Защита экологических прав граждан органами конституционного судебного контроля в России и в Республике Ирак

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению защиты прав граждан в сфере охраны окружающей среды органами конституционного судебного контроля в России и в Республике Ирак. Автор анализирует правовое регулирование и механизм конституционного судебного контроля в России и в Республике Ирак по защите прав граждан в сфере охраны окружающей среды, а также проводит сравнительный анализ данного правозащитного механизма между двумя странами. В статье сделан вывод о том, что в настоящее время Россия и Республика Ирак гарантируют своим гражданам возможность защиты права на благоприятную окружающую среду органами конституционного судебного контроля, к числу которых относится Конституционный Суд России и Федеральный Верховный суд Республики Ирак. По результатам проведенного исследования автор статьи выделяет общие и отличительные черты защиты прав граждан в сфере охраны окружающей среды органами конституционного судебного контроля, называет существующие в правовом регулировании обоих государств проблемы и коллизии и формулирует предложения по их разрешению.

Еще

Конституционный контроль, окружающая среда, право на благоприятную окружающую среду, органы конституционного контроля

Короткий адрес: https://sciup.org/14130627

IDR: 14130627   |   DOI: 10.47629/2074-9201_2024_2_64_69

Текст научной статьи Защита экологических прав граждан органами конституционного судебного контроля в России и в Республике Ирак

В современном мире права и свободы человека и гражданина, включая право на благоприятную окружающую среду, выступают в качестве одного из важнейших достижений человечества. Однако то, насколько эффективно граждане смогут их использовать, напрямую зависит от специфических средств, определенных законодательной системой, в качестве которых выступают государственные гарантии, благодаря которым граждане осуществляют свои права и свободы, а государство охраняет их и защищает. То есть эффективность использования прав граждан зависит от их гарантированности со стороны государства.

Конституция России [1] и современная Конституция Республики Ирак [2] прямо закрепляют экологические права граждан. Между тем, недостаточно просто провозгласить такие права, необходимо также обеспечить их беспрепятственную практическую реализацию. Поэтому на конституционном уровне также прямо закреплена обязанность государства по обеспечению правовой защиты окружающей среды и контролю за тем, чтобы конституционное законодательство в данной части неукоснительно соблюдалось всеми субъектами.

В качестве важнейшей гарантии прав граждан России и Республики Ирак на охрану окружающей среды выступает их защита органами конституционного судебного контроля, которые во многих странах воспринимаются как «негативный» законодатель, поскольку в результате их деятельности нередко происходит отмена правовых норм как несоответствующих Конституции [3, с. 238].

Признание российским и иракским государством конституционного судебного контроля как эффективного и действенного средства правовой охраны основного закона государства свидетельствует о демократической направленности их развития, о чем, в частности, свидетельствует заявление Дж. М. Аббуда, что «...все, что издается законодательными и исполнительными органами, подлежит контролю со стороны [Суда]... демократия окажется просто бесполезным атрибутом, если права и свободы народа... остаются пустыми конституционными текстами» [4].

В мировой практике выделяют американскую, английскую и европейскую модели, по которым государства выстраивают конституционный судебный контроль. В рассматриваемых нами странах осуществление конституционного судебного контроля входит в полномочия специализированных судебных органов.

Так, в российской правовой системе институт конституционного судебного контроля является важным инструментом защиты прав и свобод граждан, включая экологические права [5, с. 160]. Данный тезис подтверждает статистика Конституционного Суда РФ, свидетельствующая о превалировании в системе кон- ституционного правосудия конкретного контроля, инициированного жалобами граждан, для которых данный правозащитный механизм является крайне востребованным, и подтверждающая высокую значимость данного института. К примеру, из 59 принятых в 2022 году Конституционным Судом РФ решений в 27 оспариваемые положения признаны неконституционными, то есть предполагают необходимость внести в правовое регулирование соответствующие изменения. Аналогичная тенденция, согласно статистическим данным, складывается и в 2023 году – из 54 принятых по состоянию на 30.11.2023 решений неконституционными признаны положения в 25 оспариваемых нормативных правовых актах [6; 7].

На законодательном уровне данный вид контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, регулируют Конституция РФ и одноименный Федеральный конституционный закон [8].

Как справедливо отмечается в научной литературе, Конституционный Суд РФ – это самостоятельный и независимый орган, созданный для того, чтобы посредством конституционного судопроизводства проверять, соответствует ли действующее законодательство Конституции РФ, обеспечивая тем самым защиту конституционных прав граждан. Принимаемые рассматриваемым органом конституционного судебного контроля акты в виде постановлений, определений и заключений по справедливому утверждению Ю.И. Ивлевой продолжают развивать положения российской Конституции, толкуя и конкретизируя базовые права, свободы, обязанности и принципы, упорядочивая тем самым основные сферы жизнедеятельности, к числу которых, несомненно, относится институт охраны и защиты окружающей среды [9, с. 202].

Защищая права граждан в сфере охраны окружающей среды, Конституционный Суд РФ по обращениям граждан проверяет конституционность положений действующего экологического законодательства, в которых закреплен экологический мониторинг, эффективная регуляция, охрана и защита окружающей среды и экологии в целом.

Анализ принятых за период с 1995 по 2022 гг. решений Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что конституционно-правовая обязанность государства по защите конституционных экологических прав граждан подтверждалась правовыми позициями органа конституционного судебного контроля неоднократно. Так, согласно выраженной в данных судебных решениях правовой позиции Конституционного Суда РФ относительно конституционной обязанности по сохранению природы как части механизма реализации конституционных экологических прав отмечается, что:

  • •    данная обязанность характеризуется всеобъемлющим характером и распространением на всех

граждан и юридических лиц, ответственных за состояние экологии [10];

  • •    реализация конституционных экологических прав, использование и охрана природных ресурсов как основы жизнедеятельности многонационального народа России одновременно предполагает выполнение обязанности по сохранению природы и окружающей среды, а также бережному к ней отношению [11];

  • •    при определении федеральным законодателем правовых основ экологической политики государства должно учитываться, что природные ресурсы представляют собой обладающее всенародным значением естественное богатство и ценность (достояние), что обуславливает обязанность сохранять их, а также благоприятную окружающую среду и биологическое разнообразие [12; 13].

Как следует из ст. 125 Конституции РФ, российский орган конституционного судебного контроля наделен исключительным правом на его осуществление, что говорит о возможности использовать конституционно-правовое принуждение для того, чтобы обеспечить реализацию принимаемых им резолютивных актов [14, с. 91].

Между тем, проблема исполнимости решений Конституционного Суда РФ в настоящее время относится к числу одной из самых острых в правовой системе России [15]. Во многом это обусловлено неопределенным местом судебных решений в системе источников российского права, порождающим различные точки зрения и подходы среди ученых и практикующих юристов по вопросу обязательности их применения, а также тем, что в нормах российского права отсутствует четкий механизм, позволяющий обеспечить неукоснительное исполнение и применение решений органа конституционного судебного контроля и изложенных в них правовых позиций высшей судебной инстанции. В этой связи необходимо, на наш взгляд, на конституционном уровне закрепить признание принимаемых органом конституционного контроля решений источниками российского права, а также закрепить на законодательном уровне конкретные процедуры, направленные на неукоснительное применение и исполнение правовых позиций Конституционного Суда РФ, а также принять положения о персонифицированной ответственности лиц, частично или полностью не исполняющих судебные акты российского органа конституционного судебного контроля.

В целом же, несмотря на существующие проблемы правового регулирования и встречающуюся в научной литературе критику российского института конституционного судебного контроля, нельзя отрицать его важную роль в сохранении конституционности и защите экологических прав граждан, в том числе благодаря существующему прогрессивному механизму прямого обращения граждан с жалобой в Конституционный Суд РФ [16, с. 40].

В свою очередь, в Республике Ирак в качестве органа конституционного контроля выступает Федеральный Верховный суд, основные положения о деятельности которого закрепляют принятые в 2005 году Конституция и специальный закон Республики Ирак «О Федеральном Верховном суде», а также Правила и процедуры Федерального Верховного суда Ирака (далее – Правила и процедуры) [17].

Как и в России, данный орган конституционного контроля в Республике Ирак наделен исключительным правом рассматривать вопросы о конституционности положений действующего в стране законодательства, в том числе по обращениям граждан с конституционными исками, отвечающими положениям ст. 6 Правил и процедур.

Важной особенностью защиты прав граждан посредством конституционного судебного контроля в Республике Ирак является отсутствие требования исчерпать все средства судебной защиты перед обращением в Федеральный Верховный суд, которое присуще российскому правопорядку. Иными словами, иракское законодательство не позиционирует орган конституционного судебного контроля как экстраординарное средство судебной защиты.

В отличие от Республики Ирак, нормы российского законодательства, как известно, закрепляют исчерпание всех возможностей рассмотрения дела в обычных судах в качестве одного из обязательных условий допустимости обращения граждан в Конституционный Суд РФ (ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). И в этом смысле следует признать, что способ правовой защиты прав граждан посредством конституционного судопроизводства в Республике Ирак является более доступным по сравнению с российским правопорядком.

Судебные акты, принимаемые Федеральным Верховным судом, не могут быть обжалованы и имеют обязательный для органов власти характер («binding for all authorities»). Данное положение прямо закреплено в ст. 94 Конституции Ирака. В свою очередь, в принимаемых органом конституционного судебного контроля решениях, данное положение подчеркивает общеобязательность его судебных актов и для иракских граждан [18].

В качестве иных отличительных особенностей, принимаемых Федеральным Верховным судом актов, следует также назвать их непосредственное действие, а также признание в качестве устойчивых судебных прецедентов, следование которым является обязательным, и положения которых признаются при разрешении споров в качестве юридических аргументов [19].

Несмотря на достаточно прогрессивное правовое регулирование деятельности Федерального Верховного суда Республики Ирак, нельзя не отметить, что в сфере защиты экологических прав граждан она малоэффективна, об этом свидетельствуют проводимые в данной части исследования [20]. Так, ученые на основе анализа судебной практики отмечают крайне слабую защиту органом конституционного контроля экологических прав в Ираке. Это подтверждают и собственные наблюдения автора настоящей статьи. Так, в частности, на сайте Федерального Верховного суда Республики Ирак нам не удалось найти ни одного судебного решения, касающегося вопросов защиты прав граждан в сфере охраны окружающей среды.

Во многом это обуславливает сложившаяся в стране политическая ситуация, ее восстановление после долгих лет войны и необходимость устранения ее последствий, превалирование в практике Федерального Верховного суда дел, связанных с оспариванием нормативных правовых актов, которые приняло прежнее правительство, а также переход на новую, только формирующуюся правовую систему [21, с. 126].

В свете рассматриваемого вопроса нельзя не обратить внимание на следующие пробелы правового регулирования и имеющиеся в нем коллизии в части регламентации деятельности органа конституционного контроля в Республике Ирак:

  • •    неурегулированность нормами иракского права порядка формирования состава Федерального Верховного суда, требований к его судьям, а также сроков нахождения на посту;

  • •    сложная процедура отстранения от должности судей;

  • •    противоречие между Конституцией Республики Ирак, предусматривающей включение в состав суда не только судей, но и ученых-правоведов, а также экспертов исламского права, и Законом Ирака «О Федеральном Верховном суде», в котором, в результате внесенных в 2021 году изменений, был закреплен состав суда исключительно из судей [22, с. 108-109].

Такое положение дел, безусловно, сказывается на эффективности конституционного судебного контроля в целом и на защите прав граждан Республики Ирак, включая право на благоприятную окружающую среду посредством конституционного судопроизводства. Для устранения присущих иракскому законодательству в данной части коллизий правовых норм и восполнения существующих пробелов правового регулирования считаем целесообразным:

  • •    приведение в соответствие с Конституцией Республики Ирак положений Закона Ирака «О Федеральном Верховном суде»;

  • •    дополнить Закон Ирака «О Федеральном Верховном суде» положениями о порядке формирования состава Федерального Верховного суда, о предъявляемых к судьям профессиональных и образовательных требований, а также прямым указанием на соотношение в составе суда ученых-правоведов, экспертов исламского права и судей.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в современной Республике Ирак деятельность органа конституционного контроля способствует формированию иракского правового государства и направлена на то, чтобы обеспечить стабильность в иракском государстве. Между тем, для более эффективной защиты прав граждан, в том числе в сфере охраны окружающей среды, необходимо устранить имеющиеся в правовом регулировании пробелы и коллизии.

Подводя итоги проведенного в рамках настоящей статьи сравнительного анализа защиты прав граждан в сфере охраны окружающей среды органами конституционного контроля в России и Республике Ирак, следует сформулировать следующие основные выводы:

  • 1.    Российское и иракское государство гарантируют гражданам право защиты конституционного права на охрану окружающей среды органами конституционного судебного контроля – Конституционным Судом РФ и Федеральным Верховным судом соответственно.

  • 2.    Конституционный судебный контроль в обеих странах выстроен по европейской модели, поскольку его осуществление отнесено к исключительным полномочиям специализированных высших судебных инстанций государств.

  • 3.    Правовое регулирование деятельности органов конституционного контроля в России и Республике Ирак осуществляется на уровне основных законов стран и специальных законов, регламентирующих правовой статус высших органов судебной власти.

  • 4.    Практическая реализация прав граждан на защиту конституционного права в сфере охраны окружающей среды в России и Республике Ирак существенно отличается между собой. Проведенное в данной части исследование показало более совершенную, обширную и разнообразную практику российского органа конституционного судебного контроля по сравнению со слабо эффективной деятельностью в данном направлении Федерального Верховного суда, правовая регламентация деятельности которого нуждается в усовершенствовании за счет имплементации отдельных положений российского законодательства в нормы права, регламентирующие конституционный судебный контроль в Республике Ирак.

  • 5.    С целью усовершенствования правового регулирования деятельности Конституционного Суда РФ по защите прав граждан в сфере охраны окружающей среды необходимо по аналогии с Основным законом Республики Ирак прямо закрепить в Конституции РФ и в специальном законе общеобязательную юридическую силу принимаемых российским органом конституционного судебного контроля решений, а также урегулировать механизм применения и исполнения излагаемых им правовых позиций.

Список литературы Защита экологических прав граждан органами конституционного судебного контроля в России и в Республике Ирак

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  • Конституция Республики Ирак. Иракский Совет министров. URL: www.cabinet.iq (дата обращения: 23.12.2023).
  • Зарецкая М.Г., Куваева С.А. К вопросу об особенностях судебных органов конституционного контроля в практике зарубежных стран // Вопросы российского и международного права. 2023. Т. 13, № 3-1, с. 237-242. EDN: NBVDPN
  • Аббуд Дж. М. Независимость конституционной судебной власти является условием существования государственных институтов (на араб. яз.). URL: https://www.iraqfsc.iq/news.4886/(дата обращения: 23.12.2023).
  • Кузнецов А.А., Постриган Д.С. Особенности конституционного судебного контроля в Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 97-5, с. 160-164. EDN: EANWYT
Статья научная