Заметки о собакитах
Автор: Махлаев Л., Рябинкина Н.
Журнал: Вестник геонаук @vestnik-geo
Статья в выпуске: 1 (133), 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/149128003
IDR: 149128003
Текст статьи Заметки о собакитах
Покой и мир найти — одним ударом
Булыгой кварца...
В висок иль по затылку.
Hо кто меня уверит, будто там все кончится.
С какою совестью предстану я пред Ним, Которому вложил Он разумение и случай,
Что б подорвать последний может быть тот камень,
Который держит пирамиду зла?
И как решусь обречь родных на вечные печали
И как решусь оставить здесь тебя, моя Ундина, О нимфа...
Д. г.-м. н. fi. Ткачев Продолжение следует…



ЗАМЕТКИ О СОБАКИТАХ
Идет геолог в маршруте, отбирает образцы и передает их рабочему для маркировки — тот приклеивает на камни кусочки лейкопластыря, на которых пишет номер образца. Когда пластырь отрывается и пропадает, геолог гневно вопрошает: «Да что же это за образец?!» Рабочий рапортует: «А пес его знает!» Так в журнале регистрации образцов появляется запись: «Обр. N? — собакит...».
Что такое «собакит», знает, конечно, каждый геолог, но все же слово это нельзя признать удачным. Имеется в виду камень, который как бы «нe пpoпиcaн», (или «нe пpипиcaн»?), cлoвoм — не узаконен. А потому пригоден он лишь на то, чтоб выкинуть его ко всем псам, то есть — собакам. Только, вот, рекомендациям этим следует наш брат-геолог далеко не всегда. Во-первых, собак жалко: за что же в них-то, бедненьких, камнями швыряться? А во-вторых, у каждого из нас есть дома небольшая личная коллекция, немалую часть которой составляют типичные собакиты — образцы без привязки, а мы их не только не выбрасываем, а бережем, лелеем… Порой это память о дорогом человеке, порой о каком-то событии, но чаще всeго — это просто красивый камень.
Собакиты обычно красивее нормальных образцов, много красивее! Почему? Это объяснил более полувека назад великий Ферсман, утверждавший, что он предпочитает работать не с минералами в коренном залегании, а с теми их образцами, которые освобождены естественным путем из своих коренных уз и валяются ныне в свалах у подножья скал. Они не отбиты молотком или зубилом, а нежно извлечены самой природой с сохранением типичных форм, включая и самые информативные дефекты облика, которые так много говорят специалисту-минeрaлогу! Может, это и причуды академика, но и в самом деле — самые красивые кристаллы я находил всегда в осыпях или в отвалах. А поскольку камней, которые были бы уж совсем безадресными, не существует вообще, то с этими самыми собакитами приключаются порой самые невероятные истории, вплоть до открытия с их помощью месторождений и целых промысловых провинций.
Вот в 30-х годах прошлого века молодой ленинградский геолог Г. Г. Mоор подобрал на береговой косе Котуя красивую гальку с зелеными и красными минepaлaми — пиропом и хромдиопсидом. Типичный собакит. Показал он этот камешек и еще несколько похожих котуйских галек B. С. Соболеву — тогда всeго лишь ассистенту, ставшему впоследствии знаменитым академиком. Владимир Степанович определил эти породы как лимбургиты и грикваиты, тесно ассоциирующиеся в fiжной Африке с кимберлитами. В итоге в 1940 году появилась статья в журнале «Проблемы Арктики», в которой впервые была сформулирована задача поисков алмазов на севере Сибири. Чем это кончилось — вы сами знаете. Теперь на долю Сибири приходится почти 20 % ми- ровой добычи этого драгоценного минерала. Найдены были трубки и в бассейне Котуя, и первую из них нашел я, нашел через 21 год после опубликования той статьи.
Там же в Сибири имела место, почти в то же врeмя, и совсем уж забавная «собакитовая» история. Произошла она в 1960 году. Незадолго до того Никита Сергеевич Хрущев полностью рaссорился с Председателем Maо. Одним из последствий этой ссоры было прекращение поставок из Китая в СССР разных видов стратегического сырья, в том числе и исландского шпата, который был необходим для изготовления некоторых видов военной оптики. Весной 1960 года в Институт гeологии Арктики (НИИГА) приехал начальник соответствующего главка Mингeо и настоятельно потребовал сделать все возможное и невозможное, чтобы срочно найти новые месторождения исландского шпата, помимо тех, что уже разрабатывались в Центральной Эвенкии. Задача была яснa, но не было надежных зацепок. И тут один из знатоков гeологии севера Сибири А. И. Иванов сказал, что у нeго есть дома кусочек чистейшего исландского шпата — спайный выколок величиной со спичечный коробок, подобранный eго женой Н. З. Евзиковой за несколько лет до того на водоразделе рек Кочечумо и Bоеволихан на лиственничном пеньке. Кто eго положил на этот пенек — не известно, но явно не геолог. Это мог быть охотник, или лесовод, или топограф, который обратил внимание на красивый камень. A гeолог нашел eго там. История была явно не серьезная, но шпат был нужен, а других оснований для определения района поисков — не было. Деньги были выделены, и пришлось Андрею Ивановичу возглавить эту поисковую группу. И что бы вы думали? В первый же год «…Были выявлены шпатоносные участки с содержанием кондиционного оптического материала» (Иванов А. И. Информационный сборник НИИГА. 1961. Вып. 26.).
Так что берегите ваши красивые собакиты. Никто не знает, когда пробьет их час, и пробьет ли, но пути собаки — неведомы! Все может быть. А если и ничего не будет, вы все равно останетесь в выигрыше, поскольку ваш любимый красивый камень — вот он, на полочке! И вы всегда можете им полюбоваться, а можете и рассказать какую-нибудь затейливую историю своим детям, внукам или просто друзьям. И не так уж важно, где там правда, а где вымысел, хотя истории, рассказанные мною, имеют строгое и вполне четкое документальное подтверждение в форме упомянутых научных статей.
Д. г.-м. н. Л. Maхлaев * * *
В 2003 году мы обдумывали, как провести отпуск. Куда именно ехать — этот вопрос встал перед нами. Мы решили убить двух зайцев: провести отпуск у моря и побывать на Бзыбском углeпроявлении гагата — очень своеобразного 25

угля, из которого раньше делали различные поделки. Мы даже специально скопировали карту Бзыбского углепрояв-ления из «Атласа углей Кавказа». И вот в сентябре 2003 года мы поехали в Абхазию. Долетели до Адлера и с многочисленными пересадками добрались до Гагр, остановились в частном секторе, в 10 км от месторождения. До Бзыбского углепроявления мы так и не добрались из-за жаркой погоды и того факта, что мы находились уже за пределами России. Но море само подарило нам образцы углей, правда неизвестного месторождения. После дождей и небольшого шторма к нашим ногам море выбросило несколько кусочков углей. Мы прошли далеко по берегу, но ничего подобного больше не обнаружили. Ни одна котельная в городе не работала уже более 10 лет, т. е. угли могла вынести только река. Вот такой подарок — собакит мы привезли с моря!
К. г.-м. н. С. Рябинкин
* * *
С «потерянными для работы» образцами сталкиваются все геологи, но вот обратное случается реже. На геолфаке МГУ долгое время существовала зимняя дополнительная практи- ка. Так в одной из них и посчастливилось мне принять участие. Маршрут на Кольский полуостров пролегал через Ленинград, Чупу (Карелия) до Ревды. Нас возили на рудники, обогатительные фабрики и, конечно же, дали возможность самим, несмотря на сильные морозы и полярную ночь, собрать образцы в знаменитых Хибинах. Рюкзаки были тяжелые и поэтому образцы — маленькие. Дома я разложила свою драгоценную коллекцию и с гордостью показала ее родителям. Им было совсем не понятно, зачем в каникулы ездить так «мучаться». Рассматривая мои камушки, мама вдруг сказала: «Доченька, ведь такое можно и здесь найти». В ее глазах было полное недоумение. А я пыталась рассказать ей о всей важности моих образцов. Начались занятия, я и забыла о нашем разговоре. Приехав домой в выходные, я обнаружила на кухне большой камень (20 см), который мама нашла в огороде и прижимала им квашеную капусту. Это был кианитовый сланец, принесенный четвертичным ледником, точно такой же как привезла и я, но значительно большего размера. Мама была, как всегда, права. Хибины сами дошли до Москвы.
К. г.-м. н. Н. Рябинкина
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ CEMИНАР-2005
Работа геологического семинара в 2005 г. проходила в привычном графике. Всего прошло 20 заседаний, где прозвучало 24 доклада. В каждом из заседаний принимало участие от 25 до 50 человек. Год был урожайным на представление материалов кандидатских и докторских работ. За этот период прозвучало пять докладов по материалам будущих диссертаций, которые впоследствии были успешно защищены. Среди них докторская диссертация О. П. Тельновой «Палиностратиграфические рубежи в девоне (Тимано-Пе-чорская провинция)», кандидатские работы В. fi. Лукина «Табуляты верхнего силура и девона севера Урала и Тимана», Р. В. Хипели «Закономерности формирования палеозойских органогенных построек и связанные с ними резервуаров на юге Хорейверской впадины», К. В. Куликовой «Плутонические габброиды Полярного Урала».
Информация о проходящих конференциях и симпозиумах дается регулярно и подробно. Многие участники совещаний на геологическом семинаре делают доклады, с которыми выступали на симпозиумах. Так, большой интерес вызвали доклад А. И. Антошкиной о проблемах карбонатого осадконакопления, рассмотренных в рамках 32 геологического конгресса во Флоренции, докладов Д. Н. Ремизова и В. В. Удоратина по оценке событий в fiго-Восточной Азии 26 декабря 2004 г. (геологическая интерпретация цунами) и серия обзорных сообщений 26
О. В. Удоратиной о конференциях по проблемам тектоники, магматизма и металлогении, прошедших в Дели, Ташкенте и Владивостоке. Наряду с научными проблемами Оксана Владимировна в красочной форме рассказала и о самобытных национальных особенностях Индии и Узбекистана.
В начале апреля 2005 г., когда в Институте геологии работала комиссия РАН, на заседаниях Геологического семинара прозвучали интереснейшие доклады членов комиссии: академика РАН А. Э. Конторовича «Состояние и перспективы нефтегазового комплекса России» и «Эволюция нафтидообразо-вания», чл.-кор. РАН В. Н. Пучкова «Геодинамическое развитие Магнитогорской островной дуги», В. Н. Анфи-логова «Дифференциация вещества на раннем этапе формирования Земли» и А. В. Каныгина «Геологические условия эволюции жизни: новые факты, концепции».
Кроме докладов именитых гостей и опытных геологов на семинаре обсуждаются материалы молодых специалистов, рассматриваются результаты полевых работ аспирантов. Это, несомненно, помогает молодым ученым уточнить поставленные перед нами цели, а вопросы старших коллег заставляют обратить внимание на возможные новые пути решения научных проблем. Надеемся, что текущий год будет не менее интересным и плодотворным. Рук. семинара д. г.-м. н. А. Пыстин, секретарь к. г.-м. н. Н. Рябинкина
Ош Всей души поздрй6л9ел\

Галину Африкановну А^иСИМОВУ с юрцлеет! Шеляел\ сгостья здоровья, удаги, успехов!
Фрузьэ, коллеги