Завершение исследований могильника Старый Сад эпохи поздней бронзы

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521746

IDR: 14521746

Текст статьи Завершение исследований могильника Старый Сад эпохи поздней бронзы

В полевой сезон 2011 г. завершено исследование могильника Старый Сад (НСО, Венгеровский р-он). Памятник находится в 5 км к юго-западу от с. Венгерово, в 500 м к СВ от заброшенного сада, на краю террасы Государева озера. Первые раскопки на могильнике проведены Н.В. Полосьмак и В.И. Молодиным (1983 г.). Основную часть исследовал А.В. Нескоров, раскопав 90 насыпей (1983-1984, 1987 гг.) [Молодин, 1981; Молодин, Не-скоров, 1992]. В 2010 г. В.И. Молодиным и Л.Н. Мыльниковой изучены пять курганных насыпей [Молодин, Мыльникова и др., 2010].

Весной 2011 г еще на двух объектах была сделана геофизическая съемка, а затем произведены раскопки.

Курган 96 до начала работ представлял собой насыпь овальной формы высотой 0,39 м. Под насыпью выявлены два объекта – прокал и погребение.

Заполнение прокала в верхней части составляла почва оранжевого цвета. Нижнюю часть устилала темно-серая золистая почва. После выборки заполнения выяснилось, что прокал залегал в яме неправильной округлой формы (0,98×0,94 м) с чашевидным ступенчатым дном и ступеньками вокруг углубления. В заполнении прокала, в верхней части, найдены фрагменты керамики. Один из них – фрагмент горловины сосуда. По орнаментальным признакам он близок к изделиям данного памятника эпохи поздней бронзы. Очевидно, вышеописанный объект имеет непосредственное отношение к погребальной практике именно этой эпохи.

Погребение находилось в 0,45 м к северо-западу от прокала № 2. Могильная яма имела форму прямоугольника с округлыми углами, ориентирована по линии СЗ–ЮВ. Размеры по верхнему периметру 1,9×1,0 (1,01) м, глубина от уровня материка – 0,42–0,46 м. Стенки немного наклонные, дно ровное, с понижением к ЮВ части.

Погребен взрослый человек, ориентированный головой на ЮВ. Череп лицевой частью повернут к южной стенке могилы. Умерший был положен на спину с легким поворотом на левый бок. Левая рука вытянута, отставлена от тулова и немного согнута в локте, правая располагалась на тулове и была сильно согнута в локтевом суставе. Ноги, очевидно, были согнуты в коленях. У костей кисти правой руки найден однолезвийный бронзовый нож (см. рисунок, 2) с накладкой на рукоять коры хвойного дерева. В районе костей таза обнаружены два отщепа.

Судя по положению и ориентации погребенного в могиле, а также по форме ножа, захоронение следует отнести к эпохе поздней бронзы.

Погребение и прокал, несомненно, связаны семантически. Курган 97 не имел рельефных признаков, поскольку подвергался регулярной распашке. Его примерные границы (как и границы геофизической карты) определены по распространению единичных костей животных и фрагментов керамики.

Могильник Старый Сад.

1 – погребение, курган 96 ( а – отщепы; б – бронзовый нож); 2 – бронзовый нож из погребения кургана 96; 3 – сосуд из погребения кургана 97.

В результате размеры раскопа составили 17×18 м. В заполнении насыпи кургана, в разных ее частях, найдены: зуб животного, фрагменты керамики, а также несколько костей человека.

Могильная яма имела форму прямоугольника с округлыми углами, ориентирована по линии запад-восток с отклонением к северу. Северная стенка испорчена ходом крупного норного животного. Размеры ямы 1,9×1,5 м, глубина – 0,5 м от уровня материка.

В центральной части могильной ямы, на глубине 0,38 м от уровня материка, компактной кучкой располагались жженые кости человека. Под ними зафиксировано пятно ярко-красной почвы, выходящее за пределы границы распространения костей на 5–12 см. Данное наблюдение говорит о том, что процесс горения трупа продолжался и при помещении его в могилу. У западной стенки могильной ямы стоял керамический сосуд баночной формы, орнаментированный горизонтальной «елочкой», выполненной гребенчатым штампом. Аналогии ему достаточно широко известны в материалах андро-новской культуры [Кузьмина, 2008, рис. 95, 16 ; 100, 15 ; 103, 13 ]. Ближайшим памятником с аналогичной посудой является могильник Тартас-1 (см., например: [Молодин, 2010; Молодин, Чемякина, Мыльникова, 2008]).

Судя по погребальному обряду и орнаментации сосуда, погребение относится к андроновской (федоровской) культуре.

Таким образом, в настоящее время на могильнике Старый Сад исследовано 97 земляных конструкций, изучена 101 могила: 1 – эпохи ранней бронзы; 10 – эпохи развитой бронзы (андроновская культура); 71 – эпохи поздней бронзы; 19 – раннего железного века. Памятник можно квалифицировать как совокупность разновременных некрополей, среди которых основное место занимают погребения эпохи поздней бронзы. Как указывалось ранее [Молодин, Мыльникова и др., 2010], абсолютные аналогии материалам, обнаруженным в них, имеются в памятниках переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку Центрального Казахстана (VIII–VII вв. до н.э.) [Ермолаева, 1987, рис. 43, 1 3, 33 ], а также в материалах пахомовс-кой [Корочкова, 2010, рис. 29, 27 ; 30, 36 ] и черкаскульской культур [Корочкова, Стефанов и др., 2005, с. 147–161].

В Барабинской лесостепи среди могильников или отдельных захоронений, которые относятся к этому образованию, точнее сказать, к его восточному варианту, можно назвать Преображенку-3, Абрамово-4, Гандичевский совхоз, Гришкину Заимку и др. [Молодин, 1981, 1985; Молодин, Новиков, 1998, с. 87–89; Молодин, Чикишева, 1988]. Некрополь Старый Сад занимает среди них особое место, как по представительности комплекса, так и по степени изученности. Это наиболее крупный могильник восточного варианта пахомовской культуры, исследованный в Барабинской лесостепи.

Раскопанная серия захоронений эпохи поздней бронзы с устойчивым и специфичным погребальным обрядом. Найденные предметы погребального инвентаря имеют принципиальное значение для разработки относительной периодизации культур эпохи бронзы, а также для понимания сути историко- культурных процессов, происходивших в Западно-Сибирской лесостепи на рубеже перехода к новой эпохе – раннему железному веку. Первостепенной задачей, которую видят перед собой авторы, является подготовка и издание обобщающей монографии, включающей все материалы по эпохе бронзы.

Статья