Жилой комплекс XVII века в городе Таре в исследованиях 2021 года
Автор: Татауров С.Ф., Татауров Ф.С.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла средневековья и нового времени
Статья в выпуске: т.XXVII, 2021 года.
Бесплатный доступ
Археологические исследования исторического центра Тары в 2021 г. проводились на нескольких площадках, и на одной из них получилось полностью исследовать жилой комплекс (избу), предположительно служилого человека, относящийся к первой половине XVII в. Данное заключение сделано в результате анализа конструкции объекта и найденного внутри его вещественного комплекса. На настоящий момент это второе жилище этого времени, полностью исследованное в ходе раскопок города; примечательно, что оба объекта располагались на краю береговой линии. Найденные внутри изученного в этом году жилища предметы представляют собой закрытый комплекс, это связано с тем, что площадка избы не застраивалась в последующие периоды - это позволяет проводить дальнейшее изучение культурных слоев города XVII в., опираясь уже на полученную коллекцию. Следует отметить вещи, относящиеся к огнестрельному оружию, уходу за ним и припасы - детали кремниевого замка, напильник, рубленый свинец и неоткатанные пули. К оружию относится фрагмент клинка сабли и набор наконечников стрел. Ряд вещей свидетельствует том, что хозяин дома был грамотным человеком и выполнял специальные поручения от руководства города - перочинный нож, костяной футляр для перевозки грамот и щипцы для снятия нагара со свечей. Обнаружены многочисленные предметы импорта: бусы, фрагменты стеклянной посуды, украшения. Исследования данного комплекса позволили значительно расширить наши знания о жизни служилого населения в Таре, о его бытовых условиях и службе в первой половине XVII в.
Западная сибирь, археология русских, г. тара, xvii в, статусные вещи, служилые люди
Короткий адрес: https://sciup.org/145146174
IDR: 145146174 | DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0669-0673
Текст научной статьи Жилой комплекс XVII века в городе Таре в исследованиях 2021 года
В 2021 г. совместной экспедицией Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения ИАЭТ СО РАН и Национального исследовательского Томского государственного университета продолжены археологические изыскания на территории Тарской крепости, ставшие продолжением работ предыдущих лет. Раскопки велись одновременно на нескольких площадках. Одна из них располагалась в северной части острога, исследование которой проводилось в течение последних 6 лет. Ее особенностью является наличие культурных слоев и находящихся в нем объектов, относящихся ко времени основания города и уничтоженных пожаром 1629 г. Общая площадь раскопа составила 82 м2. Заполнение верхнего горизонта представлено строительным и бытовым мусором ХХ в. Следующий слой XIX в. слабо выражен и представлен, в основном, керамической посудой. Ниже его фиксируется строительный горизонт XVIII в., датирующийся по фрагментам китайской фарфоровой посуды, монетам и бытовой утварью. Под этими наслоениями зафиксирован объект (изба), который мы относим к первой половине XVII в. – результаты его изучения представлены в данной работе.
Результаты исследований
В центральной части раскопа на глубине около 1 м от дневной поверхности были зафиксированы два нижних венца жилой избы, размерами приблизительно 4 × 4 м и ориентированной по сторонам света. Южный угол постройки был уничтожен современным котлованом, в остальной части культурный слой не потревожен. Вход в жилище находился с северной стороны у северо-западного угла сруба. Рядом с ним зафиксирован развал глинобитной печи с опечьем, здесь же была найдена и большая часть артефактов. По ним можно датировать объект первой половиной XVII в., прежде всего по монетам-«чешуйкам» Михаила Романова (см. рисунок , 1 ). Обнаруженный при изучении данной постройки вещевой комплекс можно разделить на несколько основных групп: элементы костюма; предметы вооружения; посуда; хозяйственный и бытовой инвентарь; игрушки; артефакты, связан-670
ные со служебной деятельностью владельца. Представим подробное описание каждой из них.
Элементы костюмного комплекса можно разделить на несколько групп: украшения (перстни, бусы и бисер, подвеска); обувные подковки; нательные крестики; пуговицы; пряжки.
Перстни, входящие в первую группу, женские, судя по размеру, представлены четырьмя экземплярами (1 из бронзы, 1 из меди, 2 из железа). На щитке бронзового читается геометрический орнамент, медный же украшен изображением птицы (вероятно, Сирин) (см. рисунок , 2 ). Предмет с подобным рисунком был обнаружен в ходе раскопок острожной части Тары в 2019 г. Два железных перстня плохой сохранности, изображения на щитках не читаются. Данный вид украшений тела является одним из самых распространенных в Западной Сибири. Находки перстней известны в культурных слоях других городов этого региона, в частности Тобольска [Алиева, 2014, с. 188–193], Мангазеи [Визгалов, Пархимович, 2008, с. 79], Берёзова [Пархимович, 2008, с. 227].
Бусы, найденные в ходе раскопок, делятся на стеклянные (5 экз.) и костяные (2 экз), было обнаружено 2 стеклянные бисеринки. Их могли использовать как составные части ожерелий и браслетов, так и в качестве нашивок на одежду. Четыре стеклянные бусы выполнены из синей или голубой пасты, что позволяет соотнести их с ввозимым из Китая через Среднюю Азию [Чёрная, 2015, с. 212] «синим одекуем». Одна бусина стеклянная, украшена белыми полосами, она полностью аналогична обнаруженной при раскопках Томского кремля [Чёрная, 2015, с. 208], и соответственно имеет голландское происхождение (см. рисунок , 3 ).
Отдельного упоминания заслуживает подвеска, представляющая собой фарфоровую глазчатую бусину на бронзовом стержне с ушком (см. рисунок , 4 ). Вероятнее всего, она попала в Тару из Китая – в то время центра мирового производства фарфора [Татауров С.Ф., Татауров Ф.С., 2019, с. 1418–1420]. Не менее редкой является брошь – стальная игла, украшенная железной розой (см. рисунок , 5 ).
Обувные подковки представлены пятью экземплярами. По форме они напоминают полумесяц, это отличает их от подковок, обнаруженных на этом раскопе в слое XVIII в., форма последних напоминает латинскую букву U.

Находки, сделанные на территории постройки XVII в. в острожной части города Тара.
1 – монета-«чешуйка»; 2 – перстень; 3 – стеклянная бусина; 4 – подвеска; 5 – брошь; 6 – пряжка; 7 – фрагмент сабли; 8 – крышка от масленки; 9 – фрагмент западноевропейской стеклянной посуды; 10 – щипцы для снятия нагара; 11 – шахматные фигурки; 12 – футляр для писем; 13 – перочинный нож.
При выборке подпечья было найдено два бронзовых нательных креста. По типологии, предложенной В.И. Молодиным [Молодин, 2007, с. 38–50], они относятся к 1 типу – самому распространенному в описываемый период в Западной Сибири.
К костюмному комплексу причисляются две железные квадратные пуговицы и одна полая бронзовая гирьковидная пуговица. Подобные предметы были характерны для представителей средних слоев русского западносибирского общества, крестьянская одежда застегивалась на деревянные пуговицы или была без них вовсе [Татаурова, Татауров Ф.С., 2015, с. 80–82]. Здесь же найдена овальная ременная пряжка (см. рисунок, 6).
В целом вышеописанные элементы костюмного комплекса характерны для представителей среднего слоя русского общества г. Тары XVII в. К нему относились служилые люди, составлявшие основу не только военно-административного блока, но также выполняющие функции ремесленников и землепашцев [Археологическая летопись, 2019, с. 354–355].
Такое предположение подтверждается многочисленными находками предметов вооружения и военного снаряжения. Самой представительной группой в этой категории выступают наконечники стрел, всего было найдено 11 костяных и 6 железных. Изделия из кости предназначались, вероятно, для охоты, среди них можно выделить два томара. Железные изделия в этой группе представлены тремя срезнями разных размеров, одним листовидным наконечником и двумя фрагментами черешков. Использование лука и стрел в XVII в. для военных целей – сибирская черта, в Европейской части России от подобной практики к описываемому периоду уже отказались [Розенфельдт, 1997, с. 115]. Самой значимой находкой из предметов оружейного комплекса стал фрагмент сабли (см. рисунок , 7 ). Эти изделия были достаточно сложными в изготовлении в сравнении с топорами, бердышами и копьями, соответственно, стоили недешево и кроме прямого назначения играли значимую роль внутри социальной группы служилых людей Сибири XVII в. [Ба-грин, 2008, с. 295; Багрин, Бобров, 2014, с. 196].
Огнестрельное оружие представлено следующими находками: полка от ударно-кремниевого замка, свинцовые пули (5 экз.), ружейные кремни, фрагмент свинцового прутка, используемого в качестве сырья для отливки пуль. Все описанные вещи характерны для XVII в., такие изделия известны как по материалам Москвы и Смоленска, так и Тобольска и Мангазеи [Татаурова, Татауров С.Ф., 2019, с. 360– 363]. Уникальной стала находка костяной крышки, предположительно, от масленки, используемой для смазки деталей огнестрельного оружия (см. рисунок , , 8 ). К воинскому снаряжению можно отнести находку напильника, который мог применяться, прежде всего, для ремонта вооружения.
Хозяйственный и бытовой инвентарь в изученной постройке можно разделить на несколько групп. К первой, самой многочисленной, относятся детали сундуков и шкатулок. Это железные ручки, небольшие гвоздики для соединения деталей, замки (шаровидный и сердечковидный), крючки и костяные накладки, с орнаментом и без. Во вторую группу входят предметы, связанные с изготовлением одежды. Это две пары ножниц, 4 железные иглы, половинка глиняного пряслица, шило. Третья группа – осветительные приборы, представленные двухрожковым светцом и калачевидным кресалом. В четвертую вошли два фрагмента от кос-горбуш и фрагмент серпа.
Посудный комплекс представлен многочисленными фрагментами керамических мисок и горшков, в целом не отличающихся от тех, которые были обнаружены в культурном слое XVIII в. острожной части г. Тары в предыдущие годы. Кроме них было 672
найдено 4 фрагмента стекла, выполненного в «венецианской» технике (см. рисунок , 9 ) и, соответственно, имеющих западноевропейское происхождение [Чёрная, 2015, с. 206], а также 1 фрагмент китайской фарфоровой посуды, судя по декорированию, относящийся к последнему периоду существования династии Мин (1620-е – 1644 гг.) [Татау-ров С.Ф., Татауров Ф.С., 2019, с. 1418–1420].
Предметы, связанные со служебной деятельностью владельца, представляют одну из наиболее интересных категорий находок на территории изучаемого объекта. Они позволили установить, что проживающий здесь служилый человек владел грамотой. В частности, был обнаружен перочинный нож (см. рисунок , 13 ), бронзовые щипцы для снятия нагара со свечи (см. рисунок , 10 ). Низшие слои населения города в описываемый период пользовались для освещения изб исключительно лучинами, свечи – принадлежность представителей средних слоев, причем грамотных, ведь равномерный свет свечи позволял, вероятно, читать и писать в темное время суток. Проживающий в изучаемой постройке служилый человек, кроме того, вероятно, выполнял поручения по доставке различных письменных донесений – об этом говорит находка костяного футляра для них (см. рисунок , 12 ).
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в изученной в 2021 г. постройке проживал не рядовой служилый человек, а воинский командир младшего звена, возможно, десятник. Обнаружение в фактически закрытом комплексе поднимает ценность всех обнаруженных находок.
Выводы
Исследования жилого комплекса первой половины XVII в. подтверждают письменные источники о Таре как городе, где практически все его жители относились к служилым сословиям или работали над обслуживанием крепости и гарнизона. Находки чернильниц, перочинных ножей, футляров для грамот и писем свидетельствуют о высоком уровне грамотности населения. На настоящий момент Тара является одним из немногих русских городов в Сибири, где возможно планомерное изучение культурных слоев XVII в.
Список литературы Жилой комплекс XVII века в городе Таре в исследованиях 2021 года
- Алиева Т.А. Перстни из культурного слоя г. Тобольска (по материалам базарного раскопа) // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск; Тюмень; Екатеринбург: Магеллан, 2014. - Т. I. - С. 188-193.
- Археологическая летопись земли Тарской / С.Ф. Татауров, Ф.С. Татауров, Л.В. Татаурова, С.С. Тихонов. - Омск: Издатель-Полиграфист, 2019. - 412 с.
- Багрин Е.А. Нож в комплексе холодного оружия русского служилого человека на территории Сибири и Дальнего Востока в XVII в. // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск: Апельсин, 2008. -С. 294-308.
- Багрин Е.А., Бобров Л.А. К вопросу о реконструкции костюма служилой элиты Сибири конца XVI-XVII века по материалам письменных источников // Культура русских в археологических исследованиях. -Омск; Тюмень; Екатеринбург: Магеллан, 2014. - Т. I. -С. 194-199.
- Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. Мангазея: новые археологические исследования (материалы 20012004 гг.). - Екатеринбург; Нефтеюганск: Магеллан, 2008. - 296 с.
- Молодин В.И. Кресты-тельники Илимского острога. - Новосибирск: Инфолио, 2007. - 248 с.
- Пархимович С.Г. Коллекция артефактов из раскопок Березовского городища // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск: Апельсин, 2008. -С. 215-227.
- Розенфельдт Р.Л. Игры детей // Древняя Русь. Быт и культура. - Москва, 1997. - 368 с.
- Татауров С.Ф., Татауров Ф.С. Фарфор и фаянс в культурном слое города Тары // Былые годы. - 2019. -Том 54. - Вып. 4. - С. 1418-1428.
- Татаурова Л.В., Татауров С.Ф. Вооружение и боевой запас русских Тарского Прииртышья в XVII—
- XVIII вв. : история и археология // Stratum Plus. - 2019. -Вып. 6. - С. 353-365.
- Татаурова Л.В., Татауров Ф.С. Костюм русских сибиряков XVII-XVIII вв. и его социальное значение по данным археологии // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. - С. 75-83.
- Черная М.П. Воеводская усадьба в Томске. - Томск: Д’Принт, 2015. - 276 с.