Защитный доспех из органических материалов у аборигенного населения Северной Азии и Северной Америки
Автор: Табарев А.В., Бородовский А.П.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XIII, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521366
IDR: 14521366
Текст статьи Защитный доспех из органических материалов у аборигенного населения Северной Азии и Северной Америки
Согласно историко-этнографическим описаниям XVII – начала XX вв., защитный доспех из различных органических материалов широко использовался аборигенным населением Северной Азии (Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Северо-востока) и Северной Америки.
Анализ библиографии показывает, что, во-первых, в подавляющем большинстве работ данный элемент материальной культуры рассматривается исключительно как атрибут военного дела, а, во-вторых, на сегодняшний день практически нет работ, содержащих сравнительный анализ доспехов из органики по Евразии, Америке и Пасифике.
С конца XIX в. в археологической литературе Сибири встречаются единичные публикации [Флоринский, 1896, с.185, рис. 33], затрагивающие вопросы защитного вооружения из органических материалов. Однако, в этот же период достаточно презентабельные археологические комплексы, включающие в свой состав такой инвентарь, длительное время не издаются. Широкую известность эти комплексы приобретают только к середине следующего ХХ столетия [Окладников,1955, с. 253, рис. 120]. Интенсивное развитие сибирской археологии во второй половине прошлого столетия позволяет существенно расширить источниковую базу древних предметов связанных с органическим защитным вооружением.
Всю литературу, изданную по этой проблематике в Сибири и на Дальнем Востоке следует разделить на несколько направлений. Одно из них – публикации единичных фрагментов роговых или костяных панцирных пластин в составе предметного контекста определенных археологических памятников [Бродянский, 1996; Грязнов, 1956; Деревянко, 1981, 1987; Диков, 1977; Кирьяк, 2005; Окладников, 1955; Матющенко, Синицина, 1988; Молодин, 1985]. Другой круг литературы посвящен попыткам реконструкции внешнего вида древнего защитного снаряжения из органики на основании его отдельных фрагментов (панцирных пластин) [Алексеев, Жирков, Степанов…, 2006; Деревянко, 1973; Генинг, 1993; Матвеева, Потемкина, Соловьев, 2004; Соловьев, 2003].
Этнографических свидетельств существования защитного снаряжения из органических материалов у народов Сибири и Дальнего Востока сохранилось значительно меньше. Как правило, это свидетельства с незначительным количеством иллюстративных материалов, о существовании органического защитного вооружения у народов Западной Сибири (селькупов) [Пелих, 1981] и Дальнего Востока и Монголии.
Наиболее полно описаны варианты защитного доспеха у народов Крайнего Северо-востока – чукчей, коряков, а также их соседей – эскимосов, и ительменов [Антропова, 1957; Арутюнов, 1975; Вдовин, 1973; Нефедкин, 2003].
Какова ситуация на североамериканском континенте? Согласно археологическим данным наиболее ранние свидетельства защитного доспеха (костяные пластины) известны для культуры пунук (Punuk culture) (вторая половина I тыс.н.э.), памятники которой исследованы на островах Св. Лаврентия и Пунук в северной части Берингова моря.
В подавляющем большинстве русскоязычных публикаций о защитных доспехах североамериканских аборигенов акцент делается на арктических эскимосах и воинственных индейцах-тлинкитах, обитавших на СевероЗападном побережье [Гринев, 1991; Зорин, 2002; Ратнер-Штернберг, 1930]. Для первых характерно использование т.н. «телескопического» доспеха их полос или пластин кожи, а для вторых – нагрудных панцирей из деревянных или костяных пластин.
В то же время защитное снаряжение из органических материалов использовалось гораздо шире - практически всеми племенами, населявшими районы тихоокеанского побережья от Аляски до Калифорнии – томпсон, хайда, квакиутль, чинук, карок и др.[Crossroads of Continents…, 1988; Emmons, 1991; Kendall, 1997; Lowrey, 1999; Moss, Erlandson, 1992; Oakes, Reiwe, 1998; VanStone, 1983].
Другой, не менее насыщенный этнографическими данными, ареал распространения доспеха из органических материалов – Северо-Восток (район Великих Озер), где европейцами у племен ирокезов и гуронов описаны нагрудники, шлемы и защитные накладки на голени и предплечья из дерева, тростника, травы и т.п. [The Native Americans…, 1991; Tooker, 1964].
Американские материалы важны тем, что на их внешний вид, в отличие от североазиатских образцов, не повлияло последующее употребление металла.
Интересные аналогии защитному доспеху прослеживаются у айнов. Судя по описаниям и редким фото, а также нескольким сохранившимся музейным экспонатам, айнский воин носил «костюм», сплетенный их широких полос кожи тюленя или нерпы (или травы), который полностью защищал его тело.
Еще более заманчива перспектива - проследить южные (тихоокеанские) параллели – защитные и ритуальные одежды из шкур быка, кожи змеи, бамбука, тростника, кости, а также раковин встречаются у народов тихоокеанского бассейна от Филиппин до Новой Зеландии.
Таким образом, изучение защитного доспеха из органических материалов в полной мере соответствует статусу самостоятельного направления.
При этом традиционно рассматриваемая в отечественных публикациях сторона (военная), оказывается далеко не единственной. В целом все аспекты этого направления можно сгруппировать следующим образом:
-
- военный аспект – время, причины и условия появления доспехов, анализ защитных свойств доспехов, эффективность их применения в различных видах ближнего и дальнего боя, и.т.д.;
-
- технологический аспект – изучение техник подготовки и обработки исходных материалов (кости, рога, дерева, тростника, кожи, волокон), процесс изготовления различных видов доспеха и т.д.; В целом для достоверности реконструкций предметов защитного органического вооружения требуется несколько уровней проработки гипотез конструкции их внешнего вида и, безусловно, натурное моделирование [Бородовский, 2007].
-
- ритуальный аспект – демонстрационная функция доспеха, символика материала доспехов и его украшений, мифология доспеха, использование доспехов в танцах, церемониях, и в погребальной практике, «шаманский» доспех;
-
- социальный аспект – доспех как продукт специфической (элитной) технологии, элемент социального престижа, предмет межрегиональной торговли (обмена).