Занятость лиц пенсионного возраста: спрос и предложение на рынке труда России

Автор: Чистова Е.В.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 10-2 (56), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается занятость на российском рынке труда в контексте реализации политики активного долголетия. Результаты представленного исследования являются своего рода попыткой ответить на два актуальных на сегодняшний день вопроса. Во-первых, насколько рынок труда заинтересован в лицах пожилого возраста, а, во-вторых, имеет ли он возможности увеличить численности работников за счет них. В статье представлен обзор социологических исследований факторов и стимулов занятости лиц, достигших пенсионного возраста. На основе данного обзора сформулирована схема формирования трудовой активности лиц пенсионного возраста с учетом влияния спроса и предложения на рынке труда, а также реализации государственных мер по стимулировании занятости пенсионеров. Для ответа на поставленные вопросы в исследовании разработан подход, предполагающий выявление характера и силы взаимосвязей между уровнем занятости населения пенсионного возраста и ее факторами на основе построения корреляционных матриц.

Еще

Занятость, активное долголетие, пенсионеры, рынок труда, спрос, предложение

Короткий адрес: https://sciup.org/170189833

IDR: 170189833   |   DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11280

Текст научной статьи Занятость лиц пенсионного возраста: спрос и предложение на рынке труда России

В настоящее время разрабатываемые государственные меры по повышению уровня жизни пожилых людей основываются на новом подходе, заключающемся в ориентации не столько на обеспечение различных механизмов социальной защиты, сколько на стимулирование развития и использования потенциала лиц старших возрастов. Так, в рамках «новой пенсионной формулы» заложено поощрение более поздних сроков выхода на пенсию, утвержденная в 2016 г. «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» следует политике активного долголетия, а с 2019 г. повышен возраст выхода на пенсию для мужчин до 65 лет и для женщин – до 63 лет. Считается [1], что реализация стратегии активного старения является эффективным инструментом для решения текущих и будущих проблем в области благосостояния, связанных со старением населения. Как показывают исследования [2], в нашей стране определенная доля старших возрастных когорт сохраняет ре- сурсный потенциал, в т.ч. здоровье, высокий уровень образования, значительный интеллект, потребность продолжать трудовую деятельность, участвовать в общественных делах. Тем более, что трудовая активность пенсионеров – явление в России не новое. Однако многие эксперты высказывают опасения, что возрастные работники могут столкнуться с проблемами на рынке труда и при поиске новой работы, и при сохранении текущего рабочего места [3]. Анализ возрастной дискриминации [4] показал, что шансы на трудоустройство в возрасте 29 лет в 1,8-2,5 раза выше, чем в возрасте 48 лет. Поэтому изменение границ трудоспособности в России ставит перед рынком труда новые задачи, связанные с качеством этой рабочей силы и потребности рынка труда в ней. В ходе решения этих задач нужно будет ответить на два вопроса. Во-первых, насколько рынок труда заинтересован в лицах пожилого (в т.ч. пенсионного) возраста, а, во-вторых, имеет ли он возможности увеличить численности работников за счет них.

Как правило, анализ занятости лиц старшего поколения проводят по данным социологических исследований, в ходе которых выявляются такие аспекты, как масштаб трудовой активности и ее факторы. По итогам Комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом [5], доля работающих пенсионеров в 2016 г. составила 23,1% от общей численности опрошенных пенсионеров, по данным опроса Центра изучения пенсионной реформы [6] эта доля была выше (35%). Ожидается, что в перспективах данная возрастная категория работников будет расширяться. Согласно полученным данным опроса ВЦИОМ (ноябрь 2015 г.), более трети (37%) опрошенных, не находящихся на пенсии в момент обследования, собираются работать после выхода на пенсию [7]. Опрос исследовательского холдинга Ромир (май 2016 г.) показал, что почти две трети респондентов (62%) не планируют прерывать свою трудовую деятельность [8].

Вовлечение пенсионеров в трудовую деятельность, как выявили многочисленные обследования населения, носит скорее вынужденный характер. Согласно опросу ВЦИОМ [7], занятость пенсионеров россияне объясняют прежде всего недостаточным объемом пенсионных выплат, причем за 25 лет солидарных с этим мнением стало в 1,5 раза больше (с 49% в 1990 г. до 75% в 2015 г.). Более ранние исследования указывают аналогичную причину трудовой активности пенсионеров. Данные Первой пилотной волны регулярного общенационального репрезентативного обследования населения по изучению демографического, социального и экономического поведения «Человек, семья, общество», проведенного в 2013 г. Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС [9], также выявили среди основного фактора нежелание терять заработок (46%). И данные опроса жителей Новосибирской области «Человеческий потенциал Сибири: ресурсы и риски развития», проведенного летом 2010 г. [10], свидетельствуют, что приоритетным мо- тивом продолжить работать после выхода на пенсию является низкий уровень пенсионного обеспечения, его указала половина респондентов (51,9%).

Однако не только материальные стимулы становятся причинами продолжать работу после выхода на пенсию, выделяют также потребность в общении, желание приносить пользу обществу, востребованность и включенность в социальные и профессиональные отношения [7, 9, 1112]. Как отмечают в своем исследовании Григорьева И.А., Бершадская Л.А. и Дмитриева А.В. [13], для многих не менее важно сохранить достигнутый к зрелому возрасту социальный статус, из которого следуют как уважение окружающих, так и уровень заработной платы.

Люди часто выбирают оформить пенсию и продолжают работать, как и раньше, когда есть возможность получать пенсию и продолжать работать [14]. Причинами же прекращения работы по достижению пенсионного возраста являются нездоровье и усталость, поскольку именно они предопределяют возможности пожилого человека трудиться. Чем лучше состояние здоровья человека, тем при прочих равных условиях выше уровень экономической активности [15]. Опрос российского населения, проведенный в 2013 г. Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС [9, 16], показал, что 40% лиц, прекративших работу после оформления пенсии, главной причиной такого решения назвали обострение проблем со здоровьем, 22% - накопившуюся психологическую усталость, 16% - физическую усталость. Кроме того, 10% были вынуждены уйти по инициативе работодателя и не смогли найти другую работу.

Помимо отмеченных факторов, на решение пенсионеров о возможности или невозможности продолжения трудовой деятельности влияют и особенности рынка труда. Согласно результатам «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» [16], более высокий уровень занятости наблюдается среди пенсионеров, проживающих на городских территориях. Исследование Черкашиной Т.Ю. [10] по данным того же мониторинга показало, что именно здесь рынок труда позволяет диверсифицировать пенсионные переходы, тогда как на селе большинство пожилых прекращает занятость (в 2009 г. из сельских пенсионеров с пенсионным стажем не более шести лет не работали 63%) из-за отсутствия спроса со стороны локального (преимущественного сельского) рынка труда. Реализация возможности работать в городах – это результат слабой конкуренции за рабочие места в отдельных отраслях экономики (преимущественно в социальная сфера, ВПК, ЖКХ, наука), где сосредоточена высокая доля возрастных работников.

Таким образом, как показал обзор социологических исследований, уровень за- нятости пенсионеров в первую очередь формируется под воздействием предложения на рынке труда (рис. 1). Пенсионеры, продолжающие работать после выхода на пенсию, обосновывают такую трудовую стратегию преимущественно с позиции персональных потребностей и возможностей [10]. Предложение труда, с одной стороны, определяется уровнем пенсионного обеспечение, с другой стороны, ограничивается состоянием здоровья пенсионеров. Можно сказать, что текущий уровень пенсий позволяет выходить с рынка труда после наступления пенсионного возраста только у тех индивидов, чей уровень здоровья уже не позволяет продолжать работать [21].

Рис. 1. Формирование трудовой активности лиц пенсионного возраста

Спрос же на труд старшего поколения в меньшей степени определяет их занятость на рынке труда. Трудовая активность лиц пенсионного возраста в исследованиях [22-23] рассматривается как инструмент смягчения ожидаемого дефицита рабочей силы, размеры которого, по оценкам Ивановой М., Балаева А. и Гурвич Е. [22], к 2030 г. достигнут 3,8 млн человек. В то же время в ряде работ [24-26] подчеркивается, что на рынке труда работоспособностью и конкурентоспособность работников пенсионного возраста крайне низка, поэтому для обеспечения эффективного использования их труда потребуются дополнительные меры и инвестиции. Такой подход к трудовой активности пенсионеров прово- цирует возрастную дискриминацию [3-4] и снижает спрос на их труд.

Кроме того, в последнее время государственная политика способствует формированию трудовой активности лиц пенсионного возраста («новая пенсионная формула», введение уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу и необоснованное увольнение работников в предпенсионном возрасте, организация переобучения, помощь в трудоустройстве и пр.). Также широко распространенная система досрочных пенсий создает дополнительные стимулы к более позднему выходу с рынка труда для пожилых.

В соответствие с представленной на рисунке 1 схемой формирования трудовой активности лиц пенсионного возраста по- добраны показатели факторов предложе- уровнем занятости пенсионеров на основе ния и спроса (табл. 1) для выявлены харак-   построения корреляционных матриц.

тер и сила взаимосвязей между ними и

Таблица 1. Показатели, описывающие формирование трудовой активности лиц пенсионного возраста

Фактор трудовой активности лиц пенсионного возраста

Показатель

Факторы предложения

Уровень пенсионного обеспечения

Соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера, ед.

Коэффициент замещения1 ) , ед.

Состояние здоровья лиц пенсионного возраста

Общая заболеваемость населения старше трудоспособного возраста, зарегистрировано заболеваний на 100 000 соответствующего населения

Факторы спроса

Дефицит рабочей силы и напряженность на рынке труда

Уровень безработицы (по методологии МОТ), %

Коэффициент напряженности на рынке труда2 ) , ед.

Эйджизм

Средний возраст занятого населения, лет

Примечание :

1) соотношение среднего размера назначенных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной плата работников организаций.

21 отношение среднегодовой численности безработных (по методологии МОТ) к среднегодовому числу вакансий, сообщенных работодателями в органы службы занятости населения.

Источниками информации являются статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России.

Занятость пенсионеров в России росла до 2015 г., когда доля работающих пенсионеров составляла 36% от общей численности пенсионеров. С принятием федерального закона [28], предусматривающего неиндексацию пенсий работающим пенсионерам, тенденция поменялась. Только за первый год реализации этого закона 12,8% пенсионеров покинули формальный рынок труда. Часть работающих пенсионеров ушла в теневой сектор, не желая терять прибавку к пенсии [27]. По данным на 1 января 2019 г., лишь каждый пятый пенсионер работает, что в условиях старения населения является нецелесообразным. Ежегодно доля лиц старше трудоспособного возраста увеличивается, и, по прогнозу Росстата [24], к 2036 г. она составит 30,1-31,1%. Эти противоположные тенденции говорят о том, что занятость старшего поколения напрямую не связана со старением населения, на нее влияют не демографические факторы. Чтобы оценить их влияние были построены корреляционные матрицы между долей работающих пенсионеров и отобранными показателями, характеризующие спрос и предложение на рынке труда.

Как показали полученные результаты (рис. 2), занятость пенсионеров в большей степени зависит от уровня пенсионного обеспечения, что полностью согласуется с различными социологическими исследованиями трудового поведения старшего поколения. Причем уровень пенсионного обеспечения рассмотрен с точки зрения и уровня замещения пенсией утраченного заработка работника (коэффициент замещения), и уровня социального пособия (соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера). В первом случае выявлена сильная прямая корреляционная связь, во втором - сильная обратная. Другими словами, чем выше уровень замещения утраченного дохода, тем большей работающих пенсионеров, стремящихся сохранить свой прежний уровень материального обеспечения. В то же время повышение уровня пенсий снижает финансовый стимул к продолжению трудовой деятельности. Поэтому для стимулирования трудовой активности пенсионеров необходимо не просто увеличивать размер пенсии, а повышать ее соизмеримо со средней зарплатой на рынке труда.

Факторы предложения

Состояние здоровья лиц пенсионного возраста

Факторы спроса

Дефицит рабочей силы и напряженность на рынке труда

Уровень пенсионного обеспечения

(уровень замещения пенсией утраченного заработка ра ботника)

Слабая связь

Средняя связь

Сильная связь

Эйджизм

г----------------1

Уровень пенсионного обеспе-

|              чения

(уровень социального пособия )  |

Рис. 2. Корреляционная связь между занятостью пенсионеров и ее факторами на рынке труда

Примечание: сплошной линией обозначена прямая связь, пунктирной линией – обратная связь.

Между остальными факторами и занятостью пенсионеров установлена средняя связь, что говорит скорее об отсутствии четкой статистически значимой взаимосвязи, чем о действительном влиянии этих факторов на трудовую активность после наступления пенсионного возраста. Как отмечалось выше в обзоре литературы, состояние здоровья пенсионеров влияет на принятие решения о выходе с рынка труда, а не о продолжении трудовой деятельности, что подтвердилось в полученных результатах.

Основываясь на проведенном корреляционном анализе, можно судить, что спрос на труд старшего поколения не сформирован в России. Заинтересованность в их труде также отражается в той цене, которую люди готовы предложить за ресурс. Как справедливо отмечает Рощин С.Ю., если цена высока, значит, ресурс действительно нужен. В последнее время на рынке труда России происходит заметное раннее снижение заработной платы, пик заработков приходится на возрастную группу 3539 лет. Многие исследователи отмечают, что такая ситуация не характерна для стран с рыночной экономикой, где оплата труда выше у работников в предпенсионном возрасте. В 2017 г. заработная плата работников в возрасте 60-64 лет составля- ла 31949 руб., что на 17,2% ниже средней зарплаты по экономике, причем возрастная дифференциация увеличивается, в 2005 г. этот разрыв составлял лишь 7,1%. Это связано в первую очередь с тем, что большая часть население старше 50 лет заняты в низкооплачиваемых видах экономической деятельности. По данным статистики за 2017 г., 58,3% работников в возрасте 60-72 лет заняты в образовании, здравоохранении, сфере социальных услуг, торговле и сельском хозяйство, а каждый третий, работающий в образовании, здравоохранении и сфере социальных услуг, - старше 50 лет. Такая структура занятости по видам экономической деятельности хорошо описывает качественные характеристики спроса со стороны работодателей на пенсионеров. Спрос на работников пенсионного возраста практически отсутствует, а если имеет место быть, то является вынужденным. Либо пенсионеров принимают на работу, т.к. на их место из-за низкой оплаты молодежь не идет, либо именно пожилые люди обладают эксклюзивными профессиональными качествами [2].

Заключение. Как показали результаты корреляционного анализа, на текущий момент российский рынок труда не испытывает серьезной потребности в увеличении занятости населения за счет пенсионеров. Спрос на их труд является минимальным, что отражается в уровне их оплаты труда и отраслевой структуре занятости. Тем не менее, каждый пятый пенсионер занят на рынке труда, что обусловлено потребностью в дополнительном доходе. Низкое пенсионное обеспечение формирует предложение на рынке труда. Таким образом, занятость пенсионеров на российском рынке труда является вынужденной и со стороны предложения (самих работников), и со стороны спроса (работодателей). В грузки на работающее население такое вовлечение в трудовую деятельность пенсионеров является крайне сужено, учитывая, что они обладают трудовым опытом и навыками. Каждый пятый работающий в предпенсионном и пенсионном возрастах является специалистом высшего уровня квалификации (в 2017 г. – 21,0% и 22,2%, соответственно). Для стимулирования трудовой активности пенсионеров требуется продуманная государственная политика, на сегодняшний день предпринимаемые меры в этой области малоэффектив- условиях старения населения и роста на- ны.

Список литературы Занятость лиц пенсионного возраста: спрос и предложение на рынке труда России

  • Principi A., Checcucci P., Di Rosa M., Lamura G. Characteristics of Working Pensioners in Italy: Between Early Retirement Tradition and Reforms to Extend Working Life. Paid Work Beyond Pension Age / ed. by Scherger S. London: Palgrave Macmillan, 2015. P. 81-106. DOI: 10.1057/9781137435149
  • Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 55-61.
  • Иванова М.А. Спрос на пожилых работников и дискриминация по возрасту: международный опыт и российские реалии // Вопросы экономики. 2019. №6. С. 99-121. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-6-99-121
  • Клепикова Е.А. Возрастная дискриминация при найме: результаты экспериментального исследования // Экономическая политика. 2019. №14(2). С. 64-89.
  • Продолжительность трудового стажа после назначения пенсии по возрасту назначения и виду назначенной пенсии в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/generation/tab-st-tr_st.htm (дата обращения: 30.08.2019).
Статья научная