Жанровое содержание народных легенд в литературной обработке Е. Н. Опочинина

Автор: Федорова Елена Алексеевна, Ковалева Ирина Федоровна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.16, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье дан анализ жанровых и сюжетных особенностей литературных обработок народных легенд, записанных Е. Н. Опочининым в Рыбинском уезде Ярославской губернии (1909-1916). Новизна исследования обусловлена тем, что эти легенды еще не введены в научный оборот. Их сопоставление с записями легенд А. Н. Афанасьева позволяет расширить представление о духовно-нравственных ценностях русского народа. Легенда как жанр является средством сохранения сюжетных элементов мифологии, аксиологические функции ее мотивов проявляются в сюжете. Легенды можно разделить на те, которые связаны с нарушением божественного порядка, и те, которые связаны с его восстановлением. В легендах раскрываются особенности христианского мироощущения: потребность в молитве, почитание святых и их образов, соблюдение иерархии в семье и обществе, труд, честность, трезвость, милосердие и взаимопомощь, ответственность за слова и дела, вера в Промысел Божий. «Память жанра» легенды обнаруживается в литературных произведениях. Следствием нарушения божественного порядка в легендах и литературных произведениях становится утрата смирения и чувства меры, маловерие, посягательство на чужое имущество. Восстановление нарушенного порядка происходит благодаря заступничеству святых и добродетельных детей за грешников.

Еще

Е. н. опочинин, народная легенда, сюжет, мотив, жанр, аксиология, духовно-нравственные ценности, "память жанра"

Короткий адрес: https://sciup.org/147226167

IDR: 147226167   |   DOI: 10.15393/j9.art.2018.540

Список литературы Жанровое содержание народных легенд в литературной обработке Е. Н. Опочинина

  • Азадовский М. К. Литература и фольклор: Очерки и этюды. -Л.: Худож. лит., 1938. -297 с.
  • Азбелев С. Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд//Русский фольклор: Специфика фольклорных жанров. -М.; Л.: Наука, 1966. -Т. 10. -С. 176-195.
  • Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: в 8 вып. -М.: Изд. К. Солдатенков и Н. Щепкин, 1855-1863. -Вып. 1-8.
  • Афанасьев А. Н. Народные русские легенды/ред. и предисл. С. К. Шамбинаго. -М.: Книгоизд-во «Современные проблемы», 1914. -316 с.
  • Булавкин К. В. Древнерусский стих о Голубиной книге в контексте евразийской мифологической традиции//Вестник Московского государственного областного гуманитарного инcтитута. Серия: История, философия, политология, право. -2012. -№ 2. -С. 21-27.
  • Буслаев Ф. И. Славянские сказки//Исторические очерки русской народной словесности и искусства: в 2 т. -СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1861. -Т. 1. -С. 308-354.
  • Веселовский А. Н. Опыты по истории развития христианской легенды//Журнал министерства народного просвещения. -1875. -Ч. 178 (№ 4. Апрель). -С. 283-331. -Ч. 179 (№ 5. Май). -С. 48-130; 1876. -Ч. 183 (№ 2. Февраль). -С. 241-288. -Ч. 184 (№ 3. Март). -С. 50-116; 1877. -Ч. 189 (№ 2. Февраль). -С. 186-252. -Ч. 191 (№ 5. Май). -С. 76-125.
  • Веселовский А. Н. Историческая поэтика/ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского. -М.: Изд-во ЛКИ, 2017. -648 с.
  • Довгая Ю. В. Архетипические сюжеты в европейской литературе//Культурология. -2001. -№ 2 (18). -С. 69-77.
  • Зуева Т. В. Легенда//Литературная энциклопедия терминов и понятий/гл. ред. А. Н. Николюкин. -М.: НПК «Интелвак», 2001. -С. 432-434.
  • Казаков Г. М., Петров Н. В. Сюжетные функции перебранок в эпической поэзии (саги и былины)//Вестник РГГУ. Серия: История, филология, культурология, востоковедение. -2011. -№ 9 (71). -С. 84-107.
  • Левинтон Г. А. Легенды и мифы//Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т./гл. ред. С. А. Токарев. -М.: Сов. энциклопедия, 1992. -Т. 2. -С. 45-47.
  • Назиров Р. Г. Запрет оглядываться (к происхождению фольклорного мотива)//Фольклор народов РСФСР. Межэтнические фольклорные связи. Межвузовский научный сборник. -Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1987. -С. 31-38.
  • Осьмухина О. Ю. «Священная книга оборотня» В. Пелевина: мифопоэтический аспект//Литературоведение на современном этапе: теория, история литературы, творческие индивидуальности. К 130-летию со дня рождения Е. И. Замятина. По материалам международного конгресса литературоведов. -2014. -С. 399-404.
  • Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. -М.: Астрель; АСТ, 2010. -464 с.
  • Проблемы современного сравнительного литературоведения/под ред. Н. А. Вишневской и А. Д. Михайлова. -М.: ИМЛИ РАН, 2004. -96 с.
  • Пропп В. Я. Легенда//Пропп В. Я. Поэтика фольклора. -М.: Лабиринт, 1998. -С. 125.
  • Пыпин А. Н. Русские народные легенды. (По поводу издания г-на Афанасьева в Москве 1860 г.)//Народные русские легенды А. Н. Афанасьева/предисл., сост. и коммент. В. С. Кузнецовой. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. -С. 180-202.
  • Сафрон Е. А. Традиции «Старшей Эдды» в скандинавской фэнтези (на материале романов Е. А. Дворецкой)//Текст, контекст, интертекст. Сб. науч. ст. по материалам Международ. науч. конф. «XIII Виноградовские чтения» (г. Москва, 15-17 октября 2013). -М.: МГПУ, 2014. -Т. III. -С. 45-52.
  • Силантьев И. В. Поэтика мотива/отв. ред. Е. К. Ромодановская. -М.: Языки славянской культуры, 2004. -296 с.
  • Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках/сост. Е. И. Покусаева; вступ. ст. Е. И. Покусаева и А. А. Жук. -М.: Худож. лит., 1972. -544 с.
  • Склизкова А. П. Драма-сказка Г. Гауптмана «Потонувший колокол» как неоромантическое произведение//Вестник Пермского университета. -2016. -Вып. 2 (34). -С. 113-119.
  • Смирнова Н. А., Маслова М. А., Мощанская О. Л. Художественная рецепция «Прорицания Вельвы» в творчестве Дж. Р. Р. Толкина и В. Я. Брюсова//Русско-зарубежные литературные связи. Межвуз. сб. науч. тр. -Н. Новгород: НГПУ, 2014. -Вып. VI. -С. 221-228.
  • Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка/сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. -Л.: Наука, 1979. -442 с.
  • Топорова Т. В. О мифологизме Н. В. Гоголя: «Страшная месть» vs «Старшая Эдда»//Вопросы филологии. -2009. -№ 2. -С. 59-67.
  • Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты язычества в восточно-славянском культе Николая Мирликийского. -М.: Изд-во МГУ, 1982. -248 с.
  • Ухтомский А. А. Значение легендарной поэзии в древнерусской литературе и жизни//Доминанта души. -Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. -С. 15-36.
  • Хоружий С. С. Вещь в работе . 2006 //Портал «Институт синергийной антропологии». -URL: http://synergia-isa.ru/?page_id=4301 (05.05.2018).
  • Хусаинова Р. М. Типы фантастического в повестях сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя//Вестник Башкирского университета. Филология и искусствоведение. -2014. -Т. 19. -№ 2. -С. 592 -595.
  • Чистов К. В. Русская народная утопия (генезис и функции социально-утопических легенд). -СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. -540 с.
Еще
Статья научная