Земля Ксенофана (21 B 28; A 47 DK)
Автор: Егорочкин Михаил Владимирович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.13, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье впервые предпринимается попытка обобщить взгляды Ксенофана Колофонского о Земле, ее устройстве и местоположении в космосе. Среди фрагментов, так или иначе посвященных этой теме, особый интерес представляет фрагмент B 28, где, по мнению большинства античных и современных толкователей, Земля признается бесконечной. В статье показано, что такое понимание едва ли соответствует представлению самого Ксенофана, который в указанном фрагменте говорит не о бесконечности нижней части Земли, но об уходящем в бесконечность ее нижнем пределе. Задаваясь вопросом о том, что понимает Ксенофан под бесконечностью, автор статьи показывает, что это понятие подразумевает как пространственную, так и эпистемологическую неопределенность. Ксенофан называет бесконечным то, что выходит за рамки человеческого опыта. В этом смысле бесконечными у него оказываются не только низ Земли, но и воздух, простирающийся за пределы видимости, а также земная поверхность, включающая в себя множество регионов, каждый из которых представляет собой отдельный космос. Анализируя свидетельства Псевдо-Плутарха и Ипполита, автор показывает, что поверхность Земли, или земля в узком смысле слова, изначально представляла собой жидкую грязь, впоследствии уплотнившуюся под воздействием воздуха и огня. И если плотную часть Ксенофановой Земли допустимо рассматривать как один из четырех элементов, то взятая в целом она не является первоначалом в аристотелевском смысле слова, но, скорее, представляет собой тот космос, который определяет для человека доступную ему меру познания и который вслед за Аристотелем можно описать давней формулой «все есть Земля» (Arist. Met. A 8, 989a 9-10).
Досократики, ксенофан колофонский, древнегреческая космология, бесконечность, элементы, начало, представления о земле, античное понимание космоса
Короткий адрес: https://sciup.org/147215829
IDR: 147215829 | DOI: 10.25205/1995-4328-2019-13-2-554-579
Список литературы Земля Ксенофана (21 B 28; A 47 DK)
- https://nsu.ru/classics/schole/13/13-2-egor.pdf
- Лебедев, А. В. (1989) Фрагменты ранних греческих философов, изд. подг. А.В. Лебедев. Москва.
- Позднякова, Н. А. (2007) Псевдо-Аристотель, "Рассказы о диковинах", пер., вступ. ст. и коммент. Н. А. Поздняковой, Чудеса и оракулы в эпоху древности и средневековья, ред. С. В. Архипова и Л. Л. Селиванова. Москва, 152-225 (впервые ВДИ 1987, 3, 236-252; 4, 229-251).
- Berger, H. (1894) "Untersuchungen über das kosmische System des Xenophanes", Berichte über die Verhandlungen der Königlich Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften zu Leipzig: Philologisch-Historische Klasse 46, 15-64.
- Bicknell, P. J. (1967a) "A Note on Xenophanes' Astrophysics", Acta Classica 10, 135-136.
- Bicknell, P. J. (1967b) "Xenophanes' Account of Solar Eclipses", Eranos 65, 73-77.
- Bollack, J. (1965-1969) Empédocle, I-III. Paris.
- Brandis, Ch. A. (1813) Commentationum Eleaticarum pars prima: Xenophanis Parmenidis et Melissi doctrina e propriis philosophorum reliquiis veterumque auctorum testimoniis. Altonae.
- Brucker, I. (1742-1744) Historia critica philosophiae, I-V. Lipsiae (ed. secunda, I-VI. Lipsiae, 1766-1767).
- Burnet, J. (1930) Early Greek Philosophy, 4th ed. London.
- Busuttil, J. (1971) "Three Articles", Journal of the Faculty of Arts 4, 329-333 (I. Xenophanes and Malta, 329-330).
- Calzolari, A. (1981) "Il pensiero di Senofane tra sapienza ed empiria", Studi classici e orientali 31, 69-99.
- Cassin, B. (1980) Si Parménide: Le traité anonyme De Melisso Xenophane Gorgia, éd. critique et comm. par B. Cassin. Lille.
- Cavalieri, M. C. (2002) "La Rassegna dei filosofi di Filodemo: scuola eleatica ed abderita (PHerc 327) e scuola pitagorica (PHerc 1508)?" Papyrologica Lupiensia 11, 17-53.
- Classen, C. J. (1989) "Xenophanes and the Tradition of Epic Poetry", Ionian Philosophy, ed. by K.J. Boudouris. Athens, 91-103.
- Corbato, C. (1952) "Studi senofanei", Annali Triestini XXII, 1, 179-244 (= Id., Studi senofanei. Brescia, 1997, 9-89).
- Covotti, A. (1920) "Il «dubbio» di Senofane", Atti dell'Accademia di Scienze morali e politiche della Società Reale di Napoli 46, 157-172 (= Id., I Presocratici. Napoli, 1934, 88-96).
- Crönert, W. (1906) Kolotes und Menedemos. Texte und Untersuchungen zur Philosophen- und Literaturgeschichte. Leipzig.
- Decleva Caizzi, F. (1974) "Senofane e il problema della conoscenza", Rivista di filologia e di istruzione classica 102, 145-164.
- Deichgräber, K. (1938) "Xenophanes ΠΕΡΙ ΦΥΣΕΩΣ", Rheinisches Museum für Philologie 87, 1-31.
- Di Maria, G. (2012) Achillis quae feruntur astronomica et in Aratum opuscula: De universo, De Arati vita, De phaenomenorum interpretatione, rec. G. Di Maria, ed. altera emendatior. Puurs.
- Diels, H. (1879) Doxographi Graeci. Вerolini (ed. quarta. Вerolini, 1965).
- Diels, H. (1897) "Über Xenophanes", Archiv für Geschichte der Philosophie 10, 530-535.
- Diels, H. (1900) Aristotelis qui fertur de Melisso Xenophane Gorgia libellus. Вerolini.
- Diels, H. (1901) Poetarum philosophorum fragmenta. Вerolini.
- Diels, H. (1906-1910) Die Fragmente der Vorsokratiker, 2. Aufl., I-II (1-2). Berlin.
- Diels, H. (1922) Die Fragmente der Vorsokratiker, 4. Aufl., I-III. Berlin.
- Diels, H. (1969) Kleine Schriften zur Geschichte der antiken Philosophie. Hildesheim.
- Fabricius, J. A. (1705-1728) Bibliotheca Graeca I-XIV. Hamburgi (ed. quarta curante G. Ch. Harles, I-XII. Hamburgi, 1790-1809).
- Flashar, H. (1990) Aristoteles, "Mirabilia", übers. mit Einleit. und Anm. von H. Flashar, Aristoteles, Werke in deutscher Übersetzung, XVIII: Opuscula II-III, 3. Aufl. Berlin, 5-154.
- Fränkel, H. (1925) "Xenophanesstudien", Hermes 60, 174-192.
- Fülleborn, G. G. (1791) "Xenophanes. Ein Versuch", Beyträge zur Geschichte der Philosophie I, hrsg. von G. G. Fülleborn. Züllichau; Freystadt, 59-83.
- Fülleborn, G. G. (1796) "Philosophische Fragmente des Xenophanes", Beyträge zur Geschichte der Philosophie VII, hrsg. von G. G. Fülleborn. Züllichau; Freystadt, 1-15.
- Giannini, A. (1966) Paradoxographorum Graecorum reliquiae, rec. A. Giannini. Milano.
- Gigon, O. (1935) Untersuchungen zu Heraklit, Diss. Leipzig.
- Gigon, O. (1945) Der Ursprung der griechischen Philosophie von Hesiod bis Parmenides. Basel.
- Guilmot, M. (1944) "Xénophane et l'Égypte", Chronique d'Égypte 19, 74-84.
- Heitsch, E. (1966) "Das Wissen des Xenophanes", Rheinisches Museum für Philologie 109, 193-235.
- Heitsch, E. (1983) Xenophanes, Die Fragmente, hrsg., übersetzt und erläutert von E. Heitsch. München; Zürich.
- Heitsch, E. (1994) Xenophanes und die Anfänge kritischen Denkens. Stuttgart.
- Herzog, K. (1967) "Metaphysische Probleme in der Astronomie des Xenophanes", Kant-Studien 58, 399-432.
- Ioli, R. (2003) "Senofane B 34 DK e il conoscere", Giornale italiano di filologia 55, 199-219.
- Karsten, S. (1830) Xenophanis Colophonii carminum reliquiae. Amstelodami.
- Kélessidou, A. (1996) "Xénophane sur la nature", La Nature: Thèmes philosophiques, thèmes d'actualité. Actes du XXVe Congrès de l'Association des Sociétés de philosophie de langue française (Lausanne, 25-28 août 1994), publiés sous la dir. de D. Schulthess. Genève; Lausanne; Neuchâtel, 379-383.
- Lachenaud, G. (1993) Plutarque, Œuvres morales XII, 2: Opinions des philosophes, texte établi et trad. par G. Lachenaud. Paris.
- Lebedev, A. V. (1989) Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov [The Fragments of the Early Greek Philosophers], ed. and trans. by A. V. Lebedev. Moscow.Lesher, J. H. (1978) "Xenophanes' Scepticism", Phronesis 23, 1-21.
- Lesher, J. H. (1992) Xenophanes of Colophon, Fragments, a text and trans. with a comm. by J. H. Lesher. Toronto.
- Lumpe, A. (1952) Die Philosophie des Xenophanes von Kolophon, Diss. München.
- Mansfeld, J. (1988) "De Melisso Xenophane Gorgia: Pyrrhonizing Aristotelianism", Rheinisches Museum für Philologie 131, 239-276.
- Marcovich, M. (1959) "Was Xenophanes in Paros (Greece), Pharos (Dalmatia), or Pharos (Egypt)?" Classical Philology 54, 121.
- Marcovich, M., ed. (1986) Hippolytus, Refutatio omnium haeresium. Berlin; New York.
- Marinone, N. (1967) Lessico di Senofane. Roma (rist. Hildesheim; New York, 1972).
- Mau, J. (1971) Plutarchi Moralia V, 2, 1: Vitae decem oratorum; Placita philosophorum, ed. J. Mau. Leipzig.
- McCoy, M. (1989) "Xenophanes' Epistemology: Empiricism leading to Scepticism", Ionian Philosophy, ed. by K. J. Boudouris. Athens, 235-240.
- Mogyoródi, E. (2006) "Xenophanes' Epistemology and Parmenides' Quest for Knowledge", La costruzione del discorso filosofico nell'età dei Presocratici, a c. di M. M. Sassi. Pisa, 123-160.
- Mondolfo, R. (2012) L'infinito nel pensiero dell'antichità classica. Milano.
- Mourelatos, A. P. D. (2008) "The Cloud-Astrophysics of Xenophanes and Ionian Material Monism", The Oxford Handbook to Presocratic Philosophy, ed. by P. Curd and D.W. Graham. Oxford; New York, 134-168.
- Mras, R., des Places, É. (1982-1983) Eusebius, Praeparatio Evangelica, hrsg. von K. Mras und É. des Places. Berlin (Eusebius Werke VIII, 1-2).
- Nestle, W. (1942) Vom Mythos zum Logos: Die Selbstentfaltung des griechischen Denkens von Homer bis auf die Sophistik und Sokrates, 2. Aufl. Stuttgart.
- Palmer, J. A. (2000) "Aristotle on the Ancient Theologians", Apeiron 33, 181-205.
- Patzer, A. (1986) Der Sophist Hippias als Philosophiehistoriker. Freiburg; München.
- Petavius, D. (1630) Uranologion. Lutetiae Parisiorum.
- Reibaud, L. (2012) Xénophane de Colophon, Œuvre poétique, éd., trad. et comm. par L. Reibaud. Paris.
- Roschmannus, T. (1729) Dissertatio historico-philosophica de Xenophane, praes. I. Gu. Feuerlinus. Altorfii.
- Rudberg, G. (1948) "Xenophanes, Satiriker und Polemiker", Symbolae Osloenses 26, 126-133.
- Runia, D. T. (1989) "Xenophanes on the Moon: A Doxographicum in Aëtius", Phronesis 34, 245-269.
- Schorn, S. (2007) "‘Periegetische Biographie' - ‘Historische Biographie': Neanthes von Kyzikos (FgrHist 84) als Biograph", Die griechische Biographie in hellenistischer Zeit. Akten des internationalen Kongresses vom 26.-29. Juli 2006 in Würzburg, hrsg. von M. Erler und S. Schorn. Berlin; New York, 115-156.
- Snell, B. (1944) "Die Nachrichten über die Lehren des Thales und die Anfänge der griechischen Philosophie- und Literaturgeschichte", Philologus 96, 170-182.
- Špaňár, J. (1969) "Die Erkenntnistheorie bei Xenophanes von Kolophon", Zborník Filozofické fakulty Univerzity Komenského: Philosophica 8, 297-308.
- Stephanus, H. (1573) Poesis philosophica. Genavae.
- Untersteiner, M. (1956) Senofane, Testimonianze e frammenti, intr., trad. e comm. a c. di M. Untersteiner. Firenze.
- Vassallo, Ch. (2014) "Xenophanes in the Herculaneum Papyri", Archiv für Papyrusforschung 60, 45-66.
- Victorius, P. (1567) Hipparchi Bithyni In Arati et Eudoxi Phaenomena Libri III. Eiusdem Liber Asterismorum. Achillis Statii In Arati Phaenomena. Arati vita, et fragmenta aliorum veterum in eius Poema. Florentiae.
- Vitali, R. (2000) Senofane di Colofone e la scuola eleatica. Cesena.
- Wiesner, J. (1974) Ps.-Aristoteles, MXG: Der historische Wert des Xenophanesreferates. Beiträge zur Geschichte des Eleatismus. Amsterdam.
- Wiesner, J. (1997) "Wissen und Skepsis bei Xenophanes", Hermes 125, 17-33.
- Wöhrle, G. (1993a) "Xenophanes als didaktischer Dichter", Elenchos 14, 5-18.
- Wöhrle, G. (1993b) "Xenophanes' parodistische Technik", Literaturparodie in Antike und Mittelalter, hrsg. von W. Ax und R.F. Glei. Trier, 13-25.
- Zunino, M. L. (1997) "La testimonianza di Senofane su Lipari (21 A 48 Diels-Kranz) e una nuova interpretazione dell'eremia eoliana", Quaderni di storia 45, 145-153.