Защита прав человека: основные направления и пути развития
Автор: Волчанская Алена Николаевна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Трибуна молодого ученого
Статья в выпуске: 1 (16), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются основные направления защиты прав человека, уделяется внимание одной из главных форм правозащитной системы - судебной защите, выявляются основные пути развития во взаимодействии Конституционного суда России и Европейского суда по правам человека. Исследуются вопросы правосудия, анализируются такие институты механизма охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, как институт Уполномоченного по правам человека и прокуратура.
Защита прав человека, судебная защита, правосудие, прокуратура, уполномоченный по правам человека, конституционный суд России, европейский суд по правам человека
Короткий адрес: https://sciup.org/14972847
IDR: 14972847
Текст научной статьи Защита прав человека: основные направления и пути развития
Права человека обладают сущностными свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии определенных гарантирующих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль. Основной формой защиты субъективных прав и свобод, охраняемых законом интересов является судебная форма защиты. Право на судебную защиту – одно из конституционных прав человека, в отличие от всех остальных прав, оно является исключительно важной предпосылкой защиты и элементом гарантии всех иных прав человека. В этом его особенность. Ст. 18 Конституции прямо предусматривает, что права и свободы граждан обеспечиваются правосудием, а ст. 46 и гарантирует каждому судебную защиту его прав.
В России наблюдается предопределяемая Конституцией тенденция «к возрастанию роли судебной власти в упрочении взаимодействия между национальной и международной правовыми системами, в обеспечении все более активного вхождения России в международное правовое пространство, в том числе в правовое пространство Европы» [2, с. 390]. Решения Европейского суда по правам человека выявляют факты нарушения прав и свобод человека и гражданина в национальных государствах и национальных правовых системах, побуждают государство-ответчика (и иные государства – участников Конвенции, в которых возникают аналогичные правовые ситуации) устранить условия и причины, вызвавшие нарушения. Конституционный суд России, используя правовые позиции Европейского суда, ориентирует законодательный процесс, судебную и иную правоприменительную практику на то, чтобы она соответствовала современному пониманию прав и свобод человека и гражданина» [3, с. 192].
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007–2011 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583 [8], по замыслу ее авторов, должна обеспечить гласность и открытость судопроизводства в современных условиях, когда наблюдается утрата доверия населения к справедливости правосудия. Названная проблема является наиболее актуальной в любом правовом государстве, в России в том числе, и имеет две стороны: с одной стороны, необходимо повышение качества правосудия и уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан, с другой – нужны гарантии независимости судей, создание для них соответствующих условий для судебной деятельности, и особенно повышения роли исполнения судебных актов.
Решить в какой-то степени эту задачу становится возможным при обеспечении гласности и открытости судопроизводства. Реализация данных принципов предусматривает просвещение и ликвидацию правового нигилизма у населения страны. Не стоит при этом забывать, что судьи – тоже граждане Российской Федерации и роль судьи выполняют только в определенный период своей жизни и только находясь на рабочем месте. Они, как и любые граждане страны, живут в обществе людей, получают образование в учебных заведениях, отдыхают, совершают походы в магазины, офисы, конторы, различные учреждения и т. д., то есть общаются с другими членами общества на равных.
В настоящее время в современном мире реализация прав и свобод человека и гражданина оказалась в центре правовой и политической жизни России и международного сообщества в целом. Данной проблеме уделяется пристальное внимание, международные нормы по правам человека признает и реализует большинство цивилизованных государств мира.
Провозглашенный в Конституции Российской Федерации базовый принцип признания человека, его жизни, его прав и свобод высшими ценностями государства носит не абстрактный декларативный характер, а имеет вполне конкретное содержание, которое предполагает, что защита прав и свобод человека и гражданина является конституционно-правовой и международно-правовой обязанностью государства.
По мнению автора, в поле зрения судебной системы Российской Федерации продолжает оставаться проблема соотношения международно-правовых документов и законов страны. В настоящий период эта проблема приобретает особое значение, учитывая возросшее количество обращений граждан Российской Федерации в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В Постановлении от 5 февраля 2007 г. № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что ратифицируя Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация признала юрисдикцию ЕСПЧ обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положе- ний этих договорных актов. Таким образом, как и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, решения ЕСПЧ – в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, включая право на доступ к суду и справедливое правосудие, – являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующих норм права.
При рассмотрении правосудия в качестве средства обеспечения реализации прав и законных интересов участников отношений в сфере разрешения споров о праве и рассмотрения жалоб и протестов на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц следует отметить, что споры о праве обусловлены коллизиями субъективных интересов участников правоотношений. В ситуации, когда стороны не могут самостоятельно достичь компромисса и прийти к мировому соглашению, они могут использовать свое конституционное право на судебную защиту собственного интереса (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Реализация данного права на практике связана непосредственно с таким важнейшим фактором, как доступность правосудия.
Вопросы обеспечения доступности правосудия приобретают особую актуальность в связи с вступлением России в Совет Европы и ратификацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей право каждого на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона.
Решение задачи, связанной с обеспечением доступности правосудия, по мнению В.Ф. Яковлева, заключается в дифференциации судебных процедур, упрощении форм судопроизводства, а также в применении альтернативных методов разрешения споров и примирительных процедур, в создании квазисудебных органов для судебного разрешения споров о праве. При этом особо подчеркивается то, что «судебная защита должна всегда присутствовать, быть гарантирована – в этом ее успешность» [13, с. 20].
По мнению В.М. Лебедева, самым распространенным и действенным способом реализации прав и свобод граждан является право на судебную защиту. Как было указано ранее, данное право провозглашено в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. При этом равноправие каждого перед судом исключительно важно, поскольку в случае возникновения спора или факта нарушения прав и свобод суд призван защитить и восстановить эти права и свободы. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены, – в конституции, законах, в других нормативных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле ч. 1 ст. 46 Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом» [4, с. 115–116].
Необходимо согласиться с мнением о том, что самым действенным средством является обеспечение судебной защиты прав граждан, так как судебная процедура, несмотря на недостатки (например, нарушение принципа независимости судей), на настоящий момент времени является самой эффективной и цивилизованной гарантией защиты личности [11, с. 19].
Н.В. Витрук справедливо отмечает, что решения Конституционного суда Российской Федерации исходят из ряда фундаментальных идей, выраженных во Всеобщей декларации прав человека и последующих международно-правовых актах о правах и свободах человека [1, с. 192]. Ведущей из них является признание достоинства человека и вытекающих из него равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи как основы свободы, справедливости и всеобщего мира. Дан- ная идея укрепляет систему аргументов, проводимую в постановлениях Конституционного суда Российской Федерации, лежит в основе его правовых позиций [9, с. 5–6].
При защите прав и свобод человека и гражданина конституционные (уставные) суды субъектов не только применяют нормы национального законодательства, но и очень часто обращаются к нормам международного и европейского права, ориентируются на европейские и международно-правовые стандарты в области защиты прав человека.
Изначально индивидуальные права и свободы были в центре внимания старейшей региональной организации – Совета Европы, созданной в 1949 году. По этой причине она имеет больший опыт в данной сфере, чем Европейский Союз. Совет Европы в состоянии продвигать сотрудничество и взаимодействие на континенте одновременно на нескольких уровнях. Основная работа по обеспечению многостороннего сотрудничества и согласованию позиций и подходов ведется им в формате межправительственного взаимодействия [10].
Взаимодействие между Европейским Союзом и Российской Федерацией в области демократии и защиты прав человека определяется положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и Коллективной стратегии ЕС по отношению к России. Коллективная стратегия ЕС по отношению к России, принятая в июне 1999 г. в Кёльне, определила «укрепление демократии, принципа правового государства и государственных учреждений» в качестве одной из «основных целей» отношений между Европейским Союзом и Россией. В этой связи Коллективная стратегия ЕС придает первостепенное значение развитию гражданского общества в России. Формирование гражданского общества во всех сферах – непременная предпосылка укрепления демократии в России. Европейский Союз желает оказать содействие этому процессу, особенно посредством развития прямых обменов между гражданскими общественными деятелями России и Евросоюза [7].
Начиная с 2005 г. ЕС и РФ дважды в год проводили консультации по правам человека. 15 декабря 2011 г. состоялась последняя встреча. Несмотря на это у ЕС есть сомнения в эффективности таких встреч и способности РФ применять обсуждаемые предложения на практике. Для повышения эффективности мероприятий в данной сфере Международная федерация по правам человека рекомендует России устанавливать определенные цели на заданный период времени и стремиться к ним.
В России среди механизмов охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина от произвола и злоупотреблений со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц особое место занимает институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, создание и деятельность которого открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином.
Вместе с тем правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его деятельность нуждаются в совершенствовании. Развитие нормативно-правовой базы института Уполномоченного не только позволит устранить основные проблемы в сфере охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, но и способно оказать положительное влияние на повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите этих прав и свобод.
В целях совершенствования организации деятельности Уполномоченного необходимо наделить его правом законодательной инициативы, что предоставит ему возможность оказывать влияние на правотворчество. В целях предварительной проверки законопроектов (что во многом позволило бы снять негативные последствия содержащихся в них норм, нарушающих права и свободы человека и гражданина) следует вменить Уполномоченному в обязанность давать заключения по проектам законов в области прав и свобод человека и гражданина. Свои предложения о совершенствовании законодательства он вынужден направлять на рассмотрение перечисленным в Конституции Российской Федерации субъектам этого права; те, в свою очередь, могут принять или отвергнуть предложения Уполномоченного. Такой громоздкий порядок заметно увеличивает объем переписки Уполномоченного с его корреспондентами и не повышает эффективность законотворческого процесса.
В современном Российском государстве продолжается становление и развитие конституционной системы защиты человека, его прав и свобод. Стоит согласиться с позицией М.В. Мархгейм, что положение базового закона России об обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина в идеале ориентирует все государственные органы на участие в рамках своих полномочий в осуществлении этой функции (ч. 1 ст. 45, ст. 18) [5, с. 269]. Не является исключением в данной связи и прокуратура, которая представляет собой уникальную модель органа, обладающего достаточно широким набором полномочий по реализации принципов защиты человека, его прав и свобод.
Значимым направлением работы прокуратуры в сфере реализации принципов защиты человека, его прав и свобод является ее участие в правотворческом процессе. В настоящее время органы прокуратуры эффективно реализуют такие полномочия в соответствии с п. 4 ст. 1 и ст. 9 Закона о прокуратуре. Участие прокуратуры в правотворчестве имеет большое предупредительное значение. Усилиями прокуроров уже на этапе подготовки правовых актов устраняются нарушения законоположений [6, с. 14].
Участие прокуроров в правотворческой деятельности с целью защиты человека, его прав и свобод становится реальным только тогда, когда одновременно осуществляется обеспечение верховенства закона; формирование единого правового пространства на территории страны; обеспечение согласованности юридических предписаний органов публичной власти; обеспечение регламентации решения вопросов местного значения; улучшение систематизации муниципальных правовых актов; снижение влияния бюрократических интересов, противоречащих потребностям населения; исключение из нормативных правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов.
Еще одно направление деятельности прокуратуры, в рамках которого реализуются принципы защиты человека, его прав и свобод, – это сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора
Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого входят Управление экстрадиции, Управление правовой помощи и управление международного права [12].
Большое значение в международном сотрудничестве Генеральной прокуратуры РФ имеет деятельность Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников Содружества Независимых Государств, созданного совместным решением генеральных прокуроров государств-участников СНГ 7 декабря 1995 года. Совет глав государств СНГ 25 января 2000 г. решил придать Координационному совету статус межгосударственного органа СНГ. Тогда же утверждено Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств-участников СНГ.
Основные права и свободы человека и гражданина обладают и сущностными свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии определенных гарантирующих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль. В демократическом государстве формирование и порядок деятельности органов правоохранительной системы – самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата – должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Необходимо отметить, что в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены. Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей правовой защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правового государства.
В заключение следует отметить, что основные направления развития государственной защиты прав человека включают в себя не только принятие новых нормативных актов, улучшение действующего зако- нодательства, но и реформирование всех механизмов, призванных реализовать это законодательство.
Список литературы Защита прав человека: основные направления и пути развития
- Витрук, Н. В. Практика национальных конституционных судов/Н. В. Витрук//Имплементация решений Европейского суда по правам человека в практике конституционных судов стран Европы: сб. докл. -М., 2006. -С. 192.
- Зорькин, В. Д. Россия и Конституция в XXI веке/В. Д. Зорькин. -М.: Норма, 2008. -С. 390.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ)//Российская газета. -1993. -25 дек.; 2009. -21 янв.
- Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России/В. М. Лебедев. -СПб., 2001.
- Мархгейм, М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: дис.... д-ра юрид. наук/Мархгейм М. В. -М., 2005. -269 с.
- Петрова, Л. Роль прокуратуры в правотворческой деятельности/Л. Петрова, С. Манакова//Законность. -2008. -№ 3.
- Политика ЕС в сфере прав человека по отношению к России//The EU -Russia centre Review, November 2010. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www. eu-russiacentre. га/-Загл. с экрана.
- Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 214//Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». -Электрон. дан. -Загл. с экрана.
- Права человека и проблемы формирования правового государства в условиях реформируемого российского общества. -Хабаровск, 1999.
- Совет Европы: официальный сайт. -Электрон. дан. -Режим доступа: http://www. сое. hit/. -Загл. с экрана.
- Стремоухов, А. В. Правовая защита человека (Теоретический аспект): дис.... д-ра юрид. наук/Стремоухов А. В. -СПб., 1996.
- Яковлев, В. Ф. Правосудие как средство обеспечения прав и свобод человека и гражданина/В. Ф. Яковлев//Коммерсантъ. -2004. -27 апр.
- http://genproc.gov.ru.