Земская традиция как особо ценное нематериальное культурное наследие русского севера (сакральная география и геософия севернорусского мира)
Автор: Теребихин Николай Михайлович
Журнал: Арктика и Север @arcticandnorth
Рубрика: Обзоры и сообщения
Статья в выпуске: 50, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены научные результаты исследования традиции земского самоуправления на Русском Севере как особо ценного нематериального культурного наследия, образно-символический словарь (тезаурус) которого может быть использован при разработке идеологии и философии региональной стратегии и локальных проектов пространственного развития Северного макрорегиона. В концептосфере геокультурного пространства Русского Севера особое место занимает идея-концепция «земства» или «мiра» как идеальной, эталонной формы религиозного и социокультурного землеустроения Поморья, являвшего собой заповедный остров-архипелаг, опутанный сетью автономных, самодержавных мiров. Природно-культурный ландшафт севернорусского мiра насыщен «соборной» и «софийной» семантикой и символикой освоения, особости, самости, свободы, всеединства, троичности, мерности, изящности, премудрости. Исследованы культурно-семиотические механизмы славяно-русского освоения земель и вод полуночного Края Света, изучена сакральная география и геософия «верховского» и «низовского» потоков колонизации регионов Севера и Арктики. Особое внимание уделено изложению опыта и практик сохранения и адаптации сакрального наследия, связанного с землеустроением и освящением территорий и акваторий Поморья (Кенозерский национальный парк, Нарьян-Марская и Мезенская епархия, проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»).
Земство, мiр, соборность, софия премудрость божия, троичность, пространственное развитие, русский север, арктика, поморье
Короткий адрес: https://sciup.org/148326161
IDR: 148326161 | DOI: 10.37482/issn2221-2698.2023.50.272
Список литературы Земская традиция как особо ценное нематериальное культурное наследие русского севера (сакральная география и геософия севернорусского мира)
- Боков А.В. О стратегии пространственного развития // Теория и история архитектуры. 2018. № 4. С. 13-37.
- Сельский священник. Древнерусский приход и его пережитки в церковно-общественной жизни Архангельской епархии. Архангельск: Типолитография наследников Д. Горяйнова, 1916. 20 с.
- Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на Севере России в XV-XVII вв. Санкт-Петербург: Типография М.А. Александрова, 1913. 137 с.
- Дворниченко А.Ю. Земская и государственная традиции в истории дореволюционной России // История. Мир прошлого в современном освещении / Под ред. А.Ю. Дворниченко. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2008. С. 459-474.
- Суриков И.Е. Греческий полис архаической и классической эпох // Античный полис. Курс лекций / Отв. ред. В.В. Дементьева, И.Е. Суриков. Москва: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. С. 8-54.
- Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Москва: Академический проект, 2004. 992 с.
- Шмелев А.Д. В поисках мира и лада // Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Москва: Языки славянской культуры, 2005. С. 110-129.
- Богословский М. Земское самоуправление на Русском Севере. Т. 1. Москва: Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете, 1909. 435 с.
- Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. Санкт-Петербург: Алетейя, 1994. 447 с.
- Топоров В.Н. Ещё раз о др.-греч. ЮФ1А: происхождение слова и его внутренний смысл // Структура текста / Отв. ред. Т.В. Цивьян. Москва: Наука, 1980. С. 148-173.
- Плюханова М.Б. О традициях софийских и успенских церквей // Лотмановский сборник. Т. 2. Москва: Издательство О.Г.И. РГГУ, 1997. С. 483-510.
- Максимов С.В. По Русской земле. Москва: Советская Россия, 1989. 526 с.
- Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. Санкт-Петербург: Акрополь, 1995. 336 с.
- Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Геософия: горизонты и цивилизации. Москва: Академический проект, 2017. 476 с.
- Флоренский П. Заметки о троичности // Флоренский П. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Москва, 1914. С. 593-599.
- Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. Москва: «Гнозис» — Школа «Языки русской культуры», 1995. 875 с.
- Топоров В.Н. Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре — *Svet // Языки культуры и проблемы переводимости / Отв. ред. Б.А. Успенский. Москва: Наука, 1987. С. 184-252.
- Суриков И.Е. Категория сакрального в пространственной модели античного греческого полиса // Восточная Европа в древности и средневековье: восприятие, моделирование и описание пространства в античной и средневековой литературе / Отв. ред. Е.А. Мельникова. Москва: Институт всеобщей истории РАН, 2006. С. 181-186.
- Богословский М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII в. Т. 2. Москва: Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете, 1912. 385 с.
- Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей: (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). Москва: Издательство Московского университета, 1982. 248 с.
- Лесков Н.С. На краю света // Лесков Н.С. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. Москва: Правда, 1981. С. 404-468.
- Агеева Е.А. Водлозеро в записях С.Н. Дурылина в июле-августе 1917 года // Рябининские чтения — 2015. Материалы VII конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера / Отв. ред. Т.Г. Иванова. Петрозаводск: ООО «МАКС-ПРИНТ», 2015. С. 6-8.
- Теребихин Н.М. Ритуалы природных и социальных катастроф в традиционной ментальной экологии и этномедицине Русского Севера // Экология человека. 2016. № 8. С. 21-25.
- Фёдоров Н.Ф. Из посмертных рукописей // Путь. 1929. № 18. С. 3-24.