Защита и представительство в уголовном судопроизводстве лиц с ограниченными возможностями: сравнительно-правовые аспекты

Автор: Курбатова Светлана Михайловна

Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy

Рубрика: Права человека в Евразийском пространстве

Статья в выпуске: 2 (61), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье в контексте проблемы неурегулированности обеспечения надлежащего участия в российском уголовном судопроизводстве лиц с ограниченными возможностями поднимаются вопросы, связанные с защитой и представлением интересов таких лиц. Под лицами с ограниченными возможностями понимаются участники уголовного судопроизводства, которые из-за имеющихся у них физических и (или) когнитивных проблем оказываются в неравном положении по сравнению с другими участниками в возможности реализовывать принадлежащие им процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности.

Уголовное судопроизводство, участники, лица с ограниченными возможностями, защита, представительство

Короткий адрес: https://sciup.org/140298609

IDR: 140298609   |   DOI: 10.52068/2304-9839_2023_61_2_99

Текст научной статьи Защита и представительство в уголовном судопроизводстве лиц с ограниченными возможностями: сравнительно-правовые аспекты

Human rights in the eurasian space

Original article

PROTECTION AND REPRESENTATION IN CRIMINAL PROCEEDINGS OF PERSONS WITH DISABILITIES: COMPARATIVE LEGAL ASPECTS

KURBATOVA Svetlana Mikhailovna

Сandidate of law, Associate professor, Associate professor of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Fundamentals of Forensic Examination of Krasnoyarsk State Agrarian University

454080, Krasnoyarsk, Mira Ave, 90, Russian Federation

вреда или нарушения своих прав, тем самым они ограничиваются в возможностях полноправного и равного участия в уголовном судопроизводстве по сравнению с другими участниками (лица с ограниченными возможностями). Обстоятельства, ограничивающие их участие, разнообразны, но могут быть обобщены в две группы: 1) физи- ческие, когда речь идет о возможности или невозможности фактического доступа лица к уголовно-процессуальным процедурам (врожденное или приобретенное отсутствие конечностей, возможность выполнения ими своих функций, слепота и слабовидение, глухота и слабослышание, немота и пр.); 2) когнитивные, связанные со способностью воспринимать, понимать, запоминать, передавать и т. п. внешнюю информацию (сюда относятся как психические заболевания и расстройства, так и последствия воздействия социальных факторов).

Зарубежный опыт. Данная теория получила распространение в ведущих странах англо-саксонской и западноевропейской правовых семей, а особенно в Австрии, Австралии, Великобритании, Канаде, Республике Ирландия, США и др. Она проявилась в разных направлениях, в том числе и в требованиях и рекомендациях к защитникам и другим юристам, представляющим интересы лиц с ограниченными возможностями в производстве по уголовным делам (с начала XXI в. уделяется повышенное внимание именно уязвимым жертвам и свидетелям, тогда как ранее – подозреваемым, обвиняемым). Так, в Великобритании п. 3.4 Кодекса поведения адвокатов [7] требует, чтобы солиситоры «учитывали характеристики, потребности и обстоятельства вашего клиента». В этой связи в Рекомендациях адвокатам по удовлетворению потребностей уязвимых клиентов 2022 г. [6] обращается внимание на необходимость наличия у них знаний и навыков, позволяющих идентифицировать ситуацию, в которой у кого-то могут быть снижены умственные способности или есть физические проблемы, с тем, чтобы, во-первых, вовремя установить это в рамках конкретного производства, во-вторых, распространить на такого клиента предусмотренные законом гарантии. Также даются конкретные рекомендации по общению с такими лицами, посещению их на дому, осуществлению письменной переписки, подготовке к слушанию дела в суде с их участием, приглашению необходимых специалистов и пр. При этом в Рекомендациях даются и такие советы, как изменение концепции маркетинга для продвижения своих услуг, в том числе и в отношении уязвимых клиентов, переработка структуры и содержания своих веб-сайтов для удобства пользования ими уязвимыми лицами, организация доступа к своему помещению и кабинету для клиентов с сенсорными и подобными проблемами и другие. Совет по обучению адвокации разработал наборы инструментов в рамках программы Advocates Gateway [8] по поддержке уязвимых клиентов на протяжении всего процесса судебного разбирательства или слушания и по применению «специальных мер», предусмотренных для уязвимых и запуганных потерпевших и свидетелей (но не обвиняемых) по уголовным делам в соответствии со статьями 16–33 Закона 1999 года о правосудии в отношении несовершеннолетних и доказательствах по уголовным делам: экраны, защищающие свидетеля от обвиняемого; исключение общественности из зала суда; применение процедуры «снятие париков и мантий в Королевском суде» (уход от официальности) и др.

В Австрии рекомендуется представлять интересы потерпевших адвокатам, которые постоянно работают с организациями поддержки жертв и имеют опыт взаимодействия с такими клиентами [9], что, впрочем, распространяется и на уязвимых обвиняемых. Во Франции также уделяют внимание специфике представления интересов отдельных категорий лиц с ограниченными возможностями, среди которых особо выделяются пожилые люди, исходя из их психологической уязвимости, вызванной ослаблением когнитивных функций и характерными возрастными психическими расстройствами. Это нередко встречается как отдельное направление деятельности адвокатских и юридических бюро, подчеркивает их специализацию и готовность учитывать уязвимость конкретной категории лиц [5].

В Республике Ирландия приветствуется участие в уголовных процессах юристов, обладающих специальными знаниями по взаимодействию с людьми с разными категориями уязвимости, в том числе и потому, что в последнее десятилетие было существенно изменено законодательство с целью защиты прав лиц с ограниченными возможностями и обеспечения их законных интересов в уголовном судопроизводстве (Закон об уголовном праве 2017 г., Закон о жертвах преступлений 2017 г. и др.) [4]. Можно сказать, что представительство интересов уязвимых лиц вообще, и в уголовном судопроизводстве в частности, становится самостоятельным направлением в юридической деятельности, обуславливая создание юридических сообществ, появление различных программ дополнительного образования, обучающих семинаров и пр. Все это имеет практическое значение, так как направлено на создание наилучших условий для представительства уязвимых лиц.

В России. В нормах российского Уголовно-процессуального кодекса имеются лишь отдельные положения, касающиеся особенностей участия в уголовном производстве лиц с ограни- ченными возможностями. Их изучение позволяет назвать в числе таких обстоятельств следующие: несовершеннолетие (гл. 50, п. 2 ст. 51, ст. 191 и др.), физические или психические недостатки (п. 3 ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 167), физические или психические состояния (п.п. 3–5 ст. 196) и др. Помимо того, что они изложены бессистемно, следует отметить их несоответствие современному подходу к понятию особой уязвимости некоторых социальных групп перед уголовно-процессуальными процедурами, представленному на международном уровне (например, в Докладе Комитета IBA по доступу к правосудию и правовой помощи 2017 г. [2], Принципах и руководящих положениях ООН, касающихся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия 2012 г. [1] и др.).

Вывод . Неурегулированность особенностей участия в уголовном судопроизводстве лиц с ограниченными возможностями приводит к нарушениям (создает условия для этого) их прав. Необходим пересмотр института участников уголовного судопроизводства с целью определения места в нем лиц с ограниченными возможностями, участвующими в производстве по уголовному делу, с наделением их специальным процессуальным статусом и гарантиями его реализации, в том числе касающимися вопросов овладения соответствующими компетенциями и технологиями юристами, осуществляющими их защиту и представительство.

Список литературы Защита и представительство в уголовном судопроизводстве лиц с ограниченными возможностями: сравнительно-правовые аспекты

  • Принципы и руководящие положения ООН, касающиеся доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия: Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/13-86672_e_book.pdf.
  • Access to justice for persons with disabilities: from international principles to practice, 2017: Committee on barriers to achieving access to justice and solutions thereto, IBA. [Электронный ресурс]. URL: 1771_access_to_justice_persons_with_disabilities_report_october_2017.pdf (biicl.org).
  • Bracken-Roche D. et al. The concept of ‘vulnerability' in research ethics: an in-depth analysis of policies and guidelines. Health Res Policy Sys. 2017. 15. 8.
  • Cusack A. Addressing vulnerability in Ireland's criminal justice system: A survey of recent statutory developments // The International Journal of Evidence & Proof 24(3). P. 280-306.
  • Droits des personnes âgées vulnérables: Cabinet d'avocats spécialisés droit pénal Paris [Электронный ресурс]. URL: https://www.cabinetaci.com/droits-des-personnes-agees-vulnerables/.
  • Meeting the needs of vulnerable clients, 2022. The Law Society [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawsociety.org.uk/topics/client-care/meeting-the-needs-of-vulnerable-clients.
  • SRA Code of Conduct for Solicitors, RELs and RFLs: Made by the SRA Board on 30 May 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sra.org.uk/solicitors/standards-regulations/code-conduct-solicitors/.
  • The Advocates Gateway [Электронный ресурс]. URL: https://www.theadvocatesgateway.org/.
  • Weisser ring / Crash-Kurs Strafrecht_Stand, 2019. Seite 9 [Электронный ресурс]. URL: https://www.weisser-ring.at/wp-content/uploads/2019/09/Crash-Kurs-Strafrecht_Stand-2019-08-31.pdf.
Еще
Статья научная