Жанр видений в древнерусской литературе (на материале азбучного патерика)

Автор: Соболева Алла Борисовна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.4, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается такой популярнейший в Средневековье жанр, как видения. В древнерусской традиции они чаще всего включались в различные сборники дидактического характера - патерики, четьи-минеи, прологи. Видения, которые рассматриваются в статье, извлечены из Азбучного патерика, изданного в 1791 году. Существуют разные типы видений - видения загробного мира, когда визионер попадает в потустороннюю реальность, в других - представитель иного мира сам является визионеру (как правило во сне). В статье доказывается близость видений к жанру волшебной сказки, поскольку оба жанра развились из единого комплекса древних представлений о загробном мире, имеют схожие образы и мотивы: испытание героя, переправа, чудесный помощник и т. д. Не являясь в строгом смысле слова фантастикой, средневековые видения, тем не менее повлияли на фантастическую литературу Нового времени. Например, прием, названный Ю. Манном «завуалированной фантастикой», без сомнения восходит к этому жанру.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14748988

IDR: 14748988   |   DOI: 10.15393/j9.art.2016.3763

Список литературы Жанр видений в древнерусской литературе (на материале азбучного патерика)

  • Белоусов А. Ф. О влиянии старинной письменности на мировоззрение русских старожилов в Прибалтике//Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. -Тарту, 1979. -Вып. 491. -С. 3-12.
  • Веселовский А. Н. Заметки и сомнения о сравнительном изучении средневекового эпоса//Веселовский А. Н. Собр. соч. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. -Т. 16. -С. 3-11.
  • Виноградов Г. С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири//Сб. тр. профессоров и преподавателей Иркутского гос. ун-та. -Иркутск, 1923. -Вып. 5. -С. 261-345.
  • Голосовкер Я. Э. Логика мифа. -М.: Наука, 1987. -217 с.
  • Грицевская И. М., Пигин А. В. К изучению народных легенд об «обмирании» (Видение девицы Пелагеи)//Фольклористика Карелии. -Петрозаводск, 1993. -С. 48-67.
  • Гуревич А. Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков//Труды по знаковым системам. -Тарту, 1977. -Вып. 411. -С. 3-27.
  • Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. -М.: Искусство, 1989. -368 с.
  • Зозуля Л. Изображение рая и ада в некоторых древнерусских текстах//Русская филология: сб. науч. студенческих работ. -Тарту, 1971. -Вып. 3. -С. 14-25.
  • Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. -М.: Наука, 1979. -376 с.
  • Манн Ю. Поэтика Гоголя. -М.: Худож. лит., 1978. -395 с.
  • Неёлов Е. М. Фантастический мир как категория исторической поэтики//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1992. -Вып. 2: Художественные и научные категории. -С. 58-66.
  • Нечаенко Д. А. Сон, заветных исполненный знаков. -М.: Юридическая литература, 1991. -304 с.
  • Пигин А. В. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» и видения рая и ада//Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. -Петрозаводск, 1991. -С. 132-139.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. -365 с.
  • Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания и их влияние на народные духовные стихи. -Тула: тип. Н. И. Соколова, 1879. -249 с.
  • Толстые Н. И., С. И. О жанре «обмирания» (посещения того света)//Вторичные моделирующие системы. -Тарту, 1979. -С. 63-65.
  • Ярхо Б. И. Из книги «Средневековые латинские видения»//Восток-Запад: Исследования, переводы, публикации. -М.: Наука, 1989. -Вып. 4. -С. 18-55.
Еще
Статья научная