Asthma (GINA). 2014: 2-31, 147.
- Lim A., Stewart K., Konig K., George J. Systematic review of the safety of regular preventive asthma medications during pregnancy. Ann Pharmacother. 2011; 45: 931-945.
- Murphy V.E., Gibson P.G. Asthma in pregnancy. Clin. Chest. Med. 2011; 32: 93-110.