Зарождение принципов гуманистической педагогики в утопических проектах XVI–XII века (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон)

Бесплатный доступ

В статье проанализированы утопические произведения Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Френсиса Бэкона. Идеи, выдвинутые философами относительно содержания и организации образования и воспитания, продолжают оставаться актуальными, востребованными в современной педагогике. Утопические тексты рассматриваются как пространство для критики существующих социальных институтов и конструирования желаемого будущего. Автор характеризует существенные черты утопии, демонстрирует многообразие классификаций утопических произведений. Такие педагогические установки авторов утопий, как практико-ориентированное обучение, индивидуальный подход к учащимся, наглядность подачи учебного материала, сочетание теоретической подготовки с элементами самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, нацеленность на формирование гармонически развитой личности, всеобщее образование значительно опередили свое время и способствовали становлению современной гуманистической педагогики.

Еще

Утопия, гуманистическая педагогика, история педагогической мысли, т. мор, т. кампанелла, ф. бэкон

Короткий адрес: https://sciup.org/170210751

IDR: 170210751   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2025-7-1-18-24

Текст научной статьи Зарождение принципов гуманистической педагогики в утопических проектах XVI–XII века (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон)

Под гуманистической педагогикой принято понимать такое направление в педагогической науке, которое ориентировано на личность ученика, оно стремиться учитывать его индивидуальные интересы и способности, всесторонне их развивать. Феномен гуманизма как особая система взглядов, как этический принцип или особое мировоззрение, в соответствии с которым человек понимается как высшая ценность, зародился в эпоху Возрождения, в XIV-XVI вв., на севере Италии. Ведущая идея гуманизма – формирование личности через особую систему образования и воспитания, позволяющую в полной мере раскрыть ее потенциал, ее достоинства в полной мере созвучна высокой миссии педагога.

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения в значительной степени повлиял становление педагогической науки в Новое и Новейшее время. Так, соединение, в одной стороны гуманистических идей, а с другой – целей и задач, насущных для педагога, породило гуманистическую педагогику. Ее главные особенности состоят в следующем: прежде всего, ученик рассматривается как полноценный, сознательный участник педагогического процесса (это субъект-субъектная педагогика); цель педагога – развитие активной личности, направленной на самореализацию в дальнейшей, в том числе профессиональной жизни; ученик понимается как свободный субъект, в рамках процесса обучения ему предоставляется право свободы выбора учебных курсов, форм и продолжительности обучения и т.д. Необходимо отметить, что такой подход к личности учащегося в эпоху Ренессанса пришёл на смену средневековой схоластической парадигме образования. И несмотря на то, что с тех пор прошло почти пятьсот лет идеи, выдвинутые гуманистами продолжают оставаться актуальными. Основные задачи педагогики, развивающейся под влиянием гуманистических идей созвучны задачам, стоящим сегодня в XXI в. перед системой среднего и высшего образования: формирование общей картины мира у учащегося, осознание им своей уникальности, гармоничное духовное и физическое развитие, приобщение обучающегося к традициям, культурным ценностям, в том числе формирование чувства патриотизма, уважения к Родине, развитие таких качеств как доброта, толерантность по отношению к другим и пр.

При этом обращение к истокам гуманистической педагогики, их исследование невозможно без изучения утопических текстов эпохи Возражения. Еще одна существенная особенность философской мысли того времени, помимо ее очевидно гуманистической направленности, состоит также в том, что идеи философов-гуманистов часто облекались в форму утопических проектов, которые включали описание несуществующего в действительности, воображаемого идеального общества. В данном случае утопию необходимо рассматривать как внешнюю оболочку, форму подачи идей, своего рода «одежду» для философских и педагогических построений. Гуманисты не призывали к прямому социальному протесту, к революции, однако свою критику существующей действительности реализовывали через конструирование альтернативной реальности, воплощающей образ желаемого будущего.

Объектом исследования является утопические проекты XVI-XVII вв. Предметом – взгляды авторов утопий на процессы обучения и воспитания совершенного человека, гражданина идеального государства. Цель статьи – проанализировать трансформацию педагогических принципов авторов утопических проектов, определить каким образом идеи, высказанные Т. Мором, Т. Кампанеллой, Ф. Бэконом, распространяясь за границы утопического дискурса, воздействовали на европейскую педагогическую науку, выяснить ценность и актуальность данных идей для современной педагогики.

Результаты исследования. В настоящее время существует множество определений утопии, выделяющих те или иные ее существенные черты. К универсальным чертам утопии следует отнести: критический настрой по отношению к действительности, стремление создать альтернативную социальную реальность. Сконструированная утопическая реальность, отделенная, как правило, пространственными или временными преградами, обладает особым аксиологическим воздействием на сознание человека и его поведение: субъект социального взаимодействия возвращается к своему подлинному «Я», получает возможности для самореализации, гармоничного развития. Для утопической традиции характерно подчеркивание связи между внешним и внутренним: если изменить условия жизни человека на более благоприятные, то изменится сам человек. Жители уто- пии представляют собой воплощение калога-тии – гармоничного сочетания физических и нравственных качеств, они «прекраснодобрые» [1]. Такой идеал совершенной человеческой личности достигается посредством особой системы воспитания.

В настоящее время разработано немало типологий утопий. Одна из самых распространенных – хронологическая, где утопии классифицируются в зависимости от времени возникновения: от античных до современных. Можно делить утопии на группы в зависимости от того в какой стране они были созданы: британские, французские, российские утопии и прочее. В советской исследовательской литературе в соответствии с классовым подходом выделяли пролетарские и буржуазные, рабовладельческие утопические проекты и др. [2]. Иногда выделяют регрессистские и прогрессистские утопии. Регрессистские утопии ориентированы на возрождение тех или иных социальных норм или институтов, напротив, прогрессистские проекты направлены на воплощение новых идей, социальных практик. Американский историк и социолог Льюис Мамфорд в книге «История утопий», изданной впервые в 1922 г. предложил делить утопии на два основных вида в зависимости от их функционального назначения: утопии «бегства» и «реконструкции» [3]. Первые воплощают желание человечества порвать с существующим обществом, воспринимаемым, как правило, негативно, быстро освободиться от него убежав в идеальный мир. Утопии второго типа есть ничто иное как план преобразований, улучшений уже существующего мира. Социолог и историк Ежи Шацкий, опираясь на дихотомию Мамфорда, схожим образом делил утопии на героические и эскапистские [4]. В основе одних неявный призыв к преобразованию несовершенного общества, другие утопии представляют собой попытку ухода от реальности в вымышленный мир извечного покоя и счастья. Андреас Фойгт в своем труде «Социальные утопии» (1906 г.) выделял арихические и анархические утопии [5]. Видообразующим признаком в данной классификации было отношение авторов утопических проектов к категориям свободы и подчинения власти. В архических утопиях процветание граждан является следствием четкого порядка, основанного на сильной вла- сти. В анархических – предпочтение отдается личной свободе, любая власть, в том числе государственная отрицается.

Многообразие утопий, возникших за последние несколько столетий возводит задачу создания одной универсальной классификации утопий в разряд практически не выполнимых. Зачастую в основании того или иного способа деления утопий на виды лежит научный интерес ученого или философа, в зависимости от целей конкретного исследования автор склонен выделять определенные типы утопий. Если анализировать утопии через призму проблемы формирования принципов гуманистической педагогики, то необходимо сконцентрировать внимание в дальнейшем на европейских утопических проектах XVIXVII вв. Однако отметим следующее: различие между отобранными нами для исследования утопиями и другими типами утопических проектов, например, религиозными, экономическими, политическими, экологическими и многими другими состоит только в том, авторы первых детально описывают методы воспитания утопийцев, а вторые изначально постулируя существование в пространстве утопии особого типа личности, сосредотачиваются в описании утопий на других аспектах ее жизни.

Термин «утопия» впервые вводится в философский оборот английским государственным деятелем и философом Томасом Мором. Его книга, изданная в 1516 году, называлась «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Текст «Утопии» делится на две части. Первую книгу Томас Мор посвятил критике существовавших в Англии XVI в. социальных порядков. высмеивает различные пороки английского общества того периода. Во второй книге автор устами главного героя Рафаила Гитлодея повествует об особом государстве – Утопии. Книга представляет собой диалог между путешественником Рафаилом Гитлодеем и сэром Томасом Мором, где первый рассказывает об обычаях и порядках острова Утопия [6].

Предложенное Мором описание нового общества весьма обширно, но мы остановимся только на его педагогических идеях, предвосхитивших идеи великих педагогов XIX и XX вв.

Подробное описание системы образования и воспитания на острове свидетельствуют о том, что Мор придавал ей большое значение. Во-первых, английский философ провозглашает принцип всеобщего обучения, не взирая на сословную или половую принадлежность учеников. В его идеальном государстве обучение являлось обязательным для всех граждан. Во-вторых, учащиеся для того, чтобы быть готовыми к последующей взрослой жизни, должны изучать широкий круг предметов: точных, естественных и гуманитарных дисциплин. Жители утопии выбирали учебную специализацию и дальнейший род занятий в соответствии со своими природными склонностями. В-третьих, Мор отстаивал преимущества принципа наглядности в обучении. Для реализации этого принципа он, например, предлагал обучать учеников наблюдению за окружающим миром, широко использовать в учебной деятельности всякого рода наглядные пособия, карты, учебные приборы и т.д. Он считал, что надо учить, используя игровые методы, был против жестокости по отношению к обучающимся, царившей в средневековой школе. Большое значение в учебновоспитательном процессе отводил занятиям физической культурой, спортом, практикоориентированной подготовке к будущей профессиональной деятельности. Он одним из первых подчеркивал важность подготовке молодежи к будущей трудовой деятельности, настаивал на необходимости совмещения теоретической подготовки и формирования практических навыков. Неотъемлемой частью обучения должно было стать нравственноэстетическое воспитание. Только, усваивая добродетели с детства, жители Утопии со временем станут добропорядочными гражданами. Вся дальнейшая жизнь, по мнению английского философа, основана на воспитании, полученным в детстве. Профессия учителя была одной из самых важных на остове Утопия поскольку от того, как он выполняет свой труд зависело будущее всего общества. Идея Томаса Мора о том, что учится необходимо постоянно и в любом возрасте значительно опередила свое время. В идеальном государстве Мора даже взрослые люди заняты непрерывным самообразованием, культурно и интеллектуально развиваются, посещая лекто- рии, публичные чтения и другие образовательные мероприятия.

Возникают различные вопросы: считал ли Мор уклад жизни Утопии достижимым в реальном обществе? Следует ли понимать текст книги Т. Мора как своего рода готовый проект реформ, в том образовательных, для современной ему Англии? Скорее нет. Мор-государственный деятель понимал, что большая часть описанных в Утопии идей не может быть реализована, во всяком случае в ближайшем для него будущем. Однако Мор-гуманист считал, что с помощью особого подхода к образованию и воспитанию можно сформировать новый тип человека, который в свою очередь постепенно изменит общество в лучшую сторону. Не случайно он считал, что профессия учителя является одной из самых важных на острове Утопия, поскольку от того, как педагог выполняет свой труд зависело будущее всего общества. Относительно быстрая трансформация общества может быть реализована посредством реформ и революций, однако Томас Мор предлагает не такой стремительный, но более надежный способ реализации социального прогресса: через изменение внутренней природы человека, его мировоззрения к установлению новых принципов и элементов социального устройства в будущем. Так образование способно стать важнейшим инструментом, способствующим социальной динамике. В этом утопист-Мор, несомненно, был прав. Влияние антропоцен-тристской философии эпохи Возрождения на новоевропейскую систему образования, взрастившей поколения европейцев, определило более гуманный и справедливый характер современного социума по сравнению с английским обществом XVI века.

Педагогические идеи Томмазо Кампанеллы, одного из самых ярких представителей итальянского Возрождения, выражены в его книге «Город Солнца», опубликованном впервые в 1623 году [7]. В тексте книги сосредоточена совокупность взглядов итальянского философа о надлежащем устройстве мира, поборовшем зло и пороки. Кампанелла, будучи представителем интеллектуальной традиции периода Возрождения соединяет в своей концепции натурфилософию, магию, астрологию, элементы христианской теологии, научные знания. Такое сочетание разно- образных идей и подходов позволяет историкам философии, герменевтам вскрывать в его тексте различные явные и глубинные смысловые пласты. «Город Солнца» как и «Утопия» Мора не следует воспринимать буквально как почти готовую для реализации программу социальных преобразований, это в большей степени мистический или богословский текст. Однако конструирование символического пространства идеального города побуждает Кампанеллу искать возможные способы разрешения существующих в реальном мире противоречий, острых социальных проблем. Причину социальных бед итальянских философ видит в том, что современные люди далеко отошли от первоначальных естественных паттернов своего существования. Следовательно, их разрешение – в возвращении к истокам. Образование и воспитание в городе Солнца напрямую регулируется государством и ориентировано на будущий производственный труд.

Кампанелла – автор особой системы образования и воспитания. Как и Мор, он последовательный сторонник наглядности в обучении. Все стены города расписаны превосходными картина, отображающими суть многих научных истин. На них, например, изображены звезды, растения, животные, формулы, теоремы и прочее. Такая визуализация позволяет лучше запоминать и понимать учебный материал без заучивания. Автор «Города Солнца» отдавал предпочтение точным и естественным дисциплинам столь необходимым в дальнейшей практической жизни. Учебный процесс по мнению великого итальянца обязательно должен быть индивидуализирован и личностно-ориентированным. Педагогам необходимо выяснить природные особенности обучающегося и развивать в нем то, к чему он имеет предрасположенность. Ученик даже в самом раннем возрасте является уникальной личностью и имеет право на уважение своего достоинства. Как и многие гуманисты того времени, Кампанелла выражают идею о необходимости гармоничного развития души и тела. Следовательно, теоретические занятия в его идеальной школе соседствуют с физической подготовкой. Значение педагогических идей Томмазо Кампанеллы состоит в том, они заметным образом повлияли на дальнейшее развитие гуманистиче- ского подхода в педагогике. Его произведение «Город Солнца отражает новое, передовое понимание процесса образования и воспитания, по сравнению с традиционным сложившимся в средневековых школах и университетах.

Френсис Бэкон – автор «Новой Атлантиды», опубликованной в 1627 году [8], может по праву называться одним из великих утопистов XVII века поскольку идеи, сформулированные в его произведении, оказали заметное влияние не только на европейскую литературу и философию, но и на культуру в целом культуру в целом. Несмотря на то, что «Новая Атлантида» не социальная, а сциентистская утопия Бекон уделяет существенное внимание вопросам образования и воспитания жителей идеального общества Бенсалема. В своей работе он демонстрирует, как люди, получившие специальное образование, руководствуясь новой философией и методологией, овладевают природной стихией и строят счастливое и процветающее общество.

Кром того, образование, по мнению английского философа, должно строится с учётом природных наклонностей ученика. Задача педагога – научиться понимать способности своих учеников, чтобы ориентировать их в дальнейшем на наиболее подходящую для них профессию или вид деятельности. Такой подход исключает навязывание учебного материала, шаблонность и унификацию в его подаче без учета индивидуальных наклонностей учащихся, насилие над ними, в том физическое. Развивая сильные стороны в ученике, преодолевая его слабости, можно сформировать гармоничную личность.

Оригинальные педагогические идеи, взгляды Бэкона побудили его к критике современной ему, сложившейся еще в Средние века системы обучения. Бэкон пишет о необходимости пересмотреть традиционные формы организации обучения в университетах в пользу новых, сочетающих знакомство с наработанным наукой теоретическим знанием и самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся [10].

Таким образом, Френсис Бекон отводил воспитанию и социальному окружению, подающему пример подрастающему поколению, решающую роль в формировании сознания, интеллекта и нравственных и физических качеств. Страсти и пороки «естественного» человека возможно обуздать воспитанием, несущем разумное, цивилизационное начало. Воспитание начинается в раннем детстве и продолжается всю последующую жизнь, главным образом, в форме самовоспитания. Идеи философа об организации образования пережили XVII век и оказались востребованы в современных педагогических концепциях.

Заключение. Таким образом, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон разработали идеи, принципы, значительно трансформировавшие европейскую систему обучения и воспитания, способствовали сдвигу в сфере образования: от схоластической средневековой педагогики к современной, гуманистической. Ряд суждений великих утопистов об организации системы образования значительно опередили свое время и, только спустя столетия, легли в основу будущих теорий классиков мировой педагогики. И хотя создатели утопических проектов по-разному к возможности реализации своих проектов в реальной жизни, следует еще раз отметить, что утопию неправильно воспринимать как исключительно как несбыточную мечту или фантазию. Утопические построения представляют собой, по сути, форму социально-философского осмысления и планирования будущего, их следует воспринимать как особое пространство для анализа уже существующих социальных форм и конструирования новых, более совершенных социальных форм. Современная педагогика может почерпнуть в трудах философов и педагогов XVI-XVII вв. идеи актуальные для формирования и воспитания новых поколений, живущих в веке XXI.