Жанр марины в технике гохуа (на примере творчества Сун Минъюаня)

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу художественных особенностей морских пейзажей китайского художника Сун Минъюаня - основателя данного жанра в национальной живописи - и их эволюции по мере профессионального становления художника и изменения его эстетических предпочтений. Базу исследования составили работы китайских и российских искусствоведов, изучавших творчество китайского мастера в период с середины 1980-х гг. по начало XXI в. Художник стал первопроходцем в использовании художественных средств выразительного языка гохуа, который ранее считался не способным передать в полной мере всю силу и мощь величественной, порой яростной морской стихии. На примере творчества Сун Минъюаня и его серии картин «Ода морю» определяются возможности и перспективы использования традиционной техники гохуа для создания морских пейзажей, осмысляется процесс ее эволюции в начале XXI столетия, а также выделяются специфические черты китайской версии марины в контексте общемирового художественного процесса.

Еще

Марина, китайская живопись, гохуа, китай, сун минъюань, морской пейзаж, морская тема, жанр

Короткий адрес: https://sciup.org/170201726

IDR: 170201726   |   DOI: 10.36343/SB.2023.34.2.009

Список литературы Жанр марины в технике гохуа (на примере творчества Сун Минъюаня)

  • Белозерова В. Г. О светотени в традиционной китайской живописи // Визуальные стратегии в искусстве. М.: Рос. гос. гуманитарный ун-т, 2008. С. 7–8.
  • Дэсай Ц. Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи XX – начала XXI века: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2017.
  • Иероглиф в мировоззрении китайцев / С. А. Ан, Т. М. Степанская, О. А. Ворсина, Е. В. Песчанская. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014.
  • Капинус А. Ю. Жанр «марина» и его разновидности в творчестве художников Приморского края // ИКОНИ. 2020. № 4. С. 63–72. DOI: 10.33779/2658-4824.2020.4.063-072.
  • Капинус А. Ю. Психологический реализм жанра марина на примере наследия Л. Бакхёйзена, И. К. Айвазовского и В. И. Шиляева // Вестник культуры и искусств. 2021. № 2 (66). С. 100–107.
  • Капинус А. Ю. К вопросу о живописной технике мариниста В. И. Шиляева // Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30. № 2. С. 185–194.
  • Ли М. «Марина» в живописи современных китайских художников // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия: сб. науч. тр. VII Междунар. межвузовской науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 г.) / науч. ред. С. В. Анчуков, О. Л. Некрасова-Каратеева. Вып. 7. СПб.: Астерион, 2019. С. 140–144.
  • Ли Ч. Морской пейзаж в творчестве современных художников Китая // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия: сб. науч. тр. VII Междунар. межвузовской науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 г.) / науч. ред. С. В. Анчуков, О. Л. Некрасова-Каратеева. Вып. 7. СПб.: Астерион, 2019. С. 154–158.
  • Ли Ю. Морская картина как пространство синтеза традиционного и инновационного в творчестве живописцев современного Китая // Научный аспект. 2022. Т. 4. № 5. С. 482–489.
  • Линь М. Исследования китайской традиционной живописи гохуа ХХ в. Наньнин: Изд-во изящных искусств провинции Гуанси, 2000. (林木.20世纪中国画研究. 广西美术出版社,2000).
  • Сун Минъюань (宋明远) [Электронный ресурс] // Онлайн-энциклопедия «Байду байкэ». URL: https://baike.baidu.com/item/%E5%AE%8B%E6%98%8E%E8%BF%9C/9320481 (дата обращения: 25.06.2023).
  • Сун Минъюань (宋明远) [Электронный ресурс] // Персональный сайт художника. URL: https://songmingyuan.artron.net/ (дата обращения: 25.06.2023).
  • Сюэ Сюаньлинь. Возрождение концепций и техник китайской живописи. Пекин: Шэньян Пресс, 1986. (薛玄霖。中國畫觀念與技法的複興。北京:沉陽出版社,1986 年).
  • Ян И. Морской пейзаж в традиционном искусстве Китая: традиции и новации // Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития: материалы II Международного форума (Мурманск, 29 ноября – 1 декабря 2018 г.) / отв. ред. Е. Ю. Терещенко. Мурманск: Мурманский Арктич. гос. ун-т, 2019. С. 202–206.
Еще
Статья научная