Жертвоприношение бога в Древнем Египте: миф и ритуал
Автор: Шеркова Татьяна Алексеевна
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 11 т.5, 2019 года.
Бесплатный доступ
Мифологические представления о первой жертве архетипичны для культур древности. В одном из вариантов первой жертвой становится один из двух братьев-близнецов. К нему относится мотив первой жертвы в Древнем Египте - мотив убийства первого мифического царя Египта - бога Осириса его единоутробным братом-близнецом богом Сетхом. Бинарная логика мифологического сознания, основанная на представлениях о противостоянии и снятии конфликтов между противоположностями, разрешала ключевую проблему преодоления смерти через жертвоприношение Осириса. Однако истоки образа Осириса восходят к культу предков, мотиву близнечества и ритуалу жертвоприношения быка, сложившихся в значительно более ранних пластах культуры. Осирис олицетворял духовную космогонию древнеегипетской культуры. Архаические образы и мотивы затем легли в основу классической мифологии, связанной с образом Осириса. Статья посвящена многоаспектной проблеме жертвоприношения в Древнем Египте, сфокусированной на жертвоприношении бога Осириса, образ которого базируется на додинастических представлениях дописьменного периода, отраженных в ритуальной практике...
Культ предков, мотив близнечества, жертвоприношение быка, борьба противоположностей, миф, ритуал, загробный мир, символ, духовная космогония
Короткий адрес: https://sciup.org/14115141
IDR: 14115141 | DOI: 10.33619/2414-2948/48/48
Список литературы Жертвоприношение бога в Древнем Египте: миф и ритуал
- Топоров В. Н. Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 2. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 418-431.
- Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. 342 с.
- Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 1995. 406 с.
- "Когда вверху…" - "Энума Элиш". Поэма о сотворении мира / пер. В. Афанасьевой // Когда Ану сотворил небо. Литература древней Месопотамии. Составление и общая редакция серии Белова Г. А., Шеркова Т. А. М.: Алетейа, 2000. 455 с.
- Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 279 с.
- Hendrickx S. The emergence of the Egyptian state // The Cambridge World Prehistory. 2014. V. 1. P. 259-278.
- Франц фон М.-Л. Космогонические мифы. М.: Касталия, 2012.
- Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М.: Наука, 1976. 335 с.
- Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклерных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 7-60.
- Юнг К. Г. Символы трансформации. М.: АСТ, 2009. 731 с.
- Сказки и повести Древнего Египта. Пер. и комментарии И. Г. Лившица. Ленинград: Наука, 1979.
- Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2005. 331 с.
- Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. 448 с.
- Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. 320 с.
- Emery W. B. Archaic Egypt. Penguin, 1972.
- Савельева Т. Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства. М.: Восточная литература, 1992. 179 с.
- Kaplony P. Die Inschriften der Ägyptischen Frühzeit. Wiesbaden, 1964. Bd. III. 80 с.
- Перепелкин Ю. Я. Древний Египет // Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. М.: Восточная литература, 1988. С. 295-390.
- Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. М.: Восточная литература, 2001. 141 с.
- Кассирер Э. Философия символических форм. Т. II. М.-СПб.: Университетская книга, 2002. 279 с.
- Friedman R. F., Van Neer W., Linseele V. The elite Predynastic cemetery at Hierakonpolis: 2009-2010 update // Egypt at its Origins. 2011. V. 3. P. 157-191.
- Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999. 365 с.
- Faulkner R. O. et al. The ancient Egyptian pyramid texts: supplement of hieroglyphic texts. 1969.
- Лаврентьева М. Ю. Рамессейский Драматический Папирус. М.: Издательство ЦЕИ РАН, 2016. 206 с.