Жанровый аспект военной прозы Амброза Бирса

Автор: Новак Кристина Витальевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 4 (59), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается творчество американского писателя, журналиста и ветерана Гражданской войны США Амброза Бирса (1842-1914?), одного из наиболее самобытных представителей литературы США второй половины XIX в. Целью работы является выявление жанрового своеобразия военной прозы писателя. Исследование осуществляется на материале произведений, вошедших в сборник «Рассказы о военных и штатских» (1891 г.). В творчестве писателя выявляются черты, характерные для жанра short story. Затрагивается проблема разграничения жанров малой прозы, таких как новелла, рассказ, short story и др. Анализируется притчевое начало в творчестве писателя. Подробно рассматривается наличие в рассказах писателя двух смысловых планов, соприкосновение которых происходит на уровне системы персонажей. Устанавливается, что герои военных историй писателя представляют либо первичный, либо иносказательный план произведения. Основой мировоззренческих позиций персонажей признаются идеи Артура Шопенгауэра (для представителей первичного плана), а также идеи философии стоицизма (для аллегорических героев). Делается вывод о принадлежности произведений Бирса к жанру short story, при этом притча является конструктивным ядром коротких рассказов писателя. Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования жанра как отдельного аспекта военной прозы писателя. Научная новизна исследования заключается в выявлении притчевого начала в произведениях Бирса о Гражданской войне как важной составляющей творчества писателя.

Еще

А. бирс, военная проза, жанр, короткий рассказ, притча

Короткий адрес: https://sciup.org/149139265

IDR: 149139265   |   DOI: 10.54770/20729316_2021_4_350

Список литературы Жанровый аспект военной прозы Амброза Бирса

  • Аверинцев С.С. Притча // Литературная энциклопедия. Словарь. М.: Советская энциклопедия, 1971. С. 20-21.
  • Анцыферова О.Ю. Повести и рассказы Генри Джеймса: от истоков к свершениям. Иваново: Ивановский государственный университет, 1998. 210 с.
  • Балдицын П.В. Развитие американской новеллы. О. Генри // История литературы США: в 7 т. Т. 5 / под ред. Я.Н. Засурского (и др.). М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 544-598.
  • Бальбуров Э.А., Бологова М.А. Притча в литературно-критическом и философском сознании ХХ - начала XXI веков // Критика и семиотика. 2011. Вып. 15. С. 43-59.
  • Бирс А. Заколоченное окно. Рассказы и миниатюры / под ред. С.В. Марченко. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1989. 272 с.
  • Благодерова Е.И. Становление жанра новеллы в американской литературе периода романтизма // Труды БГТУ Серия 4. 2017. № 1 (195). С. 58-63.
  • Бочаров А. Свойство, а не жупел // Вопросы литературы. 1977. № 5. С. 65107.
  • Бурцев А.А. Рассказ как «форма времени» в английской литературе конца XIX - начала XX вв. // Вестник ЯГУ 2010. Т. 7. № 2. С. 134-137.
  • Гей Н.К., Пискунов В.М. Мир, человек, искусство. М.: Советский писатель, 1965. 293 с.
  • История философии: энциклопедия / сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. Минск: Книжный Дом «Интерпрессервис», 2002. 1376 с.
  • Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. 263 с.
  • Михнюкевич В. Притча // Достоевский: Эстетика и поэтика / под ред. Г.К. Щенникова. Челябинск: Металл, 1997. С. 205-206.
  • Сабурова Н.А., Татаурова А.Г. Жанровые особенности современной притчи и их сохранение при переводе // Academy. 2019. № 6(45). С. 46-48.
  • Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж: Воронежский университет, 1982. 155 с.
  • Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М.: АО «Ками Групп», 1995. 448 с.
  • Струкова Е.А. Жанровые элементы притчи в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Известия Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Гуманитарные науки. Серия 2. № 53. Вып. 14. 2007. С. 21-27.
  • Теория литературных жанров / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2011. 256 с.
  • Теория литературы: в 2 т. Т. 1 / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. 512 с.
  • Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 333 с.
  • Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высшая школа, 1989. 135 с.
  • Худолеева Т.Е. Жанровое разнообразие американской постмодернистской прозы малой формы // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2018. № 4 (24). С. 79-91.
  • Эйхенбаум Б.М. Литература: Теория. Критика. Полемика. Л.: Прибой, 1927. 303 с.
  • Berkowe L. A Prescription for Adversity: The Moral Art of Ambrose Bierce. Columbus: Ohio State University Press, 2002. 225 p.
  • Fatout P. Ambrose Bierce, the Devil's Lexicographer. Norman: University of Oklahoma Press, 1951. 349 p.
  • Grenander M.E. Ambrose Bierce. New York: Twayne Publishers, Inc., 1971. 193 p.
  • Lawrence J.C. A Theory of the short story // The North American Review. 1917. № 735. Vol. 205. P. 274-286.
  • Neale W. Life of Ambrose Bierce. New York: W. Neale, 1929. 489 p.
  • The Cambridge History of American Literature: in 4 vols. Vol. 2. / ed. by W.P. Trent, J. Erskine, S.P. Sherman, C. Van Doren. Cambridge: Cambridge University Press, 1918. 659 p.
Еще
Статья научная