Заготовки архитектурных вставок-тарелок второй половины XVII в. из Новоиерусалимского монастыря

Автор: Глазунова О.Н.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Эпоха средневековья

Статья в выпуске: 242, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье описаны заготовки керамических тарелок с врезным подглазурным орнаментом, найденные в керамическом горне второй половины XVII в.в Новоиерусалимском монастыре. Сделано предположение об их возможном использовании в качестве архитектурных вставок.

Новоиерусалимский монастырь, керамическое производство, архитектурная керамика, архитектурный декор, тарелки, "тарели", полива

Короткий адрес: https://sciup.org/14328277

IDR: 14328277

Текст научной статьи Заготовки архитектурных вставок-тарелок второй половины XVII в. из Новоиерусалимского монастыря

Среди материала, заполняющего керамический горн второй половины XVII в., находящийся в предградье Новоиерусалимского монастыря1, есть группа заготовок крупных керамических тарелок. Всего обнаружено девять тарелок разной степени сохранности с врезным орнаментом под поливу. К сожалению, целых экземпляров не найдено, не везде удалось даже реконструировать рисунок. Тем не менее зафиксировано несколько вариантов орнамента (рис. 1). Еще два фрагмента есть среди материала шурфов во внутренней части монастыря. И три готовых, покрытых поливой экземпляра найдено при работах в помещениях (рис. 2). Тарелки выполнены из красной глины с небольшим количеством песка в тесте. Донце плоское, ободок широкий со слегка утолщенным краем. Диаметр сосудов колеблется от 30,0 до 34,0 см. Полоски врезного орнамента довольно глубокие и широкие. Из трех готовых экземпляров один полихромный, найден среди развала изразцов Трапезных палат, полива разных цветов положена там по участкам, разделенным врезными линиями орнамента, – тарелка раскрашена по шаблону рисунка, сделанного на заготовке (рис. 2, 2 ). Сами линии врезки заполнены поливами темного и желтого цветов. Такая методика разделения полив называется «силезской».

Рис. 1. Заготовки керамических тарелок с врезным орнаментом

1–5 – прорисовки заготовок керамических тарелок с врезным орнаментом под поливу из заполнения горна

Рис. 2. Поливные тарелки с врезным подглазурным орнаментом

1, 1а, 1б – с бирюзовой поливой; 2 – с разноцветными поливами

Для бытового использования такие тарелки не очень удобны. Врезной орнамент на рабочей стороне будет забиваться остатками пищи, которые трудно вычистить. Даже в странах, где керамические тарелки использовались давно и прочно вошли в быт, таким способом они не украшались. Использовалась простая подглазурная или же надглазурная роспись. Если разноцветные поливы хотели разделить, использовали ровно противоположный метод – линии контура выкладывали более густой поливой, давали ей подсохнуть и затем уже заполняли получившийся рисунок поливами других (а иногда тех же) цветов. Скорее всего, тарелки предназначались для использования в качестве архитектурных вставок. Для западной архитектуры, особенно итальянской, это обычное дело ( Беляев , 2007. С. 133–140). В России примеров использования многоцветной посуды в качестве архитектурных вставок очень мало. Блюдами из Изника была декорирована церковь Троицы в Хорошеве 1597–1598 гг. постройки ( Баранова , 2011. С. 62–64) . Но там орнамент расписной. Поливными полихромными тарелками с врезными линиями орнамента и уже московского производства украшены кокошники Никольской церкви села Никольское-Урюпино 1664–1665 гг. постройки (Красногорский район Московской области) ( Маслих , 1983. № 114). Диаметр тарелок Никольской церкви – 27,0 см, что соответствует диаметру тарелок из Нового Иерусалима. При обжиге глина дает 10 %-ную усадку. Покрытые поливой заготовки после повторного обжига уменьшились бы в размере до 27,0–30,6 см, то есть до размера тарелок из Никольской церкви. Справедливости ради отметим, что и бытовые тарелки имеют примерно такие же размеры.

Трудно сказать, для какого сооружения предполагалось использовать тарелки из новоиерусалимского горна. В монастыре построек, подходящих для такого декора, нет. Можно предположить, что их делали на заказ. Рисунок орнамента новоиерусалимских тарелок более сложный и предназначен для большего количества цветов, нежели рисунок «тарелей» из Никольской церкви. Возможно, «тарели» из церкви села Николо-Урюпино послужили прообразом для заготовок из горна. К тому же заготовки датируются более поздним временем, 80-ми гг. XVII в. Вскоре после этого горн был разрушен, и продукция не дошла до заказчика. По крайней мере, нам не известен ни один архитектурный памятник, который был бы украшен этими тарелками. Да и стиль архитектуры к XVIII в. сильно меняется. Так что вполне возможно, что перед нами остатки незавершенного проекта.

Вернемся к оставшимся двум готовым экземплярам тарелок. Они одинаковые и покрыты одноцветной поливой бирюзового цвета (рис. 2, 1 ). При этом орнамент теряется, его трудно даже воспроизвести при прорисовке, приходится наклонять тарелку, используя косой свет, чтобы выявить отдельные элементы рисунка. Эти тарелки, по-видимому, использовались в быту. По крайней мере, найдены они были в материале жилых помещений. Возможно, не пригодившиеся заготовки решено было залить густой одноцветной поливой и использовать как обычные тарелки.

Список литературы Заготовки архитектурных вставок-тарелок второй половины XVII в. из Новоиерусалимского монастыря

  • Баранова С. И., 2011. Русский изразец: записки музейного хранителя. М.: МГОМЗ. 430 с.
  • Беляев Л. А., 2007. «Бачини»: бытовая глазурованная керамика в архитектуре поздневизантийского периода//РА. № 3. С. 133-140.
  • Маслих С. А., 1983. Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. М.: Изобразительное искусство. 28 с., 110 л.
Статья научная