«Закат Европы» и «Новое Средневековье»: по следам осмысления истории О. Шпенглером и П. А. Флоренским

Автор: Павлюченков Н.Н.

Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald

Рубрика: История философии

Статья в выпуске: 1 (16), 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье сопоставляются два различных взгляда на причину и характер кризиса современной цивилизации, который проявил себя в начале ХХ в. Отмечается, что концепция наступления «Нового Средневековья», фактически, представляет собой альтернативу теории смены культурно-исторических типов О. Шпенглера. Но достаточно широко известна она только в варианте философско-исторических размышлений Н. А. Бердяева, тогда как аналогичные представления священника Павла Флоренского до сих пор, за редчайшими исключениями, не вызывали у исследователей серьезного интереса. В статье отмечается, что Флоренский сходится со Шпенглером в фиксации признаков разрушения основ западноевропейской культуры, но предлагает иную, чем у Шпенглера, трактовку причин такого распада. Если Шпенглер ставит человеческую историю в полную зависимость от господствующего в природе закона последовательного движения от рождения к смерти, то Флоренский говорит о смене исторических эпох как следствии процессов в человеческом естестве. Они, по Флоренскому, носят бессознательный характер, как и природные циклы в теории Шпенглера, но, в отличие от последних, имеют вполне определенный смысл. Концепция «Нового Средневековья» Флоренского непосредственно связана с его «Философией культа» и раскрывает движение человечества к состоянию внутренней гармонии, при которой достигается идеал богоподобия.

Еще

Европа, культура, цивилизация, христианство, история, средневековье, человечество

Короткий адрес: https://sciup.org/140305453

IDR: 140305453   |   DOI: 10.47132/2588-0276_2024_1_131

Список литературы «Закат Европы» и «Новое Средневековье»: по следам осмысления истории О. Шпенглером и П. А. Флоренским

  • Н. А. Бердяев: pro et contra: Антология. СПб.: РХГА, 1994. 573 с.
  • Бердяев Н. А. Предсмертные мысли Фауста // Освальд Шпенглер и Закат Европы / Н. А. Бердяев, Я. М. Букшпан, Ф. А. Степун, С. Л. Франк. М.: Берег, 1922. С. 55–72.
  • Бердяев Н. А. Самопознание. Русская идея. М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. 604 с.
  • Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое Средневековье / Сост. и коммент. В. В. Салова. М.: Канон, 2002. 448 с.
  • Бердяев Н. А. Философия неравенства / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 624 с.
  • Библиографический справочник. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского / Сост. игумен Андроник (Трубачев). С. Посад: Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского, 2015. 1055 с.
  • Драч Г. В. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 3–35.
  • Новалис. Христианство или Европа // Arbor Mundi. 1994. № 3. С. 151–164.
  • Освальд Шпенглер и Закат Европы / Н. А. Бердяев, Я. М. Букшпан, Ф. А. Степун, С. Л. Франк. М.: Берег, 1922. 95 с.
  • Половинкин С. М. «Новое Средневековье» священника Павла Флоренского // Россия XXI. 2009. № 6. С. 166–189.
  • Свасьян К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993. С. 5–122.
  • Флоренский П., свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание / сост.: игумен Андроник (Трубачев), М. С. Трубачева, Т. В. Флоренская, П. В. Флоренский / предисл. и коммент. игумена Андроника (Трубачева). М.: Московский рабочий, 1992. 560 с.
  • Флоренский П., свящ. Знамения эпохи // Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. Т. 3 (2). М.: Мысль, 2000. С. 362–368.
  • Флоренский П., свящ. Итоги // Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. Т. 3 (1). М.: Мысль, 2000. С. 364–372.
  • Флоренский П., свящ. Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания // Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. Т. 3 (2). М.: Мысль, 2000. С. 386–488.
  • Флоренский П., свящ. Обратная перспектива // Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. Т. 3 (1). М.: Мысль, 2000. С. 46–103.
  • Флоренский П., свящ. Об онтологичности. К лекциям // Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. Т. 3 (2). М.: Мысль, 2000. С. 368–383.
  • Флоренский П., свящ. Первые шаги философии // Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 61–130.
  • Флоренский П., свящ. Около Хомякова // Флоренский П., свящ. Соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 278–336.
  • Флоренский П., свящ. Священное переименование. Изменение имен как внешний знак перемен в религиозном сознании. М.: Изд-во храма св. мц. Татианы, 2006. 360 с.
  • Флоренский П. А. Соч.. Т. 1 (1). Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990. 491 с.
  • Флоренский П., свящ. Собр. соч. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) М.: Мысль, 2004. 686 с.
  • Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс: Вильнюсское православное епархиальное управление, 1991.
  • Хагемейстер М. «Новое Средневековье» Павла Флоренского / Пер. Н. Бонецкой // Звезда. 2006. № 11. С. 131–144.
  • Хондзинский П., прот., Павлюченков Н. Н., Медоваров М. В., Гаврилов И. Б. Религиозно-философское наследие священника Павла Флоренского (1882–1937): pro et contra. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет». К 140‑летию со дня рождения и 85‑летию со дня трагической кончины выдающегося русского мыслителя // Русско-Византийский вестник. 2023. № 1 (12). С. 24–50.
  • Шпенглер О. Закат Европы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 640 с.
  • Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. 1994. № 4. С. 258–267.
Еще
Статья научная