Женские образы в литературе ХХ века
Автор: Пирущая Е.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 12-4 (99), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию женских образов в русской литературе ХХ века. Автор акцентирует внимание на уникальной роли женщины как источника жизни, вдохновения и духовных ценностей. Рассматриваются произведения В. Распутина, Ю. Казакова, В. Есеевой и Л. Бородина, где женские образы представлены в различных ипостасях: от хранительницы традиций до идеала духовности. Анализ раскрывает, как через героинь передаётся мудрость, сила, любовь, боль утрат и стремление к гармонии. Основной вывод исследования состоит в том, что женский образ в литературе не только символизирует красоту и нравственные ориентиры, но и становится ключом к пониманию философских вопросов жизни, утрат и вечности.
Герой, женские образы, герой-рассказчик, символика
Короткий адрес: https://sciup.org/170208629
IDR: 170208629 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-12-4-55-58
Текст научной статьи Женские образы в литературе ХХ века
«В женщине скрывается удивительная великая тайна, великая жизненная загадка, источник всех радостей и всех забот», – писал Арне Гарборг. Данная цитата никак лучше помогает передать важность и роль женского образа в литературе.
В русской литературе можно найти ответы на все жизненные вопросы. Через образы героев автор помогает читателю в осмыслении сложных проблем, осознании себя. Пожалуй, самым интересным является образ женщины. Это обусловлено и самой ролью женщины в бытийном аспекте. Именно женщина способна давать жизнь, воодушевлять на подвиги, становиться спутником для мужчины на пути к Богу. Женщина может сочетать в себе красоту, простоту, женскую мудрость, порой наивность, что не может оставить равнодушными как автора, так и читателей. Сила, выносливость, несмотря на свою одновременную внешнюю хрупкость, верность, – всё это способствует созданию прекрасного и неотразимого образа в русской литературе как классической, так и ХХ-XXI века.
Достаточно непростую судьбу пожилой женщины показал в произведении «Женские разговоры» Валентин Распутин. Главная героиня Наталья – одинокая старушка, которая живет в деревне, дети и внуки к ней не приезжают. Но вот волею судьбы к ней отправляют шестнадцатилетнюю внучку Вику на перевоспитание. За два месяца пребывания у бабушки как таковых разговоров между ними не происходит, но однажды всё меняется.
В один из вечеров героини разных поколений смогли поведать о своих взглядах на жизнь, в ходе диалога бабушка Наталья рассказала о традициях, о семейных ценностях, которые ей хотелось бы предать «непутёвой» внучке: «Ты говоришь: уедешь, – отвечала Наталья, – а мы с тобой ни разу и не поговорили. Не сказала ты мне: еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!».
Мудрость женщины помогает натолкнуть молодую героиню на путь истинный, заставляет ещё совсем юную девчонку подумать об аборте, о любимом человеке, об истинной ценности женщины. Вика пытается доказать, что у неё уже есть своё представление о жизни и образе «настоящей» женщины, но из текста мы понимаем, что это совсем не так: «Не знаешь, кто такая лидер? Ну, бабушка, тебе хоть снова жить начинай. Лидер – это она ни от кого не зависит, а от нее все зависят. Все бегают за ней, обойтись без нее не могут». После данных слов становится ясно, что Вика мечтает быть нужной, а Наталья, всё поняв, поведала девушке о «целомудрии», о том, каково это быть со своим родным человеком, о втором дедушке. Старая женщина с пониманием относилась к резким высказываниям внучки, зная, что «девка» ещё глупая: «А какая у девчонки правда? Упрямится, и только.
Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много».
Война забрала у Натальи первого мужа, но подарила другого, Наталья рассказывает, как непросто было принять его, стать мудрее и терпеливее, а после в одиночестве доживать свой век - всё это и было нелегкой жизнью старушки. Конечно, своим детям и внукам она желала только самого лучшего, поэтому данный разговор был не пустыми словами, а житейской мудростью для подрастающего поколения. Ведь именно с этого момента Вика становится «новым человеком», то есть духовным, с осознанием собственного «Я».
Образ женщины отображен и во многих произведениях Юрия Казакова, здесь он является важным и сокровенным. Так, в произведении «Поморка» автор показал самую простую пожилую женщину, каких достаточно можно встретить, однако писатель изображает героиню с особой любовью и нежностью. Через детали, оттенки он словно передаёт все чувства, мысли, боль и радость, даже если они не озвучиваются напрямую.
Далее перед нами возникает образ самой старухи Марфы: «И в тишине живет, всю эту чистоту и старинный порядок блюдет один человек - девяностолетняя старуха Марфа». Данный образ символизирует хранительницу старинных знаний, традиций, отражение чего-то родного и извечного. Герой-рассказчик пытается представить старуху молодой, осознать, что когда-то она также кого-то любила, пела, была красавицей: «Неужели была она когда-то горяча и хороша, неужели в этом теле билось когда-то иное сердце? Нет, нет, нельзя поверить, нельзя вообразить ее иной, чем сейчас!».
История жизни Марфы пронизана и радостью, и болью, Казаков смог очень точно это передать: «А как вопила она, как билась и причитала, провожая и обряжая в смертную дорогу отца и мать, братьев и сестер, а потом и мужа и детей, наглядываясь каждый раз на них и не в силах наглядеться», - в этих строках чувствуется вся та боль утраты самых родных и дорогих людей, горе женщины, которая теперь осталась совсем одна. Герой-рассказчик словно чувствует что-то родное в абсолютно чужой пожилой женщине, пытается узнать, как можно больше о её жизни: «Отчего же так таинственно близка и важна мне ее жизнь, почему так неотступно слежу я за ней, думаю о ней, расспрашиваю ее?».
Одинокая старуха каждый день выполняла непосильную работу, старалась успеть всё, ещё и помочь соседям, помочь морякам: «Чего только не переделает она за день!..- на тоне этой живут одни мужики, и Марфа не может не справить своей бабской, как она говорит, работы». Думаем, Казаков не зря делает на этом акцент, так как в Евангелие есть история под названием «Иисус в доме Марфы», в ней повествуется о двух сёстрах Марфе и Марии. Одна сестра, бросив все земные заботы, внимала словам Иисуса, другая же, Марфа, занималась земными хлопотами. «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом (Лк. 10,41), и считаешь это многое необходимым; но ты ошибаешься: твоя забота, твое усердие направлены к тому, без чего можно обойтись и что составляет лишь житейскую, скоропреходящую суету». Писатель словно оспаривает привычное толкование притчи. Делая земную работу, его Марфа приближается к Марии.
Юрий Казаков описывает героиню как простую смертную женщину, повидавшую много горя, однако не перестающую верить в Бога: «Простоволосая, наскоро молится, тяжело и трудно со сна кланяясь в темный угол, где между Почетных грамот висит черная раскольничья икона в тусклом серебряном окладе».
Автор через символику и описательные элементы показал освобождение Марфы от грехов земных и её готовность проститься с этим миром: «- Могилка-то давно меня ждет, - ласково, как о чем-то очень приятном, говорит она, глядя поверх меня тусклыми глазами. - Там и батюшка и матушка мои повалены лежат... И сыны там, все там. Небось по мне соскучились. А я, слава тебе, царица небесная, пожила».
Возможно, автор описывает последние годы жизни этой женщины, изображая её поведение, разговоры, мысли, от которых становится больно на душе, которые пробирают до самых глубин. Человек, проживший век, спокойно принимает неизбежное в этом мире, говорит об этом умиротворенно, верит в жизнь после смерти, зная, что там она вновь встретится со своей семьёй.
Основная мысль рассказа приобретает философский характер: в мире ничего не вечно, всё имеет свойство когда-нибудь заканчиваться, но с утратой этого вечного мы становимся беднее.
Похожую мысль мы встречаем в произведении Валентины Есеевой «Бабка». Автор изображает главную героиню как женщину широкую, тучную, с певучим голосом, самую родную и понимающую. Почему же автор не даёт имя героине, лишь использует столь грубую форму слова по отношению к такой нежной и любящей женщине? Валентина Есе-ева в лице одной семьи показала противоположное отношение к пожилым людям, «вычеркивание» их ценности в семейном укладе.
А ведь героиня занималась всеми делами по дому, в мелочах проявляла свою любовь и заботу о близких людях, старалась помочь дочери и её мужу по дому и с воспитанием внука, который оказался отрадой души для неё. Собственная дочь не проявляла в матери ни капли сочувствия, не интересовалась её жизнью и секретами, а глава семейства и вовсе позволял себе неприятные высказывания: «Всю квартиру собой заполонила!.. Зажилась на свете... В инвалидном доме ей место - вот где!». Внук Борька брал пример с родителей, поэтому позволял сказать обидное в адрес бабки, но всё изменилось, когда к ним в гости пришёл его товарищ: «А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная…Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это». Данный диалог заставил мальчика посмотреть иначе на любящую безусловной любовью женщину, с того момента он часто интересовался, не обижают ли её, заступался за бабушку перед родителями.
Всё изменилось после смерти старухи, когда герои смогли открыть ее заветный «загадочный» сундук и обнаружили в нём вязаные вещи для каждого члена семьи, которые с таким трепетом и любовью вязала и хранила бабушка. Но самым ценным оказался пакетик с леденцами, на котором было написано печатными буквами: «Внуку моему Борюшке». Женщина была безграмотной, а Боря старался её научить писать: «В букве «ш» было четыре палочки... Не научилась!» - подумал Борька. Автор смогла изобразить неоценимую роль пожилой женщины в жизнь семейства, показать её вклад воспитание внука, которому тяжело далась потеря: «Не придет утром бабка!». Автор не сообщает, что же будет дальше, но мы понимаем, что эта женщина подарила мальчику будущее, в котором к пожилым людям будут относиться с любовью, пониманием и уважением.
В современной литературе мы встречаем и иные описания, когда земным образам противопоставляют возвышенные, как в произведении Леонида Бородина «Лютик-цветок жёлтый». «…На прибрежном лугу цвели желтые цветочки, несчитанное множество желтых цветочков - издалека весь берег до самой воды виделся желтым, - цветки назывались лютиками, и до известного времени ничего необычного в их названии мне не слышалось…» Герой-рассказчик именно так начинает своё воспоминание о детстве и первой встрече с одной из девчонок, которых у мальчишек было принято называть «козявками» - описывая достаточно яркие и опасные для животных цветы. Мальчик тогда еще не подозревает, как важен будет этот человек в его жизни: «И больше про этот день в памяти ничего. Нет! Есть. Помню, я пытался понять, что может быть общего у девчонки с желтым цветком, от которого дохнут коровы».
Для ребят-одноклассников Лютик стала образом-идеалом, они не думали о ней как чём-то обычном или простом, для них героиня не имеет права на ошибку, она слишком идеальна: «К четвертому классу уже вся наша тогда еще небольшая школа знала, что учится в нашей школе не только самая красивая девочка в мире, но и самая умная, потому что Лютик была абсолютной отличницей. Не «круглой», заметьте, но абсолютной - существенная разница в том, и в оправдание этой разницы могу только сказать, что «круглых» отличников, как правило, не очень-то жалуют в классах. Лютик же - совсем другое дело».
Для ребят было немыслимо, что всеобщий идеал может кому-то нравиться как земной человек, что Лютику будут уделять внимание. Дети достаточно ревностно отнеслись к взрослению и естественному ходу жизненных событий, так как в их понимании Лиза-Лютик была «Богиня»: «Мальчишки, случалось, катали девчонок на мотоциклах, но никому не приходило в голову предложить покататься ей, нашей богине, никто просто не мог представить ее обхватившей руками кого-то, с развевающимся подолом платья, со спутанными волосами и запыленным лицом...».
Каждый из ребят думал только о своём счастье, поэтому они поступали в институт, женились и обязательно прибегали рассказывать о каждом событии их жизни к заведующей библиотекой имени Павла Корчагина, Лютику: «И жён мы привозили в свою деревню не столько на показ родителям, сколько на представление ей, умеющей оценить наш выбор непременно с какой-то неожиданной стороны…». Однако о судьбе героини, который был примером для подражания, не задумывался никто. И только Вовка, сын глухонемого кузнеца, видел в этой девушке не просто идеал, а образ настоящей и искренней любви, которую проносят через года. Об этом нам становится известно, когда герой-рассказчик встречается с Вовкой на могиле Лютика, где тот искренне говорит о своих чувствах: «Я её всю жизнь любил. По-настоящему. Не так, как вы…Это вы все загнали её в могилу».
Образ женщины, действительно, является неотъемлемой и важной частью жизни. Так как именно она способна нас понять, принять, дать дельный совет. И мало кому удаётся понять тот мир внутри женщины, что его наполняет, тревожит, что стало причиной боли или радости, о чём она молчит, и какие тайны способна хранить и нести этот крест всю свою жизнь.
Список литературы Женские образы в литературе ХХ века
- Бородин Леонид. Лютик - цветок жёлтый" // Родная Кубань. - 2018. - №1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rkuban.ru/archive/rubric/proza/proza_2637.html.
- Евсеева Валентина. Бабка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nukadeti.ru/rasskazy/babka.
- Казаков Юрий. Поморка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slogos.livejournal.com/974.html.
- Павлов Юрий "Юрий Казаков: мгновения русской души" // Родная Кубань. 2020. Источник: https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_3837.html.
- Распутин Валентин. Женские разговоры // Родная Кубань. - 2022. - №1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rkuban.ru/archive/rubric/proza/proza_14374.html.