Захват донскими и запорожскими казаками крепости Тамань в контексте русско-польской войны 1654-1667 гг
Автор: Шаповалов С.Н.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 1, 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию морского похода донских и запорожских казаков на владения Крымского ханства и Османской империи в период русско-польской войны 1654-1667 гг. Подробно рассмотрены действия казаков во время похода и причины захвата крепости Тамань в 1655 г. Исследованы последствия морского рейда казаков.
Донские казаки, запорожские казаки, крепость тамань, крым, невольники, ногайцы, русско-польская война, струг, черкесы
Короткий адрес: https://sciup.org/14940711
IDR: 14940711
Текст научной статьи Захват донскими и запорожскими казаками крепости Тамань в контексте русско-польской войны 1654-1667 гг
После начала русско-польской войны 1654–1667 гг. для южных окраин Российского государства возникла опасность разорения со стороны Крымского ханства. Пользуясь тем, что главное русское войско было рассредоточено на землях Великого Литовского княжества и Польского королевства, крымчаки планировали набеги на земли России. Для отвлечения крымских сил от южных границ государства и разъединения польских и татарских войск московское правительство практиковало организацию морских походов казаков на земли Крыма и Порты. Казаки не только получали различную добычу, но и отвлекали крымские, ногайские и черкесские военные силы от участия в боевых действиях на стороне польского короля.
Один из таких морских походов донских и запорожских казаков был совершен в июне 1655 г. Казачья флотилия вышла на 4-й день после Петрова дня на 43 стругах и отправилась в поход на Азовское море. Во главе донцов был атаман Павел Чесночихин, а запорожцев – Вергун (или Дергун) [1]. Общая численность казаков определяется лишь приблизительно. В расспросных речах атамана Кузьмы Дмитриева и казаков его станицы от 22 августа 1655 г. сведения о количестве участников весьма туманны и запутанны: «…в больших стругах по осьмидесяти человек, а в середних по семидесять и по штидесять человек, а меньших, в которых по пятидесять человек, только пошло два струга… а всего де Войска пошло тысечи три, а Черкас де пошло в том числе человек с семьсот…» [2].
Ю.П. Тушин определяет численность казачьего войска в 2 030 донских и 700 запорожских казаков, которые разместились на 34 стругах [3, с. 139]. Г.А. Санин по этому поводу приводит интересные данные, которые содержат сведения о числе казаков, полученные крымчаками: «Как всегда в подобных случаях, панические слухи поползли по Крыму, до русских посланников в Бахчисарае доходили совершенно неправдоподобные известия о выходе в море 50 и даже 60 стругов… на бахчисарайском базаре татары называли цифру 2 500 человек…» [4, с. 159]. О.Ю. Куц придерживается мнения, что в походе участвовало около 3 000 человек (включая 700 запорожцев), а по другим сведениям – 2 030 человек в 34 стругах (возможно исключая запорожских казаков) [5, с. 302]. В любом случае количество участвовавших в походе донских и запорожских казаков было вполне достаточным, для того чтобы сковать силы крымских татар, ногайцев и черкесов.
Из войсковой отписки от 10 ноября 1655 г. стали известны подробности морского похода казаков на Азовское море. Первоначально их флот расположился в гирле [6] на Таманской косе между крымскими городами Керчью и Таманью. Совершая оттуда нападения на отдельные населенные пункты Крыма и Тамани, казаки ловили татарских, ногайских и прочих языков. От них они получали информацию о планах крымского хана, темрюкских черкесов и ногайцев. Одно из сообщений имело большое значение. Казакам стало известно от пленников о том, что крымский хан и царевичи готовятся к походу в Польшу для участия в войне против России и Украины. Языки сообщили казакам и дату начала похода: «…а подъем де им будет июля же в 16 день со всею Крымскою ратью…» [7].
Получив сведения о скором походе крымского хана с войском на украинские и русские земли, казаки предприняли отвлекающий маневр: «…И мы… чтоб нам ему, крымскому хану, и царевичем, и Крымской рати в том подъеме и в походе их помешка учинить, пришедчи и осадили мы Крымского Тамань-город, и июля же, государь, в 15 день… Крымского хана Тамань-город, мы… взяли…» [8]. Г.А. Санин уточняет, что Тамань была захвачена в воскресенье [9, с. 159].
Из приведенного выше текста логично вытекает, что крепость Тамань не была захвачена казаками сразу, она пала лишь в результате осады и штурма. Сопротивление гарнизона и жителей Тамани было недолгим, возможно, оно длилось несколько дней. На эту мысль нас наводят следующие соображения. Казаки вышли в поход не ранее 6 июля, а захватили Тамань уже 15 числа этого же месяца. К этому моменту они находились в походе 9 дней. За это время казаки успели доплыть до Таманской косы и обосноваться на ней. По подсчетам И.В. Волкова, донцам только для того, чтобы добраться от Азова до Керченского пролива, требовалось 2–3 дня [10]. После казаки совершали рейды на крымские и, скорее всего, таманские селения [11]. Захватывая пленных, они добывали ценную информацию относительно планов крымского хана. Получив известие о скором походе крымчаков, казаки приняли решение атаковать Тамань. С учетом всех этих обстоятельств на длительную осаду у них просто не оставалось времени.
Во время осады и штурма Тамани казаки понесли небольшие потери. Атаман Павел Федоров сообщил в Москве: «…А их де Донских казаков, на том приступе и на бою убито всего с 30 человек…» [12]. На наш взгляд, объяснение этому факту нужно искать в следующих обстоятельствах. Во-первых, казачье войско было достаточно многочисленным. Даже по минимальной оценке в походе участвовало более 2 000 донцов и запорожцев. Для сопоставления отметим, что для захвата Азовской крепости, которая была более укрепленной и защищенной, хватило 4 400 казаков, осаждавших ее с апреля по июнь 1637 г. [13, с. 126]. Во-вторых, казаки обладали большим опытом в деле осады и захвата различных османских и крымских крепостей, а также отдельных городских поселений. В-третьих, причиной могла послужить слабая военная мощь Тамани. У нас нет точных данных относительно численности гарнизона крепости в 1655 г., но можно определить количество воинов приблизительно. Через 11 лет после захвата казаками Тамани ее осматривал во время своего путешествия Эвлия Челеби. Он сообщал, что в крепости располагалось 300 человек стражи [14, с. 45]. Весьма вероятно, что после захвата крепости казаками ее гарнизон был увеличен. На момент 1655 г., на наш взгляд, в Тамани могло размещаться около 200 или немногим больше воинов.
После захвата Тамани казаки проявили ожесточение по отношению к таманским жителям. Из сообщения атамана Кузьмы Дмитриева известно, что казаки: «…многих Крымских и Ногайских Татар, и Турок, и Черкес тутошних жильцов, мы порубили и в полон поимали. А в городе, государь, и на посаде дворы, и избы, и гумна, и сена, все мы пожгли и попустошили; и, запустоша, государь, город и посад…» [15]. По всей видимости, казаки порубили далеко не всех жителей Тамани и окрестных селений. В расспросных речах от 11 декабря 1655 г. в Москве донские казаки говорили о том, что взяли в плен и привезли в войско человек с 400 татар мужского и женского пола [16], «…в полон богато забрали» [17, с. 1100].
С падением Тамани морской рейд донских и запорожских казаков не закончился. Еще в течение нескольких недель, вплоть до 14 сентября, они продолжили пустошить крымские и таманские владения: «…из города мы… вышли и стояли на Таманской же косе в гирле против Керчи же. И, переходя по Азовскому и по Черному морю многое время, многие ж, государь, мы Крымские села и деревни разоряли и жгли, чтоб нам Крымскому хану и царевичам с ратными их людьми в том подъеме и в походе их помешка учинить; и стояли мы… сентября по четверто-янадесять число…» [18]. Как писал М. Грушевский, «…Донские козаки приходили на Керч, приступали пид мисто и гаробили богато шкоди…» [19, с. 1100].
Поэтому, как отмечает Ю.П. Тушин, «…крымские татары так и не смогли покинуть полуостров и участвовать в летней кампании против русских войск и казаков Хмельницкого» [20, с. 139]. Об этом же говорили в Москве донские казаки: «…Крымской хан, и царевичи, и Крымская рать вся была дома в Крыму…» [21].
Казакам удалось не только предупредить поход крымчаков, но и вызволить из плена больше сотни человек (русских и жителей украинских городов). В Тамани они освободили от рабства и привезли с собой на Дон 130 человек мужского и женского пола. Из них 95 человек мужчин и женщин с детьми было отправлено казаками в Киев вместе с провожатыми. Их должны были доставить к полтавскому полковнику. Остальных 35 человек (также мужского и женского пола)
отправили в Царицын, Воронеж и в другие города. Казаки также сообщали, что «…и одежду им, и запас мы все свое ж войсковое дали…» [22].
Основываясь на приведенных фактах, отметим, что морской поход 1655 г. донских и запорожских казаков на крепость Тамань и крымские земли оказался успешным. Но московское правительство не позволило казакам продолжить рейды против Крыма. В царской грамоте от 15 февраля 1656 г. Войску Донскому прямо указывалось: «…А на море б вы без нашего государ-ского указу не ходили и с Крымцы и с Азовцы задоров никаких не чинили…» [23]. По всей видимости, донские казаки выполнили распоряжение царя и не совершали морских нападений на земли Крымского ханства. По данным О.Ю. Куца, в 1656 г. «…походов на море не было» [24, с. 302]. Не было их и в последующие годы, по крайней мере на земли Тамани.
Ссылки и примечания:
-
1. Донские дела. Кн. 5. Петроград, 1917. Стб. 27.
-
2. Там же.
-
3. Тушин Ю.П. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Черных морях (XVII в.). М., 1978.
-
4. Санин Г.А. Отношения России и Украины с Крымским ханством в середине XVII века. М., 1987.
-
5. Куц О.Ю. Донское казачество в период взятия Азова до выступления С. Разина (1637–1667). СПб., 2009.
-
6. Гирло – местное название рукавов или проток, образующих дельты больших рек, впадающих в Черное и Азовское море; протока, соединяющая лагуну с морем. Подробнее см.: Военно-морской словарь. М., 1990. С. 105.
-
7. Донские дела. Стб. 45.
-
8. Там же. Стб. 46.
-
9. Санин Г.А. Указ. соч. С. 159.
-
10. Волков И.В. Еще раз об Адахунском сражении казачьего флота в 1638 г. [Электронный ресурс]. URL: http://an-
nales.info/rus/kazak/adahun.htm (дата обращения: 27.10.2015).
-
11. Г.А. Санин отмечает, что казаки в течение 10 дней «блокировали Керченский пролив, наводя страх на Керчь и
- Тамань, разоряя близлежащие деревни». См.: Санин Г.А. Указ. соч. С. 159.
-
12. Донские дела. Стб. 53.
-
13. Тушин Ю.П. Указ. соч. С. 126.
-
14. Челеби Э. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Перевод и комментарии. Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М., 1979.
-
15. Донские дела. Стб. 46.
-
16. Там же. Стб. 534.
-
17. Грушевский М. История Украины-Руси. Нью-Йорк, 1957. Т. 9, кн. 2.
-
18. Донские дела. Стб. 46.
-
19. Грушевский М. Указ. соч. С. 1100.
-
20. Тушин Ю.П. Указ. соч. С. 139.
-
21. Донские дела. Стб. 47.
-
22. Там же. Стб. 48.
-
23. Там же. Стб. 103.
-
24. Куц О.Ю. Указ. соч. С. 302.
Список литературы Захват донскими и запорожскими казаками крепости Тамань в контексте русско-польской войны 1654-1667 гг
- Донские дела. Кн. 5. Петроград, 1917. Стб. 27
- Тушин Ю.П. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Черных морях (XVII в.). М., 1978.
- Санин Г.А. Отношения России и Украины с Крымским ханством в середине XVII века. М., 1987.
- Куц О.Ю. Донское казачество в период взятия Азова до выступления С. Разина (1637-1667). СПб., 2009.
- Гирло -местное название рукавов или проток, образующих дельты больших рек, впадающих в Черное и Азовское море; протока, соединяющая лагуну с морем. Подробнее см.: Военно-морской словарь. М., 1990. С. 105.
- Санин Г.А. Указ. соч. С. 159.
- Волков И.В. Еще раз об Адахунском сражении казачьего флота в 1638 г. . URL: http://annales.info/rus/kazak/adahun.htm (дата обращения: 27.10.2015).
- Г.А. Санин отмечает, что казаки в течение 10 дней «блокировали Керченский пролив, наводя страх на Керчь и Тамань, разоряя близлежащие деревни». См.: Санин Г.А. Указ. соч. С. 159.
- Тушин Ю.П. Указ. соч. С. 126.
- Челеби Э. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Перевод и комментарии. Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М., 1979.
- Грушевский М. История Украины-Руси. Нью-Йорк, 1957. Т. 9, кн. 2.
- Грушевский М. Указ. соч. С. 1100.
- Тушин Ю.П. Указ. соч. С. 139.
- Куц О.Ю. Указ. соч. С. 302.