Жертва криминального коррупционного поведения
Автор: Кожевникова Н.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 2-2 (41), 2020 года.
Бесплатный доступ
Коррупция является значимой угрозой интересам юридических и физических лиц. Статья посвящена анализу классификации жертв криминального коррупционного поведения. Исследован круг лиц, которых можно отнести к жертвам коррупционного криминального поведения, рассмотрены их признаки. Приведены аргументы исключения из числа жертв криминального коррупционного поведения государства, общества и широкого круга социальных институтов. Сформулирована дефиниция жертвы криминального коррупционного поведения.
Жертва, преступление, коррупционное поведение, криминальная коррупция, коррупционное преступление
Короткий адрес: https://sciup.org/170187348
IDR: 170187348 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10167
Текст научной статьи Жертва криминального коррупционного поведения
Коррупция является негативным, социально-правовым явлением, нарушающим нормальное функционирование общественных институтов. Это явление достаточно распространено сейчас во многих областях: в государственных и правоохранительных органах, в здравоохранении и даже министерствах. Коррупция, кроме того, что наносит существенный материальный и репутационный вред государству (отток инвестиций, уменьшение количества компаний, которые желают сотрудничать с российским бизнесом), еще и формирует негативное общественное мнение. Люди меньше доверяют государству. Считают его неспособным решать другие серьезные задачи.
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции») определяются основные понятия, правовые основы, принципы, дается характеристика деятельности по противодействию коррупции и ответственности физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Так, в подпункте «а» п. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» дается понятие коррупции: «коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам обще- ства и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» [1].
В уголовном праве есть термин «потерпевший» – это физическое или юридическое лицо, которому причинен вред в результате совершения преступления. Причем физическому лицу вред причиняется физический, имущественный или моральный, а юридическому, соответственно, имущественный и репутационный вред (ст. 42 УПК РФ) [2].
В науке виктимологии не сформулирована дефиниция жертвы коррупционного преступления. Между тем, для разработки эффективной тактики борьбы с коррупционными преступлениями необходимо иметь представление, каких физических, либо юридических лиц можно отнести к категории жертв.
В науке существует дискуссия по поводу круга лиц, которые можно отнести к числу жертв коррупционных преступлений. Например, Босхолов С. С. считает, что круг жертв можно ограничить до трех субъектов: государства, общества и его граждан [3].
Сабитов Р.А. соглашается с мнением тех ученых, кто относит к числу потерпевших юридических лиц. Однако он полагает, что, поскольку в ряде статей УК РФ (например 171, 172, 185, 185.1 [4]), указывается на крупный ущерб государству, то оно может быть признано потерпевшим в соответствующих составах преступлений. Причем автор конкретизирует, что потерпевшим может быть признано, как государство в целом, так и его отдельные органы, органы местного самоуправления [5].
Другой правовед, Гарипов И.М., справедливо отмечает, что в виктимологии до сих пор не существует понятия «жертва криминального коррупционного поведения». Он справедливо полагает, что дефиниция жертвы этого преступления является базовым элементом терминологии. Без определения жертвы коррупционного поведения нет возможности качественного исследования всех остальных аспектов коррупционной деятельности преступников с точки зрения виктимологии [6].
Некоторые авторы приравнивают понятия «потерпевший» и «жертва» коррупционного преступления. Так, Савенко И.А. полагает, что к числу потерпевших следует причислять, как физических, так и юридических лиц [7].
Представляется, что термин «жертва коррупционного преступления» может применяться все-таки лишь к физическим и юридическим лицам:
– поскольку на это прямо указывает закон (ст. 42 УПК РФ);
– эта точка зрения поддерживается правоприменительной практикой;
– вред государству причиняется опосредованно и возмещается соответствующему государственному органу (юридическому лицу);
– вред иным коллективам (социальным группам, обществу и т.д.) не входит в предмет исследования виктимологии, хотя ее предмет постоянно уточняется.
Жертва коррупционного преступления, как физическое лицо не вызывает сомнений и споров в науке. Физическое лицо, какой бы публично-правовой статус оно не имело, всегда признается жертвой (потерпевшим) коррупционного преступления.
В пользу потерпевшего физического лица может быть взыскан моральный и материальный вред от совершенного коррупционного преступления. Пример: взятка, вымогаемая государственным служащим у гражданина (физического лица).
Однако не вызывает сомнений и поддерживается УПК РФ, правоведами и практикой применения законов, что вред от вышеуказанного преступления может причиняться и юридическому лицу.
Некоторые государственные органы власти также являются юридическими лицами в силу закона (например, ст. 41 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8]), а другие наделены правами юридического лица. В любом случае, распространение на них статуса потерпевших от коррупционных преступлений, как на самостоятельных субъектов в ряду потерпевших (жертв), считаем неверным.
На основании вышеизложенного, представляется необходимым сформулировать дефиницию жертвы криминального коррупционного поведения. Она должна звучать так: «жертва криминального коррупционного поведения» или «жертва криминальной коррупции » представляет собой широкий круг субъектов (физических и юридических лиц), которым в результате совершенного коррупционного преступления непосредственно или опосредованно причиняется физический, материальный (имущественный) или моральный вред, либо подрывается их деловая (профессиональная) и/или политическая репутация.
Список литературы Жертва криминального коррупционного поведения
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, №52 (ч. I), ст. 4921.
- Босхолов С.С. Борьба с коррупцией: мифы и реальность, надежды и перспективы // Всероссийский криминологический журнал. - 2010. - № 2 (12). - С. 51-64.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
- Сабитов Р.А. Соотношение понятий "потерпевший от преступления и "жертва преступления" // Виктимология. - 2014. - № 1 (1). - С. 17-26.
- Гарипов И.М. Жертва криминального коррупционного поведения как виктимологическая категория // Виктимология. - 2016. - №3 (9). - С. 41-51.
- Савенко И.А. Виктимологический аспект коррупционных преступлений // Общество и право. - 2015. - №4 (54). - С. 173-175.
- Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, №40, ст. 3822.