Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере оборота криптовалюты
Автор: Рощупкина А.В.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 1 (82), 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье сравниваются зарубежный опыт и стратегии правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием криптовалют. Развитие информационных технологий и глобальное изменение экономической ситуации в мире обусловили необходимость адекватного правового регулирования криптовалютного оборота. Совершение преступлений с использованием криптовалют стало серьезной проблемой для правоохранительных органов, учитывая её анонимный и децентрализованный характер. В связи с этим целесообразно рассмотреть различные подходы к борьбе с этими преступлениями, уделяя особое внимание регулированию, выявлению и раскрытию. Целью данного исследования является анализ и выявление эффективной стратегии правоохранительных органов в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием виртуальных активов в различных юрисдикциях. Кроме того, в статье обращается внимание на различные подходы и проблемы, с которыми сталкиваются другие страны.
Виртуальные активы, криптовалюта, раскрытие преступлений, технология блокчейн, зарубежный опыт
Короткий адрес: https://sciup.org/14132918
IDR: 14132918
Текст научной статьи Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере оборота криптовалюты
Рост преступности в сфере криптовалют превратился в серьезную и сложную юридическую проблему во всем мире. Это связано с анонимным, децентрализованным и трансграничным характером технологии блокчейн, которая является основой криптовалюты. По состоянию на февраль 2023 года, в обращении находилось более 20 тыс. криптовалют, ежедневно совершалось 200 тыс. операций с биткойнами, при этом в мире насчитывалось 84,02 млн криптокошельков [1]. Преступления, совершаемые с использованием криптовалют, не только подрывают целостность международной финансовой системы, но и поддерживают различные другие незаконные виды деятельности, такие как оборот наркотических средств, торговля людьми, терроризм и трансграничное мошенничество.
Необходимо учитывать тот факт, что различия в подходах и системах борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием крпитовалют, правоохранительных органов разных стран усложняют международное сотрудничество по борьбе с ними [2]. Эти различия обусловлены уникальными правовыми традициями и историческим наследием, а также представлениями об организованной преступности в каждой стране.
В последнем отчете Crystal Intelligence потери пользователей криптобирж от взломов системы безопасности оцениваются в 6 млрд долл., почти в5 млрд долл. – от децентрализованных финансовых взломов и почти в 8 млрд долл. – от схем трансграничного мошенничества [3]. Наиболее заметным инцидентом в исследовании Crystal является афера с PlusToken в 2019 году, в результате которой мошенники украли Bitcoinи Ethereum на сумму 2,9 млрд долл. [4]. Кроме того, Crystal отмечает, что количество преступлений, связанных с криптографией, к 2023 году достигло своего пика – 286 краж на сумму более 2,3 млрд долл. Отчеты Elliptic свидетельствуют также о росте киберпреступности, основанной на искусственном интеллекте. Эта сложная технология используется для мошенничества с использованием искусственного интеллекта, различных атак и других незаконных действий.
Преступники, совершающие преступления с использованием криптовалют, постоянно придумывают новые способы совершения преступлений и ищут лазейки в законе для сокрытия своей преступной деятельности. Так, новая ветвь мошенничества с использованием криптовалют – использование фальшивых видеороликов с известными личностями, такими как Илон Маск, для продвижения фальшивых криптовалютных пирамид. Эти видеоролики направлены на то, чтобы обмануть ничего не подозревающих инвесторов, используя популярность и репутацию знаменитых людей [5]. Такие условия должны стать новым вызовом для развития правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием криптовалют.
Вследствие этого многие страны предпринимают ряд мер по борьбе с преступностью, совершаемой с использованием криптовалют. Некоторые страны уже приступили к разработке специальной политики и нормативно-правовых актов для решения этой проблемы. В контексте нашего государства актуальность данного сравнительного исследования в области права заключается в необходимости разработать всеобъемлющую и эффективную стратегию правоприменения. Стратегии и опыт развитых стран в борьбе с криптопреступностью можно использовать при разработке нормативных актов и правопри- менительной практики, которые будут адаптивными и эффективными для решения данной проблемы.
В США бюро Министерства финансов (FinCEN) ввело в действие законодательство, обязывающее криптовалютные биржи подтверждать личность своих пользователей и сообщать о любых сомнительных транзакциях [6]. Американские криптовалютные биржи должны соблюдать правила, которые подразумевают сообщение о подозрительной активности, отчетность о покупках на сумму более 2000 долл., а также беспрепятственное предоставление доступа к документам компании. За невыполнение этих требований биржам грозит большой штраф. Так, американская компания Ripple Labs столкнулась с денежным штрафом за несоблюдение закона о внедрении надлежащих протоколов по борьбе с отмыванием денег (AML) и системы Know-Your-Customer (KYC), которая обязывает их идентифицировать личность человека перед тем, как тот сможет проводить операции [7]. Кто не раскрывают информацию о криптовалютных транзакциях в своих налоговых декларациях, подвергаются суровым наказаниям от Службы налогового управления (IRS).
Децентрализованная структура криптовалютных транзакций создает значительные трудности в ее регулировании [8]. Обеспечение соблюдения действующих нормативных актов может быть сложной задачей для регулирующих органов из-за отсутствия единого органа, осуществляющего надзор за транзакциями. Кроме того, важно найти баланс между требованием о контроле и стимулированием инноваций и роста бизнеса. Хорошей альтернативой введению обременительных нормативно-правовых актов, которые могут препятствовать развитию рынка, является сотрудничество с участниками отрасли для разработки наилучших практик и стандартов соответствия. Сотрудничество между провайдерами услуг по управлению виртуальными активами, инвесторами и регулирующими органами может сделать возможным создание прозрачной и безопасной среды для криптовалютных транзакций. Работая сообща, все вовлеченные стороны могут повысить доверие и снизить вероятность создания преступных групп с целью использования криптовалюты для сокрытия своей мошеннической схемы.
В Японии приняты активные меры по контролю за использованием криптовалют. Страна одной из первых официально признала биткоин законной формой денег. Были предприняты меры по усилению надзора в секторе криптовалют, такие как создание специализированных надзорных организаций и введение более строгих правил. Одним из важных шагов, предпринятых японским правительством, стало создание Агентства финансовых услуг (FSA) в 2016 году [9; 10]. FSA отвечает за мониторинг и контроль фи- нансовых учреждений, включая биржи криптовалют. Чтобы купить криптовалюту в Японии, необходимо создать учетную запись, а также подтвердить свою личность. После чего для полной активации учетной записи каждый зарегистрированный пользователь должен пройти процедуру верификации. Это может повлечь за собой проверку места проживания и загрузку документов, удостоверяющих личность, таких как ID-карты или японский паспорт. FSA ужесточило требования лицензирования биржевой платформы. Благодаря сотрудничеству между правительством и частным сектором, Японии удалось создать безопасную и упорядоченную среду для пользователей криптовалют, в которой можно предотвращать злоупотребления криптовалютой и эффективно бороться с ними.
В январе 2020 года впервые вступил в силу сингапурский закон о платежных услугах, регулирующий платежные услуги и предоставление криптоуслуг населению. В Сингапуре запрещено продвигать криптосервисы. Поставщики криптоуслуг могут продавать или размещать рекламу только на корпоративных веб-сайтах, мобильных приложениях или авторизованных аккаунтах в социальных сетях, которые эффективны для рассмотрения жалоб клиентов и разре-шенияспоров [11; 12]. Это связано стем, что криптоуслуги и торговля ими очень рискованны и не подходят для широкой публики, поскольку цена криптовалюты может быть подвержена волатильности и спекуляциям. Выявление и раскрытие преступлений, совершаемых с использованием криптовалют, в Сингапуре осуществляется за счет межведомственного сотрудничества между Департаментом по коммерческим вопросам (CAD) и Денежно-кредитным управлением (MAS) [13].
Основываясь на предыдущих сравнениях и анализе, можно утверждать, что США более активны в использовании передовых технологий и межведомственного сотрудничества при выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых с использованием криптовалют. Они делают упор на трансграничное сотрудничество и гармонизацию нормативно-правовой базы. Япония занимает позицию, ориентированную на тщательный мониторинг и контроль провайдеров услуг по управлению виртуальными активами. Сингапур объединяет передовые технологии, международное сотрудничество и строгий надзор.
Анализ позволяет сделать вывод, что использование криптовалют в преступных целях является общемировой правовой проблемой, которая требует творческих, находчивых и совместных подходов к правоприменению и регулированию. Изучение сравнительного опыта США, Японии и Сингапура поможет понять различные стратегии и передовой опыт, которые можно использовать для борьбы сданным видом преступности. Важную роль играет и международное сотрудничество, поскольку зачастую криптобиржы находятся за пределами нашего государства. Обмен информацией между правоохранительными органами разных стран, создание совместных оперативных групп и единых стандартов регулирования позволит повысить эффективность борьбы с криптовалютными преступлениями. В связи с этим правоохранительным органам важно активно регулировать и вести строгий надзор за провайдерами услуг по управлению виртуальными активами. Интеграция надзора в России может реализовываться в форме сотрудничества между правоохранительными органами и финансовыми регуляторами, обеспечивающей эффективное и скоординированное правоприменение.