Защита прав осужденных к лишению свободы на современном этапе развития российской уголовно-исполнительной системы

Автор: Луковкин Кирилл Евгеньевич

Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu

Рубрика: Юриспруденция

Статья в выпуске: 4 (6), 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье проанализированы основные тенденции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на современном этапе. Выявлены проблемы, связанные с формированием и реализацией уголовно-исполнительной политики. На основе системного анализа предложены основные направления правозащитной политики для решения указанных проблем.

Уголовно-исполнительное право, лишение свободы, правозащитная политика

Короткий адрес: https://sciup.org/14219313

IDR: 14219313

Текст научной статьи Защита прав осужденных к лишению свободы на современном этапе развития российской уголовно-исполнительной системы

Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 4(6). 2013

Уголовно-исполнительная политика – это основанное на Конституции РФ, согласованное с основными требованиями общепризнанных международно-правовых актов в сфере организации исполнения уголовных наказаний направление деятельности Российского государства в вопросах организации и корректировки процессов борьбы с преступностью, исправления и социальной адаптации лиц, отбывающих наказание, определения основных принципов воспитательной работы с ними [8].

Современная российская уголовно-исполнительная политика твердо встала на почву гуманизации исполнения уголовного наказания. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации со времен распада СССР сделала существенный шаг на этом пути. Уголовно-исполнительным кодексом закреплены принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, созвучные международно-правовым стандартам. Наложен мораторий на смертную казнь, законодательно введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы, провозглашен отказ от прежней карательнорепрессивной уголовной политики.

Вместе с тем многие проблемы российской пенитенциарной системы до сих пор остаются нерешенными, а некоторые запущены настолько, что требуют скорейшего оперативного вмешательства со стороны государства. В ряде случаев ситуацию можно назвать не иначе как катастрофической. Одним из самых острых вопросов в этой сфере была и остается правовая защита лиц, приговоренных к уголовному наказанию в виде лишения свободы – пожизненно или на определенный срок. Акцентирование внимания именно на данном виде уголовного наказания обусловлено его суровостью относительно других наказаний, а также большим числом граждан, отбывающих его в исправительных учреждениях всех типов. Число лиц, лишенных свободы, сокращается, но остается значительным. Так, по состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864 тыс. человек [3], по состоянию на 1 ноября 2012 г. это число сократилось до 708,3 тыс. человек, а по состоянию на 1 февраля 2014 г. в учреждениях УИС содержалось уже 674,1 тысяч [9].

Развитие уголовно-исполнительной системы вызывает повышенный интерес у научного сообщества. Различные аспекты проблем правового положения осужденных являются объектом исследования многих ученых: Ю. М. Антоняна, М. Г. Деткова, А. И. Зубкова, И. Э. Звечаровского, В. О. Ключевского, С. И. Кузьмина, А. С. Михлина, М. П. Мелентьева, Т. Ф. Менязевой, А. Е. Наташева, И. А. Сперанского, Н. А. Стручкова, В. И. Селиверстова, В. А. Уткина, О. В. Филимонова, И. В. Шмарова, Н. В. Губарева и В. В. Рыбакова.

Можно выделить три группы негативных факторов, существенно влияющих на исправление осужденного и соблюдение его прав при исполнении (отбывании) наказания в виде лишения свободы.

Первая группа – социально-бытовые факторы. Переполнение исправительных учреждений, увеличение удельного веса социально деградировавших граждан, высокая заболеваемость осужденных, бытовая неустроенность. Лицо помещается в среду индивидов, преступивших закон, тем самым изолируется от позитивных общественных институтов, утрачивает социально значимые связи, которые впоследствии очень трудно восстановить.

Вторая группа – психологическая обстановка. Социальная незащищенность, агрессивные условия содержания, общая стрессовая ситуация, урезанный правовой статус. Несмотря на усилия администраций, криминогенная обстановка в российских колониях и тюрьмах по-прежнему оставляет желать лучшего: процветает правовой нигилизм, негласное самоу- правление осужденных, которые образуют криминальные структуры, где развивается тюремная субкультура.

Третья группа – организационно-правовые условия отбывания наказания. На фоне общей суровости и длительности наказания имеют место произвол со стороны сотрудников исправительного учреждения, круговая порука сотрудников администраций, формализм органов правосудия при решении правовых вопросов.

В совокупности все эти факторы неизбежно оказывают негативное влияние на осужденного, препятствуя его исправлению и предвосхищая рецидив преступлений. Об исправительном действии наказания в таких случаях говорить не приходится.

Государство предпринимает определенные попытки для улучшения ситуации. Так, утвержденной в 2010 г. Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:

  • •    совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;

  • •    поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;

  • •    дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;

  • •    дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта;

  • •    закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

  • •    подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей;

  • •    оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного [3].

При закрепленных положениях в области организационно-технического переоснащения уголовно-исполнительной системы в Концепции все же отсутствуют внятные механизмы совершенствования самой правовой защиты осужденных. Должное внимание уделено организации безопасности, условиям содержания, медицинскому обслуживанию, трудовой деятельности, профессиональной подготовке осужденных, социальной, психологической, воспитательной и образовательной работе с осужденными. Но в целом пенитенциарная система продолжает оставаться закрытой структурой, где не всегда возможно оперативное выявление фактов нарушения прав осужденных, что порой может привести к плачевным последствиям, например таким, как печально известное дело Сергея Магнитского, обстоятельства которого остаются запутанными до сих пор. Кроме международных институтов нет действенных эффективных рычагов давления, которые могли бы восстановить нарушенное право. Неслучайно процент жалоб в Европейский суд по правам человека на Россию со стороны российских граждан (и осужденных в том числе) растет с каждым годом. Так, по состоянию на 31 декабря 2011 г. на Россию подано 40 250 жалоб, что составляет 26,6 % от общего числа жалоб и является своеобразным рекордом [1].

Существует еще одна серьезная проблема. В понимании не только обывателя, но и зачастую правоприменителя осужденный по-прежнему продолжает оставаться сперва преступником, а уж затем человеком, хотя, как и остальные граждане, он обладает конституционным статусом, является гражданином РФ с комплексом вытекающих базовых прав. Временное усечение прав осужденного к лишению свободы или взятого под стражу массовым сознанием традиционно воспринимается как пожизненное «клеймо» даже после освобождения. Происходит и обратный процесс: проникновение тюремной субкультуры в повседневную жизнь россиян, что чревато криминализацией общества.

Сложившаяся обстановка требует дальнейшего совершенствования институтов правовой защиты осужденных. Здесь можно предложить следующие основные направления правозащитной политики.

Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 4(6). 2013

Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 4(6). 2013

Во-первых, введение соответствующих изменений в федеральное уголовное законодательство с учетом международных стандартов. Основные права осужденных закреплены в статье 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Это право на получение информации о своих правах и обязанностях; о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания, исключающее жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание; на жизнь и здоровье, запрет медицинских и иных опытов, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье; на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи; на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи; на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ; на оказание юридической помощи [7]. Права осужденных к лишению свободы также конкретизированы в разделе IV УИК, 11–17 главах.

В настоящий момент планируется ввести в УИК положения в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Соответствующий законопроект уже разработан Министерством юстиции РФ [5].

Анализируя современное законодательство и ситуацию в обществе, полагаем, что помимо существующих положений целесообразно ввести в федеральное законодательство следующие изменения:

  • 1)    ввести право на доступ к средствам массовой информации, включая Интернет, чего в настоящий момент осужденные лишены. Информированность – мощнейший инструмент ресоциализации. Осужденный должен быть изолирован, но не оторван от общества. Исправительные учреждения необходимо оборудовать хотя бы минимальным количеством точек доступа к сети Интернет.

  • 2)    ввести активное избирательное право в качестве меры поощрения в колониях-поселениях, что потребует внесения поправок в

Конституцию и федеральное законодательство. Осужденные граждане по-прежнему имеют политические права, включая право участвовать в выборах, а совершение преступлений небольшой тяжести не должно быть препятствием к осуществлению ими таких прав.

  • 3)    закрепление свободы совершать гражданско-правовые сделки как лично, так и через представителя. Наказание в виде лишения свободы не является основанием ограничения гражданской правоспособности осужденного. Нередко реализация гражданских прав изолированными от общества гражданами затруднена. Места лишения свободы необходимо обеспечить нотариусами, адвокатами, представителями органов, регистрирующих сделки со всеми видами имущества на постоянной основе.

  • 4)    закрепить свободу научной, творческой и иной не запрещенной законом деятельности. Колонии и тюрьмы должны быть оборудованы библиотеками, читальными залами, компьютерами и прочими необходимыми материалами.

  • 5)    должны быть скорректированы с учетом современных тенденций Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205. Например, ограниченное число телефонных звонков на фоне распространения мобильных телефонов теряет свое правовое значение. Осужденным к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести можно разрешить иметь аппараты мобильной связи, но с обязательным прослушиванием телефонной линии. Должен быть пересмотрен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

  • 6)    сроки погашения и снятия судимости также должны быть сокращены. Непогашенная или не снятая судимость после освобождения становится серьезным препятствиям в нормальной жизни, является практически «волчьим билетом» не только при трудоустройстве, но и в ряде других жизненных ситуаций, например, при оформлении ипотеки.

Второе серьезное направление правозащитной политики – должная реализация законов, что является решением большинства проблем в уголовно-исполнительной сфере. Часты случаи, когда закрепленные в законе права, как бы важны они ни были, фактически не соблюдаются. Даже самый совершенный закон остается простой бумагой, если его не исполняют. Причина – сознательное нару- шение администрациями исправительных учреждений требований закона либо (что касается материально-бытовых прав) просто невозможность их реализовать физически. В первом случае целесообразно усиление ответственности сотрудников и должностных лиц системы ФСИН путем масштабных проверок. Решение второго вопроса продекларировано Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. и зависит от финансовых возможностей государства. В качестве эксперимента перспективным видится привлечение к созданию уголовно-исполнительной инфраструктуры частного капитала на конкурсной основе.

Третье направление – усиление контроля за соблюдением прав и свобод осужденных на всех стадиях уголовного процесса. Контроль могут осуществлять государственные, общественные и международные институты, но не все из них действуют эффективно. Это напрямую зависит от доступности исправительного учреждения представителям гражданского общества, а также степени автономности и статуса правозащитной организации. Уголовно-исполнительная система должна быть открытой и прозрачной для гражданского общества в лице его правозащитных организаций. На деле этого пока не происходит, хотя наблюдаются и изменения в лучшую сторону.

В настоящее время имеются существенные позитивные сдвиги в решении пенитенциарных проблем современной России. Но реальные возможности совершенствования законодательства, уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительной политики при приведении их в соответствие с требованиями международных стандартов в этой сфере еще не исчерпаны. Грамотно и последовательно проводимая правозащитная политика способна серьезно изменить ситуацию с соблюдением прав и свобод такой уязвимой категории граждан Российской Федерации, как осужденные к лишению свободы. Для максимально эффективного результата предложенные направ-

Protection of the Rights of Persons Sentenced to Imprisonment at the Modern Stage of the Russian Penal System Development

The article analyzes the main trends in the development of the penal system of the Russian Federation at the present stage. It identifies problems associated with the formation and implementation of penal policy. Using the system analysis the author suggests the basic directions of human rights policies to solve the problems under consideration.

ления правозащитной политики должны быть реализованы только в комплексе.

  • 1.    Европейский суд по правам человека. Статистика Европейского суда. URL : http:// europeancourt.ru/statistika-evropejskogo-suda#V (дата обращения: 11.11.2013).

  • 2.    Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант-Плюс». 2012. Вып. № 18.

  • 3.    Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р, в ред. распоряжения Правительства РФ от 31.05.2012 № 874-р) // СПС «Консультант-Плюс». 2013. Вып. № 20.

  • 4.    Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.). URL : http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ prison.shtml (дата обращения: 11.11.2013).

  • 5.    Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ) // СПС «Консультант-Плюс». 2013. Вып. № 20.

  • 6.    Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.). URL : http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ detent.shtml (дата обращения: 11.11.2013).

  • 7.    Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М. : Проспект ; КноРус, 2012. 96 с.

  • 8.    Уголовно-исполнительное право : курс лекций / под ред. П. Е. Конегера, М. С. Рыбака. М. : ЭКСМО, 2010. 384 с.

  • 9.    Сайт УФСИН России. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL : http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/ Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 11.01.2014).

    Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 4(6). 2013


Список литературы Защита прав осужденных к лишению свободы на современном этапе развития российской уголовно-исполнительной системы

  • Европейский суд по правам человека. Статистика Европейского суда. URL: http://europeancourt.ru/statistika-evropejskogo-suda#V (дата обращения: 11.11.2013).
  • Конституция Российской Федерации//СПС «Консультант-Плюс». 2012. Вып. № 18.
  • Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р, в ред. распоряжения Правительства РФ от 31.05.2012 № 874-р)//СПС «Консультант-Плюс». 2013. Вып. № 20.
  • Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml (дата обращения: 11.11.2013).
  • Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ)//СПС «Консультант-Плюс». 2013. Вып. № 20.
  • Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.). URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/detent.shtml (дата обращения: 11.11.2013).
  • Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: Проспект; КноРус, 2012. 96 с.
  • Уголовно-исполнительное право: курс лекций/под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. М.: ЭКСМО, 2010. 384 с.
  • Сайт УФСИН России. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/(дата обращения: 11.01.2014).
Еще
Статья научная