Заяц в традиционных представлениях и обрядах бурят
Автор: Бадмаев А.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: т.XXVI, 2020 года.
Бесплатный доступ
Образ зайца является одним из значимых и распространенных культурных символов в Евразии. В бурятской этнографии данный зооморфный образ остается пока еще малоисследованным. Целью настоящей работы является характеристика зайца в традиционных представлениях и обрядности бурят. Задачи исследования следующие: дать общую характеристику зайца в воззрениях бурят и выявить образ зайца в мифологических воззрениях и обрядности бурят. Источниками для работы послужили лингвистические, фольклорные и этнографические материалы. Основным методом исследования явился структурно-семиотический метод, предусматривающий выделение символики зайца. Выяснено, что в мифологических представлениях бурят образ зайца был полисемантичным и имел амбивалентную коннотацию. Заяц наделялся космогонической, солярно-лунарной, небесной, метеорологической, огненной символикой, а также являлся знаком обновления Земли. Кроме того, с ним связывались идея оборотничества, мотивы души и пересечения пути. Выделено, что в бурятском фольклоре заяц был олицетворением трусости, имел мужское начало. Определено, что заяц рассматривался как медиатор между мирами, поэтому он был включен в шаманскую обрядность. Выявлено, что семантика заячьего фетиша претерпела некоторую трансформацию от роли покровителя охотников и воинов до оберега младенцев. Выяснено, что в шаманских ритуалах образ этого животного наделяли особой сакралъностъю: заяц почитался как родовой тотем шаманов; признавалось его первенство среди зооморфных образов духов-помощников шамана; считалось, что он будто бы мог шаманить; его воспринимали как транспорт шамана в иные миры. Мифологические представления бурят о зайце находят параллели в мировоззрении некоторых других народов Евразии (монголов, южносибирских тюрков, русских), что указывает на универсальные и типологические явления в бурятском представленческом комплексе об этом животном.
Буряты, традиционное мировоззрение, заяц, фольклор, обрядность
Короткий адрес: https://sciup.org/145145666
IDR: 145145666 | DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.723-729
Список литературы Заяц в традиционных представлениях и обрядах бурят
- Байкал: природа и люди: энцикл. справ. / под ред. А.К. Тулохонова. - Улан-Удэ: ЭКОС: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - 608 с.
- Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. - Ч. I. -376 с.
- Большой академический монгольско-русский словарь / под ред. Г.Ц. Пурбеева. - М.: Academia, 20012002. - 2198 с.
- Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь / под ред. Л.Д. Шагдарова, К.М. Черемисова: в 2 т. - Улан -Удэ: Республиканская тип., 2010. - Т. I. - 636 с.; Т. II. -708 с.
- Бурятские волшебные сказки / сост. Е В. Баранникова, С.С. Бардаханова, В.Ш. Гунгаров. - Новосибирск: Наука, 1993. - 341 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 5).
- Бурятские народные сказки / сост. Б. Дугаров. -Улан-Удэ: Республиканская тип., 2002. - 456 с.
- Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. -Новосибирск: Наука, 1987. - 115 с.
- Гомбоев Г. О древних монгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано Карпини // Тр. ВОИРАО. -1859. - Ч. 4, вып. 1. - С. 236-256.
- Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. - М.: Индрик, 1997. - 912 с.
- Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. - Новосибирск: Наука, 1991. - 175 с.
- Жамцарано Ц.Ж. Путевые дневники 1903-1907 гг. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 382 с. 12.Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - 436 с. - (Тр. ИААЭ; т. XIV: Этнографическая серия, вып. 3).
- Калмыцко-русский словарь / под ред. И.К. Илишкина. - М.: Русский язык, 1977. - 768 с.
- Краткий дагурско-русский словарь / сост. Г. Тумурдэй, Б.Д. Цыбенов. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. - 236 с.
- Материалы для изучения бурятской народной словесности и языка // Изв. ВСОИРГО. - 1911. - Т. 42. -С. 111-136.
- Митрошкина А.Г. Бурятская антропонимия. - Новосибирск: Наука, 1987. - 222 с. 17.Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - Ч. 1. -156 с.
- Оньвон угэнууд, таабаринууд / сост. Д. Мадасон. - Улан-Удэ: Буряад-монголой номой хэблэл, 1956. -40 с. (на бурят. яз.)
- Осокин Г.М. На границе Монголии: Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. - СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1906. - 304 с.
- Поппе Н.Н. Монгольский словарь Мукаддимат Ал-Адаб. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. - 566 с. - (Тр. ИВ АН СССР; т. XIV).
- Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. -СПб., 1881. - 425 с.
- Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. -СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1883. - 1026 с.
- Сказания бурят, записанные разными собирателями // Зап. ВСОИРГО. - 1890. - Т. 1, вып. 2. - 160 с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка; в 4 т. - М.: Прогресс, 1987. - Т. 4. - 864 с.
- Фольклор Курумчинской долины / сост., предисл. и коммент. С.С. Бардахановой. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 136 с.
- Хангалов М.Н. Собр. соч. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. - Т. I. - 551 с.; 1959. - Т. II. - 444 с.; 1960. - Т. III. - 421 с.